Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Правописание приставок пре- и при- »
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Материал нацелен на практическое овладение обучающимися навыком правописания слов с приставками пре- и при- . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_pristavok_pre_i_pri.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования для детей

с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»

Конспект

открытого урока

по русскому языку

на тему

«Правописание приставок

пре- и при- »

Класс: 7 слабослышащий

Учитель: Лукашова Н.Н.

Смоленск

2020


Цель урока: закрепление навыка правописания слов с приставками пре-, при-.

Задачи:

  1. Вырабатывать умение применять при письме орфограмму правописания слов с приставками пре- и при- .
  2. Формировать навык употребления слов с приставками пре- и при- в связной речи.
  3. Обогащать словарный запас обучающихся.
  4. Развивать логическое мышление.
  5. Развивать воображение обучающихся.
  6. Пробуждать и поддерживать интерес к изучению русского языка.


Ход урока

Учитель

Ученик

Ребята, давайте вспомним, какую орфограмму вы изучали на прошлом уроке?

Правописание гласных в приставках пре- и при-.

В каких случаях нужно писать в приставке букву «е», а в каких «и»?

Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и (это приставка при-_.

Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере. то в ней пишется буква «е» (это приставка пре-).

Приведите примеры.

Слова с приставкой при-: прибежать (приближение), приоткрыть (неполное действие), пригородный (близость), прибить (присоединение).

Всё верно. Теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили домашнее упражнение. На доске написаны слова из упражнения 137. Они распределены в две колонки. Если в тетради вы написали так же, значит вы справились с заданием. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу. На экране перед вами правильный вариант записи.

При-

Пре-

Прицепить

Преинтересный

Прибегать

Преломить

Приседать

Преувеличить

Приколоть

Пренеприятный

Прийти

Претерпевать

Прибрежный

Прибежать

Приползти

Прикасаться

Приклеить

Пригореть

Придорожный

Приморский

Приобрести

Приехать

Приковылять

Прилагать

Притащиться

Прибирать

Прирастать

Прискакать

Есть ли ошибки? Нет. Тогда прейдем к устному заданию упражнения. Какие из глаголов, обозначающих движение, показывают, что человек движется с трудом?

Глаголы приползти, приковылять, притащиться показывают, что человек движется с трудом.

Какие из выделенных слов образованы приставочным, приставочно-суффиксальным способом?

Приставочным способом образовано слово «притащиться». Приставочно-суффиксальным способом образованы два слова: придорожный, приморский.

Итак, мы повторили правило написания слов с приставками пре-, при-, вспомнили значение приставок при-, пре-. Проверим, сможете ли вы самостоятельно определить значение приставок пре- и при-. Перед вами на карточках написаны слова с приставками пре- и при-. Начертите таблицу. распределите слова по колонкам в соответствии со значением приставки. вставьте в приставку нужную букву: е или и.

Прибытие, приподнял, претерпеть, прескучный, придорожный, прищуриться, примерзать, превкусный, присесть, прижимать, пресмелый, привязать, преступить, превратить, приоткрыть, преодолеть, пригородный, прискакал, прикатил, примчаться, принести, превысить, пригнулся.

Запись в тетради ученика.

При-

Присоединение

Приближение

Близость

Неполное действие

Привязать

Прибытие

Пригородный

Приподнял

Примерзать

Примчаться

Придорожный

Прищуриться

Прижимать

Принес

Присесть

Прискакал

Приоткрыть

Прикатил

Пригнулся

Пре-

Сходство со словом «очень»

Сходство с приставкой пере-.

Прескучный, превкусный, пресмелый.

Претерпеть, преступить, превратить, преодолеть, превысить

Учитель.

Ученик.

Приставки в словах в этом упражнении пишутся по правилу. Но в русском языке есть много слов, правописание которых нужно запомнить, проверять по словарю. Значение приставок пре- и при- в них трудно или нельзя определить. Написание этих слов нужно проверят по словарю.  На прошлом уроке вы познакомились с некоторыми из таких слов. Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили их написание. Перед вами перфокарты. Вставьте нужную гласную букву в приставку: е или и. (См. перфокарту).

Перфокарта.

Приготовить

Преобразовать
Пр
исмотреться

Превратить

Примерять

Придумать

О результатах проверки я сообщу на следующем уроке, а сегодня вы узнаете о правописании еще нескольких слов с приставками при- и пре-.

Напишите в тетради слова: привыкать, придумать, пригласить, присутствовать, пригодиться, привыкать, презирать, препятствие. Что означают эти слова?

Присутствовать – быть в каком-то месте.

