Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
статья по русскому языку

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

На РМО учителей русского языка и литературы.

Отекина Е.М.

27.01.2023 г.

Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся.

        В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

        Читательская грамотность является метапредметным умением, так как чтение и понимание учебных текстов, умение получать информацию из текста, осмысливать её и применять для решения различных учебных и практических задач нужны для обучения на каждом учебном предмете. Поэтому на формирование читательской грамотности должны быть направлены усилия каждого учителя-предметника, и в особенности учителя русского языка и литературы.

         

В проводимых международных исследованиях PISA выделяют три уровня читательской грамотности. Умение найти и извлечь информацию из текста определяется как первое читательское умение.

          Второе читательское умение предполагает возможность интерпретации и интегрирования  прочитанного. Ученикам предстоит извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Для этого важно суметь отличить главное от второстепенного, установить имеющиеся в тексте взаимосвязи (временные, пространственные, причинно-следственные, видовые), разобраться в информации, которая содержит противоречия или неоднозначную оценку, осмыслить подтекст. Все эти умения необходимы для целостного понимания текста.

         Третье читательское умение предполагает осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные суждения.

        Все три читательских умения тесно взаимосвязаны, поэтому все они востребованы при выполнении учебных заданий.

       Для формирования читательской грамотности  обучающихся  необходимо им предлагать специальные учебные задания, направленные на обучение умению:

  1. Находить и извлекать информацию из текста;
  2. Интегрировать (связывать) и интерпретировать (толковать) прочитанное;
  3. Осмыслять и оценивать прочитанное.
  4. Применять полученные знания в новой ситуации.

Обучающиеся должны научиться работать с различными видами текстов:

       Сплошные тексты. Состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Могут быть объединены в более крупные структуры: главы, разделы и т.п. (газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы, письма).

       Несплошные тексты. Информация оформлена в виде графической матрицы: таблицы, графики и т.д. (списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы, формы).

       Смешанные тексты. Внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате (веб-страницы, журнальные статьи).

       Составные тексты. Тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения или противопоставления (несколько сайтов разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности).

Всем известно, что современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения.

Технология смыслового чтения, которая включает в себя 3 этапа работы:

1-й этап. Работа с текстом до чтения.

Предположение о теме текста по заглавию и иллюстрациям, по выделенным словам и понятиям (Мотивирование чтения). О чём будет текст?
2-й этап. Работа с текстом во время чтения.

Изучающее медленное чтение про себя или вслух с коротким комментированием, антиципация (предугадывание будущего содержания текста), вопросы для ведения диалога с автором (учителем, одноклассниками), прогнозирование ответов, проверка предположений, словарная работа с использованием ресурсов.

3-й этап. Работа с текстом после чтения.

Беседа по системе вопросов для выявления идеи данного текста или организация проверки выполнения продуктивного задания к тексту.        

       Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни.

     Школьная программа предусматривает овладение школьниками разными видами пересказа, из которых, прежде всего, используются сплошные и краткие.

Сплошной пересказ чаще всего лежит через простое заучивание текста. Близкий к тексту пересказ не позволяет учителю без дополнительных вопросов сделать вывод о степени овладения учащимся новым знанием.    Краткий пересказ – это воспроизведение текста по смыслу, выражение мысли автора своими словами.

     

     Читатель воспринимает текст через сигналы, его составляющие: слова, словосочетания, предложения. Понимание текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать эти обращенные к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать.

Недопонимание текста может происходить по разным причинам.

Первая связана с тем, что школьники почти никак не реагируют на незнакомые слова. Новое, незнакомое слово проскальзывает мимо их сознания, не вызывает желания узнать, что это такое, не заставляет ни задуматься, ни заглянуть в словарь, ни обратиться с вопросом к старшим. А непонимание смысла отдельных слов и словосочетаний приводит к непониманию  части, а порой и всего изучаемого материала.

Вторая причина непонимания смысла изучаемого материала связана с так называемой иллюзией понимания, которая возникает в тех случаях, когда текст в целом ясен и значение отдельных слов как бы вычитывается из контекста.

Таким образом, непонимание смысла отдельных слов и словосочетаний приведет к нечеткому и неполному восприятию текста учащимся и он не сможет воспроизвести его своими словами.

Успешность в работе над пониманием слова, словосочетания, мысли во многом зависит от умения учащихся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. Следовательно, учителю-предметнику необходимо, во-первых, приучать учащихся находить в тексте незнакомые слова; во-вторых, «влюблять» их в словари (толковый, географический, иностранных слов и другие), поскольку первейшее условие верного восприятия текста школьником – понимание каждого слова.

