Конспект урока по формированию грамматического строя речи в 6 слабослышащем классе на тему «Практическое овладение основными значениями падежных форм прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок направлен на формирование у глухих и слабослышащих учащихся умения устанавливать смысловую и грамматическую связь между существительным и прилагательным; умения строить предложение на основе заданного лексического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»

Конспект урока

по формированию

грамматического строя речи

в 6 слабослышащем классе

на тему

«Практическое овладение основными значениями падежных форм прилагательных»

                                                                 

учителя русского языка

и литературы

Лукашовой Н.Н.

Смоленск

2019

Тип урока: урок – обобщение

Цель урока: обобщить знания обучающихся по разделу «Практическое овладение основными значениями падежных форм прилагательных».

Задачи:

  • Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь между существительным и прилагательным;
  • Вырабатывать умение строить предложение на основе заданного лексического материала;
  • Закрепить навык самостоятельной работы с таблицами, схемами;
  • Обогащать словарный запас обучающихся;
  • Развивать и корректировать речь обучающихся.

Ход урока

Учитель

Обучающиеся

Сегодня  урок – повторение. Мы много говорили о прилагательном. Какие вопросы бывают у прилагательного?

У прилагательного бывают вопросы какой? какая? какие? какой? какому? какого? каких? каким?

От какого слова нужно ставить вопрос к  прилагательному?

К прилагательному нужно ставить вопрос от существительного, с которым оно связано по смыслу.

Какого числа бывают прилагательные?

Прилагательные бывают единственного и множественного числа. Например. Зеленый – прилагательное стоит в единственном числе. Зеленые –  прилагательное стоит во множественном числе.

Какого рода бывают прилагательные?

Прилагательные бывают мужского, женского и среднего рода.

Верно. У прилагательного будет такой же род, такое  же число, тот же падеж, как у существительного. Это существительное связано с прилагательным по смыслу. От него мы ставим вопрос к прилагательному.

Сегодня мы проверим, умеете вы ставить правильно вопросы к прилагательным или нет, научились вы  правильно определять падеж прилагательного или не научились,  умеете правильно писать окончание прилагательного или не умеете. Чтобы уметь это все делать, надо рассуждать по порядку. Давайте еще раз прочитаем образец рассуждения.

Что мы должны делать, чтобы верно поставить вопрос к прилагательному, определить падеж прилагательного и правильно написать окончание прилагательного?

Образец рассуждения

  1. Нужно найти существительное, от которого можно поставить вопрос к прилагательному.

(Прилагательное связано с этим существительным по смыслу).

  1. Нужно определить по таблице падеж существительного, от которого зависит прилагательное.

(У прилагательного будет такой же падеж, как у существительного).

  1. Нужно посмотреть по таблице, какой вопрос у прилагательного в этом падеже.
  2. Нужно посмотреть по таблице, какое окончание у прилагательного в том же падеже.

Верно. А как мы должны рассуждать, чтобы правильно определить падеж существительного, у которого есть предлог.

Образец рассуждения

  1. Нужно определить род и число существительного.
  2. Нужно найти по таблице, в каком падеже употребляется предлог, который стоит перед существительным.

(Этот падеж будет у существительного, которое мы напишем вместе с этим предлогом).

  1. Нужно посмотреть по таблице, какой вопрос у существительного в этом падеже.
  2. Нужно посмотреть по таблице, какое окончание должно быть у существительного в этом падеже.

Давайте посмотрим, умеете вы правильно рассуждать или нет. Задание у доски. Каждый из вас получит карточку. На ней написаны короткие предложения. Прочитайте, что нужно сделать.

  • Найди существительное и прилагательное.
  • Выпишите их вместе с предлогом.
  •  Подчеркни предлог.
  • Поставьте вопрос от существительного к прилагательному.
  • Напиши над существительным и прилагательным падеж.
  • Выдели окончание у существительного и прилагательного.

1. Задание на карточках. Работа у доски.

Внимание! На доске написан образец, как нужно выполнять задание.

Например. 1.Люди набирают воду из глубокого колодца. Выписать: из глубокого (какого?) (Р. п.) колодца (Р. п.).

Карточка 1.

Карточка 2.

Карточка 3.

Карточка 4.

Материл для задания.

Материл для задания.

Материл для задания.

Материл для задания.

1.По белому песку идут верблюды. 2. Поросенок ест из большого корыта. 3. В глубокой реке живут щуки и сомы.

1.Лена положила сахар в горячий чай. 2. По голубому небу плывут облака. 3. Из-за теплой печки выглядывает котенок.

1. Из большого ведра вытекала вода. 2. Под низким крыльцом живет зеленая лягушка. 3. На деревянном заборе сидит белобокая сорока.

