Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
презентация к уроку по русскому языку

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиал МБОУ « Тёшинская средняя школа» - « Степуринская основная школа» « Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся »

Слайд 2

Читательская грамотность и смысловое чтение PISA Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, участвовать в жизни общества, расширять свои знания и возможности ФГОС Смысловое чтение – вид чтения, который используется для решения задач, удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, главную идею текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, которые представлены в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста

Слайд 3

Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери Т ри уровня читательской грамотности Находить и извлекать информацию из текста ; Интегрировать(связывать ) и интерпретировать ( толковать) прочитанное ; Осмыслять и оценивать прочитанное .

Слайд 4

Виды текстов Сплошные тексты Михаил Пришвин «Паутинка» Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый тёмный лес. Шёл я вперёд по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но всё-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники. Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Как всегда в таких случаях, я сосредоточил своё внимание на стрелках и скоро заметил, что движение стрелок происходит по ветру, слева направо. Ещё я заметил, что на ёлках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом: каждая новая лапка на ёлке рождалась в оранжевой сорочке, и теперь сколько лапок, столько сорочек слетало — тысячи, миллионы... (газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы, письма)

Слайд 5

Виды текстов Смешанные тексты (веб-страницы , журнальные статьи)

Слайд 6

Виды текстов Составные тексты (несколько сайтов, несколько обложек журналов разной направленности, несколько словарных статей из разных словарей и т.п.) Высказывания о языке Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий , могучий , правдивый и свободный русский язык ! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев Язык и золото – вот наш кинжал и яд. М.Ю.Лермонтов Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый , задушевный, как песня над колыбелью. А.Н.Толстой

Слайд 7

Виды текстов Несплошные тексты (списки , таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы, формы)

Слайд 8

Технология смыслового чтения

Слайд 9

Приемы работы с текстом

Слайд 10

Приемы работы с текстом Подберите по нескольку синонимов к каждому слову предложения. Из новых слов составьте предложения, не искажая смыл исходного. На многих реках страны построены мощные электростанции . (На многочисленных (множестве, большом количестве) реках России (РФ, нашей Родины, государства) сооружены (воздвигнуты, возведены, сооружены) огромные (большие) гидросооружения (ГЭС).

Слайд 11

Приемы работы с текстом Простое воспроизводство Деление текста на смысловые блоки Составление плана по тексту Выборочное чтение текста Составление опорного конспекта Нахождение в тексте ответов на вопросы Из учение приведённых в тексте примеров и придумывание своих Взаимоопрос Нахождение в тексте информации для решения проблемных вопросов Иллюстративное изображение Перепутанные логические цепочки Комплексный анализ текста

Слайд 12

Приемы работы с текстом Составление презентации к тексту Сравнение по тексту двух близких понятий, героев Самостоятельные творческие работы Составление кроссвордов по тексту Резюме Система маркировки текста Игра «Неиспорченный телефон» Формулировка вопросов к тексту и ответы Синквейн Составление схем, рисунков, таблиц Шпаргалки Составление кластера « Древо мудрости» « Фишбоун »

Слайд 13

Приемы работы с текстом 1. Знакомство и осмысление заголовка - «входной двери» текста. 2. «Погружение в текст» или общение и мысленный диалог с автором. Составьте план текста; Найдите незнакомые слова, определите их значение по словарю; Найдите в тексте ключевые слова; Составьте по 2 «тонких» и по 2 «толстых» вопроса по содержанию текста; Составьте предложения, используя слова «так как…», «потому что…», «если…, то…» и др. 3.Сформулируйте основную мысль данного текста. «Погружение в текст»

Слайд 14

Приемы работы с текстом Составление таблицы « Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души » Помещик Окружающая обстановка портрет характер Отношение к просьбе Чичикова Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению) Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой красной вроде серенькой На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян Коробочка (попал случайно во время дождя) Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций

Слайд 15

Приемы работы с текстом Синквейн Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. М.Ю.Лермонтов 1. Тучи 2. Блуждающие , бездомные (холодные, свободные ). 3. Странствуют , мчатся, плывут. 4.Блуждающие тучи, странствующие по свету. 5.Печаль.