Для того чтобы дословное запоминание не сковывало развитие мышления и речи школьников, необходимо развивать их словарный запас. С этой целью можно предложить учащимся такое задание.

Подберите по нескольку синонимов к каждому слову предложения. Из новых слов составьте предложения, не искажая смыл исходного.

На многих реках страны построены мощные электростанции.

(На многочисленных (множестве, большом количестве) реках России (РФ, нашей Родины, государства) сооружены (воздвигнуты, возведены, сооружены) огромные (большие) гидросооружения (ГЭС).

        Использование  разнообразных  приемов  работы  с текстом  научит  учеников  перерабатывать информацию,  излагать  её  в  устном  и  письменном  виде, владеть специальными терминами.

      Примеры использования разных приемов работы с текстом учебника  и  его  внетекстовыми  компонентами  (от традиционных к  инновационным )

1)  Простое  воспроизводство  (чтение  и  пересказ).  Эта форма  способствует  запоминанию  и  формированию правильной и красивой речи.

2)  Деление  текста  на  смысловые  блоки  (эта  работа  учит ребёнка правильно разбить материал по смыслу).

3) Составление плана по тексту (простого и сложного). Этот  вид  деятельности  учит  ребёнка  выделять  главную мысль  в  тексте  и  формулировать  её.  

4)  Выборочное  чтение  текста  при  закреплении материала,   с  целью  отбора  из  него  какого-либо материала,  установления  связей  и  зависимостей, определения понятий и т.д.

-  Нахождение  доказательств,  примеров,  иллюстрирующих отдельные  характеристики;

- Нахождение сходства и отличия;

-  Нахождение сведений о  о причинах явлений.

5)  Составление  опорного  конспекта  по  тексту.  Дети учатся  воссоздавать  текст  с  помощью  опорных  сигналов. Это  способствует  лучшему  запоминанию  и  хорошему усвоению материала.

6)    Работа  со средствами выразительности.  

7) Нахождение  в  тексте  ответов  на  вопросы,  предложенные к данному тексту. Вопрос  учит  школьников  выбирать  из  текста  нужные сведения,  отделять  главное,  существенное  от  менее важного, второстепенного.

8)  Изучение  приведённых  в  тексте  примеров  и придумывание  своих.  Примеры,  поясняющие  явление  или  процесс,  помогают  учащимся  понять,  как проявляются  в  действительности  изучаемые  факты,  как надо  применять  полученные  знания.  

9) Взаимоопрос.  Этот методический прием применяется впарах:  два  ученика  читают  текст и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

10)  Находить  в  тексте  информацию  для  решения проблемных вопросов и заданий;

11)  Составление презентации к тексту, на мой взгляд,  очень  интересная  форма  деятельности  для учащихся.  Это  домашняя работа, она может выполняться в группах  или  индивидуально.   Детям  дается  алгоритм

действия: Знакомство  с  текстом. Составление  подробного  плана  по  данному  тексту (выделение главного). Выделение  (формулирование)  текста,  который  будет представлен на слайде. Продумывание последовательности слайдов презентации. Состав эскиза будущей презентации. Оформление презентации.

12)  Сравнение  по  тексту  двух  близких  понятий  по смыслу,  нахождение  их  различий. Для  того,  чтобы  сравнивать  объекты  или  явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, закономерности,  уметь  выбрать  нужные источники информации.

13)  Самостоятельные  творческие  работы.

14)  Составление кроссвордов по тексту или терминам и понятиям,  встречающихся  в  тексте.  Ученики  любят  не только  решать  кроссворды,  но  и  составлять  их,  проявляя при  этом  все  свои  интеллектуальные  и  творческие способности.  Регулярное  использование  такого  вида заданий  способствует  росту  мастерства,  интереса  к предмету  и  качества  заданий,  т.к.  при  этом  необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы. Подобные творческие работы способствуют развитию творческого мышления учащихся, формируют навыки эстетического подхода к оформлению работ, вызывают интерес у учащихся.

15)  Эффективным  и  полезным  является  такая  форма

работы  с  текстом  как  резюме  (франц.  Resume)  -  краткое изложение  сути  сказанного,  прочитанного,  написанного.

Технология исполнения:

- прочитать текст,

- выделить (карандашом) главные

- положения текста (основные мысли),

- составить резюме (1 – 2 предложения)

16) Система маркировки текста. Прием «Инсерт» Учащимся  предлагается  система  маркировки  текста,  чтобы подразделить  заключенную в нем информацию следующим образом:

- галочкой (V) помечается то, что им уже известно;

  -  знаком  минус  (–)  помечается  то,  что  противоречит  их представлениям;

  -  знаком  плюс  (+)  помечается  то,  что  является  для  них интересным и неожиданным.