1. Под старым дубом вырос белый гриб. 2.Сестра поставила в красивую вазу цветы. 3. Возле нового дома люди построили гараж.

Ответ ученика на доске.

Ответ ученика на доске.

Ответ ученика на доске.

Ответ ученика на доске.

1.По белому          (какому?) (Д. п.) песку (Д. п). 2. Из большого (какого?) (Р. п.) корыта  (Р. п.).  3. В глубокой (П. п.) реке (Р. п.).

1. В горячий (какой?) (В. п. ) чай (В. п.). 2. По голубому (какому?) (Д. п.) небу (Д. п.). 3. Из-за теплой (какой?) (Р. п.) печки (Р. п.).

1.Из большого (какого?0 (Р. п.) ведра (Р. п.). 2. Под низким (каким?) (Т. п.) крыльцом (Т. п.). 3. На деревянном (каком?) (Т. п.) заборе (Т. п.).

1. Под старым (каким?) (Т. п.) дубом (Т. п.). 2. В красивую (какую?) (В. п.) вазу (В. п.). 3. Возле нового (какого?) (Р. п.) дома (Р. п.).

Ребята, справиться с этим заданием вам «помогли» предлоги. А вы сами сможете подобрать нужный предлог, чтобы построить предложение? Давайте посмотрим, умеете вы это делать или нет.

2. Задание. Работа с карточками – наборным полотном.

 Каждому из вас будет дана карточка. В карточке из слов составлены предложения. В этих предложениях пропущены предлоги. Каждый из вас получит еще и конверт. В конверте лежит много маленьких карточек. На каждой карточке написан один предлог. Найдите предлог, который нужно вставить в предложение. Вставьте его вместо трех точек.

Внимание. Ребята, перед вами на столах, возле доски расставлены и разложены плакаты. Вы уже работали с этими плакатами. На них написаны предлоги. Фотографии на плакатах помогают понять значение предлога. Есть примеры. Это предложения под картинками с предлогами. Они помогут вам выбрать нужный предлог. Можно подойти и еще раз рассмотреть эти плакаты.

Карточка – наборное полотно 1.

1. Бабушка сказала, что можно наливать молоко … нового кувшина.

2. Мама предложила гостям пить чай … шоколадными конфетами.

3. … толстой елки выскочил заяц и быстро побежал в кусты.

Карточка – наборное полотно 2.

1. Нам с ребятами нравится лежать и загорать … теплого озера.

2. Учительница Ольга Викторовна на урок приходит … длинной указкой.

3. … лесному болоту нужно ходить осторожно, потому что в нем живут змеи.

Карточка – наборное полотно 3.

1. Прилетела яркая бабочка и села … большую ромашку.

2. … деревянного сарая важно вышли гуси.

3. Пассажиры подошли … скорому поезду и  достали проездные документы.

Карточка – наборное полотно 4.

1. Снежинки кружились в воздухе и падали …  холодную землю.

2. Вдруг земля зашевелилась и … желтых листьев высунул нос черный крот.

3. … сладкому персику ползала полосатая оса и откусывала маленькие кусочки.

Примечание. В конвертах лежат карточки с предлогами: на, в, из, из-под, под, между, около, во, над, с, по, к, до, из-за, возле, у, от.

Вы умеете подбирать нужный предлог к существительному. Вы умеете определять, от какого существительного зависит прилагательное (с каким существительным «связано» прилагательное). Вы умеете правильно ставить вопросы  от существительного к прилагательному, определять падеж существительного и прилагательного. А умеете вы правильно писать окончание прилагательных? Давайте проверим.

Задание 3. Работа с перфокартами. 

Ребята, перед вами на листках написаны прилагательные с существительными. У прилагательных нет окончания. Допишите окончание прилагательных.

Внимание. Обратите внимание, какое число и какой род у существительного. Мы говорили, что прилагательное «связано» с существительным. Значит, у него будет такой же род, такое же число и такой же падеж, как у существительного.

Примечание. В перфокарте по вертикали указаны названия падежей. Внутрь вставляется листок со словосочетаниями: прилагательное без окончания  +  существительное с окончанием.

Перфокарта 1.

Именительный падеж

близк… друг

Родительный падеж

близк… друга

Дательный падеж

близк… другу

Винительный падеж

близк… друга

Творительный падеж

близк… другом

Предложный падеж

близк… другом

Перфокарта 2.

Именительный падеж

модн… юбка

Родительный падеж

модн… юбки

Дательный падеж

модн… юбке

Винительный падеж

модн… юбку

Творительный падеж

модн… юбкой

Предложный падеж

модн… юбке

Перфокарта 3.

Именительный падеж

мехов… шапка

Родительный падеж

мехов… шапки

Дательный падеж

мехов… шапке

Винительный падеж

мехов… шапку

Творительный падеж

мехов… шапкой

Предложный падеж

мехов… шапке

Перфокарта 4.

