Урок-презентация. 5 класс. Тема: "Сложное предложение"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Данная работа предназначена для применения на уроках русского языка с целью повышения эффективности учебного процесса через комплексное использование рациональных методов и приёмов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass_urok_po_teme_slozhnoe_predlozhenie_2024_god.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Пожарского муниципального округа 5 класс Разработала : Л.Н. Банюшевич , учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Тема: Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Цель урока: систематизировать знания о простом и сложном предложении; п ознакомить обучающихся с порядком синтаксического разбора сложного предложения; ф ормировать познавательную активность учащихся.

Слайд 3

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня мы продолжаем работать над темой «Простые и сложные предложения» На уроке не скучай, Смело руку поднимай . Быстро , чётко отвечай, Время даром не теряй. Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?» Я буду задавать вопросы, на которые вы мне отвечаете только «да» или «нет ».

Слайд 4

Приём: «Верные и неверные утверждения » 1. Верите ли вы, что предложения бывают простые и сложные? 2 . Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? 3.Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, восклицательные?

Слайд 5

Верите ли вы? 4 . Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более? 5. Верите ли вы, что подлежащее и сказуемое- это второстепенные члены предложения? 6 Верите ли вы, что в предложении грамматическая основа всегда состоит из двух главных членов? 7. Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится?

Слайд 6

Найдите грамматическую основу предложений. Составьте схемы предложений Укажите номер сложного предложения . Знаки препинания не расставлены . 1) Март первый месяц весны. 2 ) В саду зацвели деревья сирень слива черёмуха . 3 ) На территории лагеря находится клуб. 4 ) Когда веют холодные ветры ветви деревьев качаются.

Слайд 7

Определение темы. Итак , мы с вами изучили простые предложения, виды сложных предложений. Как вы думаете, какая тема является завершающей при изучении сложного предложения? Синтаксический разбор сложного предложения

Слайд 8

Постановка цели А теперь давайте попробуем поставить цель урока. С какой целью мы будем изучать данную тему? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске. 1) Познакомиться с… 2) Научиться выполнять… 3) Учиться ставить ...

Слайд 9

Цель: Познакомиться с синтаксическим разбором сложного предложения. Н аучиться выполнять синтаксический разбор сложного предложения. У читься ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Слайд 10

Найдите сложное предложение. Сделайте синтаксический разбор предложения. З наки не расставлены С высокого неба иногда падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них и они превращались в капли.

Слайд 11

Первичная проверка понимания Систематизация полученной информации С чего мы будем начинать разбор СП? (Сначала нужно дать характеристику предложения). С чего начнём характеризовать предложение? (По цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных членов). Что мы делаем дальше? (Средства связи ПП в составе СП, знаки препинания внутри предложения). А сейчас откроем учебник и проверим, всё ли правильно мы рассказали о синтаксическом разборе СП

Слайд 12

Работа по вариантам Сделать синтаксический разбор сложных предложений. Знаки не расставлены 1 вариант Ещё в полях белеет снег а воды уж весной шумят. 2 вариант Когда ветка закачалась с неё посыпался снег.

Слайд 13

Выделение цветом Выделите зеленым цветом сложные предложения (знаки не расставлены) 1.Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку. 2. Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо. 3. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка. 4.Только стройные берёзки сохранили жёлтые листочки.

Слайд 14

В гостях у текста Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил убегать. 5 ... Любопытство! Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара. ... Я почти (не)дышал (не)шевелился. Оленю надоела неясность 2 . Он шаркнул передней ногой и опять замер. (Не)знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и ошалело застрекотала. А это в лесу сигнал: опас (?) ность ! Сигнал сорвал (с)места пружину из тугих мускулов. Олень прыгнул (в)сторону задел ореховый куст. 4 Сверкнуло между осинами оленье «зеркало», стихли удары копыт (по)сухим листьям. 4 Сойка с минуту (не)могла успокоит(?) ся прыгала (по)осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг (по)этому крику знал: что-то случилось.

Слайд 15

Работа с текстом В. Пескова Прочитайте. Докажите , что это текст. Озаглавьте текст. Определите его главную мысль. Какие слова помогают писателю изобразить стремительность движения оленя? Спишите второй абзац, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания . Сделайте синтаксический разбор сложного предложения.

Слайд 16

Любопытство Странная была встреча… Два сливовых глаза глядели на меня не моргая.

Слайд 17

Творческая работа по тексту (найти несоответствие, восстановить предложения) Верно + Неверно - 1 2 3 4 5 1.Встреча была неинтересная. 2.Два сливовых глаза глядели на меня и моргали. 3.Откуда-то появилась сойка и застрекотала. 4.Сверкнуло между осинами оленье «зеркало», далеко были слышны удары копыт. 5.Сойка прыгала по осине и стрекотала.

Слайд 18

Итоговая работа с текстом «Зашифрованное слово» (парная работа ) Заполни клеточки буквами 1. Какая была встреча оленя с человеком? (Первая буква в слове ) 2. Какое предложение по наличию грамматической основы? Я почти не дышал, не шевелился ( П ервая буква в слове). 3. Это союз в предложении. А это в лесу сигнал: опасность !

Слайд 19

«Зашифрованное слово» 4. Какие были глаза у оленя? (Первая буква в слове) 5. Это союз в предложении. Олень глядел на меня и не спешил убегать. 6.Как называется сложное предложение, в котором простые предложения связаны при помощи интонации? Сверкнуло между осинами оленье «зеркало», стихли удары копыт по сухим листьям . ? (Первая буква в слове) 7.Как называется дерево, по которому прыгала сойка? (Первая буква в слове)

Слайд 20

Подведение итогов Что общего между простыми и сложными предложениями? Чем различаются простые и сложные предложения? Что такое союзные и бессоюзные предложения? Надо ли ставить запятую, если простые предложения в составе сложного соединяются союзом и?

Слайд 21

Рефлексия Ребята ! Перед вами листы с незаконченными предложениями. Выберите среди них то предложение, которое вы бы хотели дописать, и допишите его . Сегодня на уроке я научился… На уроке мне больше всего понравилось… Сегодня мне не удалось…

Слайд 22

Рефлексия Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться.

Слайд 23

Домашняя работа Зима. Солнце светит ярко. Снег блестит. Скачет зайчик. В берлоге спит медведь. На берёзе сидят снегири . Доработать текст. Распространите предложения, добавьте однородные члены, используйте сложные предложения

Слайд 24

Всем спасибо за урок! Я думаю, цель, поставленная в начале урока, была достигнута. Мне понравилась ваша работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложное бессоюзное предложение"

Тема: «Двоеточие и тире в СБП».Цель урока – систематизировать знания о СБП, совершенствовать пунктуационные навыки....

Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять  знаки препина...

Контрольная работа по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение"

Контрольная работа позволяет проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, умение составлять схему сложного и простого предложений, давать синтаксическую характеристику предло...

презентация по теме "Сложные бессоюзные предложения" для 9 класса коррекционной школы

Эта презентация поможет ученикам без проблем освоить постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Сложное предложение».

Цель урока:  научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения....

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...