  -  вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

17)  Игра «Неиспорченный  телефон»  может  разнообразить и  оживить  урок.  Несколько  учащихся выходят  за  дверь.  Класс  внимательно  читает  текст или отрывок из текста.  Затем,  один  из  учащихся  класса, играет роль телефона  –  передает прочитанную информацию первому вошедшему ученику. Задача  слушателя как  можно точнее запомнить  рассказ и  затем передать его следующему вошедшему.

18)  Формулировка  вопросов  к  тексту  и  ответы  на  них. Формулировать  вопросы,  отражающие  главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в  тексте;  Как  правило,  если  ученикам  пятого-шестого  класса предложить  подобное  задание,  можно  получить  от  них только вопросы репродуктивного характера, отвечающие на вопросы: Как? Какие? Где? Когда? и так далее.

Типы вопросов:

Простые (запоминание фактического материала)

Уточняющие («правильно ли я понял, что…»)

Объясняющие («как вы думаете...?», «как по вашему...?)

Практические («как бы вы поступили…?)

Творческие («что будет, если…?)

Использование приема  «Толстые  и  тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником  вопрос  является  способом  диагностики  знаний ученика,  уровня  погружения  в  текст.  «Тонкие»  вопросы  –вопросы  репродуктивного  плана, требующие  однословного ответа.  «Толстые»  вопросы  –  вопросы,  требующие размышления,  привлечения  дополнительных  знаний, умения  анализировать.  

19)  В  настоящее  время  для  обобщения  изучаемого материала  часто  используется  приём  синквейн  (слово происходит от французского слова «пять»).  Для того, чтобы дословное  запоминание  понятий  не  сковывало  речь  и мышления  учеников,  необходимо  развивать  словарный запас, для этого можно использовать  прием-синквейна.

Это стихотворение состоит из пяти строк.

Первая  строка  –  тема  стихотворения,  выраженная  одним словом, обычно существительным.

Вторая строка  –  описание темы в двух словах, как правило, прилагательным.

Третья  строка  –  описание  действий  в  рамках  данной  темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвёртая  строка  -  фраза  их  четырёх  слов,  выражающая отношение к данной теме.

Пятая  строка  -  одно  слово,  синоним  к  первому, эмоциональное,  образное,  философское  обобщение,

повторяющее суть темы.

20) Составление схем,  рисунков,  таблиц на  основе анализа текста.

21)  Работа  с    иллюстрациями,  фотографиями и  таблицами.

22) Шпаргалки. Учащимся  предлагается  прочитать  текст.  Необходимо  передать  его  содержание  с  помощью  рисунков,  условных обозначений  или  схем.  Эти  шпаргалки  (подписанные) отдаются  учителю.  По  желанию  ученики  подходят  к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести  текст.  Отмечаются  лучшие  шпаргалки  и докладчик.

23) Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто  думать  по  поводу  какой-либо  темы.  Учащийся записывает  в  центре  листа  ключевое  понятие,  а  от  него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это  слово  с  другими,  от  которых  в  свою  очередь  лучи расходятся  далее  и  далее.  Луч  означает  существующую между понятиями или героями логическую связь. Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с  другом  черточками,  иллюстрируя  наличие  между  ними логических связей.

24) Чтение с остановками 

Учитель выбирает текст для чтения. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается,  где  следует  прервать  чтение  и  сделать

остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

25) «Древо  мудрости».  Внимательно  прочитать  текст ,  написать  вопрос  и  прикрепить  к  «дереву мудрости».  После  этого  каждый  подходит,  снимает  любой вопрос и отвечает на него.

26)  «ШЕРЛОК  ХОЛМС»  (игра)  Учащимся  предлагается быстро  прочитать  текст  и  составить  к  нему  как  можно больше  вопросов,  не  пользуясь  самим  текстом.  Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Определяется  самый  длинный  список  вопросов.  Учащиеся дают  ответы  на  них.  Учитель  отмечает  наиболее  активных игроков.

27) Прием «Корзина идей, понятий, имен…»  Учитель  выделяет  ключевое  понятие  изучаемой  темы  и предлагает  учащимся  за  определенное  время  выписать  как можно  больше  слов  или  выражений,  связанных,  по их мнению,  с  предложенным  понятием или героем.  Важно,  чтобы школьники  выписывали  все,  приходящие им  на  ум ассоциации. В  результате,  на  доске  формируется  кластер (пучок),  отражающий  имеющиеся  у  учащихся  знания  по данной  конкретной  теме,  что  позволяет  учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать  полученную  схему  в  качестве  опоры  при объяснении нового материала.