Именительный падеж

железн… ведро

Родительный падеж

железн… ведра

Дательный падеж

железн… ведру

Винительный падеж

железн… ведро

Творительный падеж

железн… ведром

Предложный падеж

железн… ведре

Пока учащиеся выполняют задание на перфокартах, учитель проверяет задание на карточках – наборном полотне. Перед выполнением следующего задания объявляются результаты.

Ребята, мы сегодня много работали со словосочетаниями по модели: прилагательное + существительное. Очень важно подобрать нужный предлог к существительному, правильно поставить  вопрос от существительного к прилагательному. Это нужно для того, чтобы построить предложение. Чтобы люди понимали, что мы хотим сказать, мы должны говорить предложениями. Давайте попробуем составить предложения. В них будут существительные, прилагательные, предлоги и глаголы.

Внимание! Вы встретите непонятные слова. Давайте посмотрим, что они означают.

(Объяснение учителя сопровождается демонстрацией картинок и фотографий из картинного словаря).

Съедобными (грибами). Что означает слово «съедобный»?

«Съедобный» гриб – это гриб, который можно есть.

Какое окончание у слова «съедобными»?

У слова «съедобными» окончание      -ыми.

А в каком падеже стоит прилагательное съедобными, если у него окончание –ыми?

Прилагательное съедобными стоит в творительном падеже, потому что у него окончание –ыми.

Верно. Съедобный и съедобными – это одно слово, но с разными окончаниями в разных падежах.

Что означает слово «спелые» (ягоды)?

Спелые ягоды – это ягоды, которые выросли и стали вкусными. Их можно есть.

Верно. Спелыми и спелый – это тоже одно слово, но с разными окончаниями. У этих слов одно значение.

Что такое «прозрачная» вода?

Прозрачная вода – это вода, через (сквозь) которую все видно.

Вам встретится слово «чешуя». Чешуя – это маленькие твердые пластины (щиты) на коже рыбы. Они защищают тело рыбы.

Задание 4. Работа с наборным полотном.

Перед вами конверты со словами. Составьте из этих слов предложение и вставьте его в карточку.

Конверт 1.

Спелыми, и, за, ходим, летом, мы, в, съедобными, лес, грибами, ягодами

Летом мы ходим в лес за съедобными грибами и спелыми ягодами.

Конверт 2.

Одежду, с, продукты, чистую, и, положили, рюкзак, в, термос, путешественники, чаем.

Путешественники положили в рюкзак термос с чаем, продукты и чистую одежду.

Конверт 3.

Густыми, под, спряталась, чешуей, водорослями, маленькая, и, блестящей, прозрачной, чешуей, рыбка, в, воде

В прозрачной воде проплыла маленькая рыбка с блестящей чешуей и спряталась под густыми водорослями.

Конверт 4.

Играли, до, санках, горы, снежки, в, на, с, ребята, ледяной, позднего, и, вечера, катались,

Ребята играли в снежки и до позднего вечера катались на санках с ледяной горы.

Примечание. После выполнения задания ученики читают предложения, которые у них получились.

Задание 5. Составление предложение к репродукциям.

А теперь выполним самое трудное задание. Перед вами репродукции картин (картины) русских художников. Придумайте к этим картинам одно или два предложения. В предложении должно быть существительное, прилагательное и предлог.

Примечание. Каждому ученику выдается одна репродукция картины.

Примерные предложения учащихся к репродукциям картин.

№1.

Александр Бенуа. «Набережная Рейна в Базеле в дождь».

№2.

Исаак Левитан. «Свежий ветер. Волга».

 №3.

Виктор Борисов - Мусатов. «Гармония».

№4.

Борис Кустодиев.

«Осень в провнции».

1. Женщина и мужчина прячутся  от сильного дождя  под зонтом.

2. Ветер срывает листья с  мокрых деревьев.

1. Белый пароход плывет по широкой Волге.

2. Из длинной трубы парохода идет дым.

1. Старушка сидит на деревянной скамейке.

2. Юноша читает перед  красивыми девушками стихи.

1. Лошадь щиплет траву возле высокого клена с красными листьями.

3. Возле девушек спит пушистая кошка.

Примечание. Работа выполняется на черновиках. Затем ученики читают придуманные ими предложения. Учитель корректирует предложения. Подводит итоги, чьи предложения самые интересные, хвалит работу остальных учащихся. Предложения записываются в чистовик.

Подведение итогов.

Итак, ребята, вы сегодня учились правильно писать прилагательные вместе с существительными и предлогами. Мы проверили, умеете ли вы правильно ставить вопросы от существительного к прилагательному, умеете ли писать окончание прилагательных с помощью таблицы и самостоятельно. На каждом уроке мы будем возвращаться к прилагательным и существительным с предлогами.