Пригодиться – быть нужным.

Презирать – очень не уважаю

Препятствие – вещь или случай, которые мешают сделать какое-то дело.

Итак, вы знаете много слов с приставками при-, пре-, умеете определять значение приставок, правильно писать слова с приставками пре-, при-. Давайте теперь поиграем, используем ваши знания. Перед вами рисунки. (Вниманию учащихся представляется плакат с рисунками). Все звери на этих рисунках совершают какое-либо действие, поэтому к каждому рисунку можно подобрать глагол. Вам нужно подобрать глаголы с приставкой при-. Кто подберет к рисункам больше глаголов с приставкой при-?

Прикатил, прилег, приехали, прищурил, прижался, прискакал, принес, прилетел, приготовился, приподнял, пригнулся, присел.

На доске написаны эти глаголы. Проверьте, все ли глаголы вы вспомнили. (Слова написаны на «закрытой» доске.)

Обратите внимание, все рисунки объединены общей темой. Какой?

Все рисунки на спортивную тему.

Верно. Звери на рисунках выполняют физические упражнения, занимаются спортом. Давайте составим с глаголами, которые вы подобрали к рисункам. предложения так, чтобы  получился небольшой веселый рассказ. Начало рассказа уже есть.

День здоровья.

Летел однажды воробей по зоопарку и увидел, что все звери в зоопарке стали толстые и ленивые, потому что не хотели заниматься спортом. Они только ели и спали.  «Непорядок»,- подумал воробей. Он начал доказывать зверям, что важно заниматься физкультурой, но они не хотели его слушать. Тогда воробей решил пойти на хитрость. Он взлетел в небо и закричал: «Сегодня будет праздник на поляне. Но на праздник пустят не всех зверей, а только самых ловких, быстрых, сильных. Вскоре прилетел воробей на поляну посмотреть, кто пришел на праздник, смотрит, а на поляне уже много зверей собралось. Каждый считает себя самым ловким, сильным и быстрым...

Дальше продолжайте рассказ вы, ребята. Нужно ответить на вопрос, что делал каждый из зверей. Составьте предложения с глаголами, у которых есть приставка пре-, при-. Запишите предложения в тетрадь.

1. Тигр прикатил мяч. Он устал и прилег отдохнут на мяч.

2. Котята приехали (примчались) с горки на роликовой доске.

3. Прискакал кенгуру и детеныша с собой принес.

Тузик с Бобиком играют в бадминтон. По воздуху летит мяч.

Тузик приподнял ракетку и ловко ударил ею по мячу. Бобик уже приготовился отразить атаку. (Примечание: учитель объясняет значение выражения «отразить атаку»)

А Бим выполняет сложные гимнастические упражнения. Что он делает?

Он присел на заднюю лапу, а передние лапы пригнул к земле.

Целый день звери занимались физкультурой, хотели показать, что они самые ловкие, быстрые, сильные. Наконец кто-то спросил у воробья: «А когда же начнется праздник?»

«Так вы уже на празднике. Сегодня у нас праздник: День здоровья!» - воскликнул воробей.  Ребята, какую хитрость придумал воробей, чтобы заставить зверей заниматься спортом.

Воробей сказал, что на поляне будет праздник. На него пустят только самых сильных, ловких, быстрых.

Какой праздник получился?

День здоровья.

Вот, какой мудрый воробей. Ребята, в тетради вы записали предложения, в которых есть глаголы с приставкой при-. Найдите эти глаголы, выделите приставку при-.

Итак, ребята, сегодня мы проделали большую работу. Что мы делали сегодня на уроке?

Повторили правило о написании слов с приставками пре-, при-; повторили слова с приставками пре-, при-, правописание которых нужно запомнить. Мы подбирали к рисункам глаголы с приставкой при-, составляли рассказ.

Ребята, вы хорошо работали на уроке, справились со всеми заданиями. Домашнее задание будет также на закрепление правописания приставок пре-, при-. Напишите в тетради столько слов с приставками пре-, при-, сколько знаете. На следующем уроке сравним, кто знает больше всех слов с этими приставками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание имен существительных" в 6 классе национальной школы

Данный урок  разработан в режиме технологии  КСО. Разработка содержит план занятия с приложением (алгоритмы работы, карточки с заданиями и т.д.)....

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур....

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание."

Урок соответствует требованиям ФГОС. Его актуальность в применении разноуровнего подхода и ИКТ....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Буквы ы и после ц"

Урок открытия нового знания. Ведущая цель урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счёт изучения орфограммы "Буквы ы-и после ц&qu...