Слайд 16

Приемы работы с текстом Кластер

Слайд 17

Приемы работы с текстом Письмо «с дырками» Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На_________небе мгла носилась; Луна, как________пятно , Сквозь ________ _______желтела, И ты __________ сидела - А нынче погляди в окно: __ __________ небесами _________коврами, Блестя на солнце, снег лежит…

Слайд 18

Малярова Т. В., Терских Ж. М. КРАПИВА Формат текста: составной. Текст 1 Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смути- лась . Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха! И вдруг слышит Крапива, как шепчут белые ромашки. – Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвет... – Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник. Удивилась Крапива и даже всхлипнула: – Вот так так ! Выходит, что самая счастливая тут я? Расту – не об- ращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят… Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь. Источник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / [М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов]; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта . 2-е изд., сте-реот . М.: Дрофа, 2013. 335 с. Тема: Речь. Язык. Правописание. Культура речи. Повторение изу-ченного в 5 классе. Упр. 33.

Слайд 19

Текст 2 Ее знают все. Стоит до нее дотронуться, как волоски, которыми она покрыта, прокалывают кожу, и в ранку из особых клеток попадает ядо -витый сок. Так крапива защищает себя. Если б мы попали в аптеку 16 века, то среди склянок и пучков сухих трав увидели бы и крапиву. Оказывается, крапива хорошо останавливает кровотечение. Препараты из крапивы применяют и в настоящее время. Из листьев крапивы делают безвредную зеленую краску. Ею можно окрашивать конфеты, пирожное, лекарства, одеколон. Рубленую моло -дую крапиву охотно едят цыплята, индюшата, поросята. Ранней весной из молодой сочной крапивы можно приготовить вкусные и полезные зеленые щи. В некоторых местностях используют и стебель крапивы. Из него де-лают волокно для веревок, мешковины и другой прочной, грубой ткани . (Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?») URL: http://www.what-who.com/k/krapiva.html

Слайд 20

Текст 3 Я крапиву сорвал, Я приставил к букету крапиву! И – о чудо! – зеленая, мощная сочность крапивы Озарила цветы. А ее грубоватая сила Оттенила всю нежность соседки ее незабудки, Показала всю слабость малиновой тихой гвоздички , Подчеркнула всю тонкость, всю розовость «раковой шейки». В. Солоухин

Слайд 21

Задания Какие выражения соответствуют содержанию текста? 1. Крапива считала себя бесталанной. 2. Шиповник жаловался, что на него никто не обращает внимания. 3. После разговора с цветами и ягодами Крапива поняла, что она самая счастливая из них. 4. После разговора с Крапивой цветы и ягода стали еще больше жаловаться на свою жизнь 5. Почему слова «Крапива» и «Шиповник» написаны с заглавной буквы? 6. Как вы понимаете значение слова «бесталанный»? 7. Приведите аргументы к тезису «Крапива – самая счастливая» 8. Как Крапива пришла к выводу, что самая счастливая она? 9. Почему после разговора с Крапивой цветы и ягоды «больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь»?

Слайд 22

10. Рассмотрите рис. 1 и определите, в каких книгах были напечатаны приведенные тексты. Объясните свой выбор.

Слайд 23

11. Рассмотрите рис. 2, на котором представлены логотипы различных ор ганизаций с изображением крапивы. Подумайте, за какие свойства ее выбрали символом? Обоснуйте свой ответ. Интернет-магазин горшечных комнатных растений Магазин натуральной косметики Кафе

Слайд 24

Кто перестает читать, тот плохо мыслит, а тот, кто плохо говорит, плохо думает. Древняя мудрость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Работа с текстом учебника на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся.

СТАТЬЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В III МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ( МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСК...

Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....

«Знаково-символьный текст как средство формирования читательской грамотности на уроках биологии у обучающихся с ОВЗ»

Реализация идеи инклюзивного образования является одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии образования, при которой создаются равные условия и возможности, происходит включение детей с...