28) Прием «Фишбоун». Схема  «Фишбоун»  в  переводе  означает  «рыбья  кость».  В «голове»  этого  скелета  обозначена  проблема,  которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы.

29)  Иллюстративное  изображение.  

30)  Поучительный  вывод.  Можно  ли  сделать  из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

31)  Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную  мысль  текста  одной  фразой.  Или  какая  из  фраз текста является  центральным  высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

32) Перепутанные логические цепочки. На  доске  расположены  ключевые  слова  в  специально «перепутанной»  логической  последовательности.  После знакомства  с  текстом,  на  стадии  «рефлексии»  учащимся предлагается  восстановить  нарушенную последовательность.

33) Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На_________небе мгла носилась;

Луна, как________пятно,

Сквозь________ _______желтела,

И ты __________сидела-

А нынче погляди в окно:

__________небесами

_________коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

Один из приемов работы с текстом это составление таблицы по заданным учителем вопросам.

https://files.1urok.ru/images/08b108f651a18a6cbe33529391b14f71db8b88df.jpeg

Текст

Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко рас-пространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи.

Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.

Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»

(Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)

Умение: Нахождение информации.  

1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.  

1) Первая встреча Пушкина с Николаем Первым произошла перед восстанием декабристов

А)  ДА

Б) НЕТ

2) Пушкин уничтожил «опасные» бумаги , которые он вел в течение пяти лет

А)  ДА

Б) НЕТ

3) Пушкин согласился с предложением царя думать и действовать иначе

А)  ДА

Б) НЕТ

4) В тексте упоминается первая ссылка Пушкина на юг

А)  ДА

Б) НЕТ

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

  3.Выбери вариант, который объясняет  смысл выражения "«Я гимны прежние пою…»".

А.  Лирический герой поёт гимн своей страны.  

Б. Поэт предан идеалам своих друзей-декабристов.

В.  Поэт совершает  геройский поступок.

Малярова Т. В., Терских Ж. М.

КРАПИВА

Формат текста: составной.

Текст 1

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смути-лась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!

И вдруг слышит Крапива, как шепчут белые ромашки.

– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвет...

– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.

Удивилась Крапива и даже всхлипнула:

– Вот так так! Выходит, что самая счастливая тут я? Расту – не об-ращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят…

Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.

Источник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразователь-ных учреждений / [М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов]; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 2-е изд., сте-реот. М.: Дрофа, 2013. 335 с.

Тема: Речь. Язык. Правописание. Культура речи. Повторение изу-ченного в 5 классе. Упр. 33.

Текст 2

Ее знают все. Стоит до нее дотронуться, как волоски, которыми она покрыта, прокалывают кожу, и в ранку из особых клеток попадает ядо-витый сок. Так крапива защищает себя.

Если б мы попали в аптеку 16 века, то среди склянок и пучков сухих трав увидели бы и крапиву. Оказывается, крапива хорошо останавливает кровотечение. Препараты из крапивы применяют и в настоящее время.

Из листьев крапивы делают безвредную зеленую краску. Ею можно окрашивать конфеты, пирожное, лекарства, одеколон. Рубленую моло-дую крапиву охотно едят цыплята, индюшата, поросята. Ранней весной из молодой сочной крапивы можно приготовить вкусные и полезные зеленые щи.

       В некоторых местностях используют и стебель крапивы. Из него де-лают волокно для веревок, мешковины и другой прочной, грубой ткани. (Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»)

URL: http://www.what-who.com/k/krapiva.html

Текст 3

Я крапиву сорвал,

Я приставил к букету крапиву!

И – о чудо! – зеленая, мощная сочность крапивы

Озарила цветы.

А ее грубоватая сила

Оттенила всю нежность соседки ее незабудки,

Показала всю слабость малиновой тихой гвоздички,

Подчеркнула всю тонкость, всю розовость «раковой шейки».

В. Солоухин

Задания

Какие выражения соответствуют содержанию текста 1?

1. Крапива считала себя бесталанной.

2. Шиповник жаловался, что на него никто не обращает внимания.

3. После разговора с цветами и ягодами Крапива поняла, что она самая счастливая из них.

4. После разговора с Крапивой цветы и ягода стали еще больше жало-ваться на свою жизнь

5. Почему слова «Крапива» и «Шиповник» написаны с заглавной буквы?

6. Как можно озаглавить текст, учитывая авторскую позицию?

7. Какая пословица отражает основную мысль 1-го текста, а какая иллю-стрирует содержание 2-го?

1. Не всякая мачеха – крапива, не всякая падчерица – маков цвет.