Домашнее задание на карточках: составить связный текст к фотографиям из трех-четырех предложений. В предложениях должны быть предлоги, существительные, прилагательные.

В заключение выставляются отметки.

                                                                                                                         

 

Раздаточный материал к заданию 1

Карточка 1

  1. По белому песку идут верблюды.
  2. Поросёнок ест из большого корыта.
  3. В глубокой реке живут щуки и сомы.

Карточка 2

  1. Лена положила сахар в горячий чай.
  2. По голубому небу плывут облака.
  3. Из-за тёплой печки выглядывает котёнок.

Карточка 3

  1. Из большого ведра вытекала вода.
  2. Под низким крыльцом живёт зелёная лягушка.
  3. На деревянном заборе сидит белобокая сорока.

Карточка 4

  1. Под старым дубом вырос белый гриб.
  2. Сестра поставила в красивую вазу цветы.
  3. Возле нового дома люди построили гараж.


Перфокарта 1

Именительный падеж

близк

друг

Родительный падеж

близк

друга

Дательный падеж

близк

другу

Винительный падеж

близк

друга

Творительный падеж

близк

другом

Предложный падеж

близк

друге


Перфокарта 2

Именительный падеж

модн

юбка

Родительный падеж

модн

   юбки

Дательный падеж

модн

   юбке

Винительный падеж

модн

   юбку

Творительный падеж

модн

   юбкой

Предложный падеж

модн

   юбке

Перфокарта 3

Именительный падеж

мехов

  шапка

Родительный падеж

мехов

  шапки

Дательный падеж

мехов

  шапке

Винительный падеж

мехов

  шапку

Творительный падеж

мехов

  шапкой

Предложный падеж

мехов

  шапке


Перфокарта 4

Именительный падеж

железн

   ведро

Родительный падеж

железн

   ведра

Дательный падеж

железн

   ведру

Винительный падеж

железн

   ведро

Творительный падеж

железн

   ведром

Предложный падеж

железн

   ведре


Наборное полотно 1

Бабушка

сказала,

что

можно

наливать

молоко

нового

кувшина.

Мама

предложила

гостям

выпить

чаю

шоколадными

конфетами.

колючей

ёлки

выскочил

заяц

и

быстро

побежал

в

кусты.


Наборное полотно 2

лесному

болоту

нужно

ходить

осторожно,

потому что

в

нём

живут

змеи.

Учительница

Ольга

Викторовна

на

урок

приходит

с

длинной

указкой.

Нам

с

ребятами

нравится

лежать

и

загорать

тёплого

озера.

Наборное полотно 3

Прилетела

яркая

бабочка

и

села

большую

ромашку.

деревянного

сарая

важно

вышли

гуси.

Пассажиры

подошли

скорому

поезду

и

достали

проездные

документы.


Наборное полотно 4

Снежинки

кружились

 в            

воздухе

и

падали

холодную

землю.

сладкому

персику

ползла

полосатая

оса.

Вдруг

земля

зашевелилась

и

жёлтых

листьев

высунул

нос

чёрный

крот.


Конверты с предлогами

(к заданию 2: работа с наборным полотном)

Карточка 1, 2, 3,4

на

в

из

из-под

под

между

над

около

во

с

по

к

до

из-за

возле

у

от

на

в

из

из-под

под

между

над

около

во

с

по

к

до

из-за

возле

у

от


на

в

из

из-под

под

между

над

около

во

с

по

к

до

из-за

возле

у

от

на

в

из

из-под

под

между

над

около

во

с

по

к

до

из-за

возле

у

от


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе по теме "Деление слов на слоги"

Урок имеет выраженную коррекционную, развивающую и практическую направленность, т.к. проводиться работа по развитию и коррекчии памяти, через вспоминание пройденного материала; зрительного и слухового...

Конспект урока по формированию грамматического строя речи. 4 класс "Связь между сказуемым и обстоятельством"

учить находить в предложении словосочетания выраженные сказуемым и обстоятельством и ставить к ним вопросы...

Конспект урока по формированию грамматического строя речи. Число имен существительных. 4 класс.

Задачи: Дидактическая: Продолжить работу по формированию умения отличать имя существительное от других частей речи. Знать характеристику имени существительного как части речи. Коррекционно-развиваю...

Планирование урока по формированию грамматического строя речи в I классе II отделения

Планирование урока по формированию грамматического строя речи в I классе II отделения Тип урока: закреплениеТема: «Словосочетание, обозначающее направленность действия на предмет» что делает? + к...

Планирование урока по формированию грамматического строя речи в I классе II отделения

Планирование урока по формированию грамматического строя речи в I классе II отделения Тип урока: закреплениеТема: «Словосочетание, обозначающее направленность действия на предмет»Цель: формироват...

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....

План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"

План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"...