РП (элективный курс в 9-м классе) "Введение в языкознание"
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Говор Христина Александровна

РП (элективный курс в 9-м классе) "Введение в языкознание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе

«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку для 9 класса составлена на основе «Методических рекомендаций к урокам языкознания» О. Е. Дроздовой.

      Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.  

      В настоящее время всё более актуальной становится проблема формирования у школьников представлений о сущности, назначении и функции языка, об организующей роли его. Главная цель обучения элективному курсу по русскому языку состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с объектами языкознания, его терминологическим аппаратом и повысить интерес к родному языку, что позволит, в свою очередь,  обеспечить языковое развитие учащихся и помочь им  максимально овладеть речевой деятельностью.

.  

     Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

- знакомство с объектами языкознания, его терминологическим аппаратом;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;

 - воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;

    Задачи обучения элективному курсу:

  1. Ознакомление с базовой терминологией языкознания. С важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его организации,
  2. Формирование целостного представления о языке на основе начальных лингвистических знаний.
  3.  Освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.    

Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции. 

    Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(33 часа - 1 час в неделю)

                          Наименование раздела, темы

1

  Введение. (1 ч.)

Лингвистика как наука. Язык и речь.

2

Язык и речь. (14 ч.)

Происхождение языка. Природа и сущность языка. Язык- система знаков. Функции языка. Язык и речь. Социально-функциональная структура языка. Классификация языков. Происхождение и развитие письма.

3

Фонетика. (5 ч.)

Артикуляционная база. Слог. Ударение и интонация. Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем.

4

Лексикология. (5 ч.).

Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение и его типы. Фразеологические единицы.

5

Морфемика и словообразование. (4 ч.)

Понятие о морфеме. Основные способы словообразования.

6

Грамматика. (4 ч.)

Грамматический строй языка.

 Морфология. Классификация частей речи. Парадигма.

 Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция.

                                                                                                                                                           








           

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

I

Введение

Лингвистика как наука

1

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц «Основные разделы языкознания», «Связь лингвистики с другими науками»

II

Язык и речь

Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков. Составление «посланий». Подготовка сообщений и их обсуждение. Участие в дискуссии.

1

Происхождение языка

2

2

Природа и сущность языка

2

3

Язык – система знаков

2

4

Функции языка

1

5

Язык и речь

2

6

Социально-функциональная структура языка

1

7

Классификация языков

2

8

Происхождение и развитие письма

2

III

Фонетика

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Работа со справочной литературой. Лингвистические игры. Орфоэпические упражнения

1

Артикуляционная база

2

2

Слог. Ударение и интонация

2

3

Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем

1

IV

Лексикология

Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарями разных типов. Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений по теме: «Это интересно». Составление словарей. Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма»

1

Слово как предмет лексикологии

1

2

Лексическое значение и его типы

2

3

Фразеологические единицы

2

V

Морфемика и словообразование

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление словообразовательных цепочек. Составление словообразовательных гнёзд

1

Понятие о морфеме

2

2

Основные способы словообразования

2

VI

Грамматика

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц и схем. Работа с текстами. Выполнение различных видов разбора.

1

Грамматический строй языка

1

2

Морфология. Классификация частей речи. Парадигма

1

3

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция

2

                                                                                                                                                                                                                                                   Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема

1

Введение

Лингвистика как наука

2

Происхождение языка

3

Происхождение языка

4

Природа и сущность языка

5

Природа и сущность языка

6

Язык – система знаков

7

Язык – система знаков

8

Функции языка

9

Язык и речь

10

Язык и речь

11

Социально-функциональная структура языка

12

Классификация языков

13

Классификация языков

14

Происхождение и развитие письма

15

Происхождение и развитие письма

16

Артикуляционная база

17

Артикуляционная база

18

Слог. Ударение и интонация

19

Фонема. Сильная и слабая позиция фонем.

20

Система фонем

21

Слово как предмет лексикологии

22

Лексическое значение и его типы

23

Лексическое значение и его типы

24

Фразеологические единицы

25

Фразеологические единицы

26

Понятие о морфеме

27

Морфема

28

Основные способы словообразования

29

Основные способы словообразования

30

Грамматический строй языка

31

Морфология. Классификация частей речи. Парадигма

32

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция

33

Зачётная работа

Ожидаемые результаты

   В ходе изучения курса «Введение в языкознание» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знать основы науки о языке
  • Знать основные лингвистические термины
  • Уметь работать со словарями и справочной литературой
  • Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания

       

Литература

  1. Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 2019
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. М., 2019
  3. Леонтьев А. А. Что такое язык. М., 2019
  4. Реформатский А. А. Введение в языкознание. А., 2019
  5. Фолсом У. Книга о языке. М.,2019
  6. Шанский Н. М. В мире слов. М., 2014
  7. Шанский Н. м. Занимательный русский язык. М.,2013

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                               

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательное языкознание (элективный курс для 8-9 классов)

Курс «Учение с увлечением» (Общее языкознание) предназначен для учащихся 8-9-х классов в предпрофильном обучении. Известно, что русский язык считается одним из сам...

Элективный курс по математике 9 класс. "Введение элементов комбинаторики и теории вероятностей"

«Приходилось слышать, что теория сочетаний и бином Ньютона предлагаются иногда как отделы, которые можно сократить. Соглашаясь на другие сокращения, выскажусь решительно против сокращения теории сочет...

Элективные курсы по русскому языку "Введение в языкознание"

Элективные курсы по русскому языку "Введение в языкознание" для 9 класса....

Программа элективного курса «Трудные вопросы языкознания» (подготовка к экзамену) для обучающихся 11 классов

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы.  Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, разв...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Введение в языкознание»

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Введение в языкознание»...

Техкарта урока №1 в 5 классе "Введение. Язык и языкознание"

Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.Урок пост...