2. Жгуча крапива родится, да во щах уварится.

3. Увядшая роза все же лучше крапивы

8. Сравните характеристику Крапивы в тексте 1 и тексте 2.

К какому выводу вы пришли?

9. Объясните смысл пословицы «На лицо красива, а на язычок – крапи-ва», используя информацию из текста 2.

10. Грише необходимо подготовить доклад на урок биологии. Какой из текстов подойдет для этой задачи? Обоснуйте свой выбор.

Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.

Приложение.

Приём

Формируемые умения

«Дискуссия» (Дебаты, Верные-неверные утверждения).

 На определённый вопрос предлагается два варианта суждения. Необходимо разделиться на группы с противоположными мнениями. Обсудить и привести аргументы в пользу той или иной точки зрения.

- Умение аргументировать свою точку зрения.

- Умение работать в команде, договариваться, приходить к общему мнению.

- Умение высказывать своё мнение.

- Умение строить полный ответ.

«Лови ошибку».

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из личного опыта и знаний;

- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют допущенные ошибки.

- Умение осознанно читать.

- Умение выделять в тексте понятное, непонятное.

- Умение высказывать своё мнение.

- Умение аргументировать свою точку зрения.

«Инсерт».

Чтение текста с пометками, обозначающими: я это знал, я этого не знал, это меня удивило, хотел бы узнать подробнее. В таблицы выписываются основные положения из текста. Далее можно организовать работу в парах, где дети могут обменяться своими мнениями, сделать определённые выводы. Осуществляется поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

- Умение осознанно читать.

- Ставить цель чтения.

- Выделять в тексте понятное, непонятное.

- Выделять главную мысль текста, частей текста.

- Извлекать из текста информацию.

- Формулировать выводы.

- Умение слушать.

«Ключевые слова».

Из текста выписываются ключевые слова, по которым нужно предположить, о чём будет рассказ, придумать свой рассказ или расставить слова в определённой последовательности. Дети работают в парах. Затем дети ищут подтверждение или опровержение своим предположениям.

- Умение слушать других .

- Умение выражать свою мысль, строить полный ответ.

- Умение договариваться.

- Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложения в текст.

«Прогнозирование с помощью открытых вопросов».

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д.

Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя?Где в обычной жизни…?).

- Умение отвечать на вопросы по содержанию.

- Умение отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста.

- Умение находить в тексте подтверждение предложенного суждения.

- Умение извлекать из текста информацию, данную в явном виде.

- Умение извлекать из текста информацию, данную в неявном виде.

- Умение высказывать своё мнение.

«Толстый и тонкий вопросы». «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.

Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Тонкие

Толстые

Кто? что? Когда? Может..? Будет..? Мог ли ..? Как звать..? Было ли...? Согласны ли вы..? Верно ли..?

Дайте 3 объяснения: почему…?

Объясните, почему..?

Почему вы думаете..?

Почему вы считаете..?

В чём различие..?

Предположите, что будет, если..? Что, если..?

- Умение задавать вопрос.

- Умение излагать ответ на вопрос.

- Умение подбирать соответствующие примеры, факты, аргументы при ответе.

- Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложения в текст.

- Умение работать в паре, приходить к единому мнению.

- Умение слушать других.

«Взаимоопрос».

Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу.

- Умение осознанно читать.

- Умение выделять в тексте понятное и непонятное.

- Умение выделять главную мысль части текста.

- Умение извлекать из текста информацию.

- Умение ставить вопросы.

- Умение давать полный ответ на вопрос.

- Умение слушать другого.

«Зигзаг». 1 этап – учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп.

2 этап – рассаживаются в группы экспертов (по номерам), каждая группа получает определённое задание, в группе изучают, составляют опорные схемы, план.

3 этап – возвращаются в основные группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

- Умение работать в группе.

- Умение слушать.

- Умение осознанно читать.

- Умение извлекать из текста информацию.

- Умение выделять в тексте понятное и непонятное.

- Умение выделять смысловые части.

- Умение озаглавливать части текста, составлять план.

- Умение выполнять подробный пересказ.

- Умение выполнять краткий пересказ.

«Свободное письмо». Аргументированное письмо, в котором в течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме.

- Умение формулировать тему своего текста.

- Умение при изложении мыслей придерживаться темы.

- Умение аргументировать свой ответ.

- Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложение в текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Работа с текстом учебника на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся.

СТАТЬЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В III МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ( МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСК...

Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...

«Знаково-символьный текст как средство формирования читательской грамотности на уроках биологии у обучающихся с ОВЗ»

Реализация идеи инклюзивного образования является одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии образования, при которой создаются равные условия и возможности, происходит включение детей с...