Конспект урока русского языка по теме "Сочинительные союзы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

 Семяшкина Галина Васильевна

Конспект урока русского языка

по теме: «Сочинительные союзы» 7 класс

Цель урока: формирование у учащихся представления о трех группах сочинительных союзов.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Оборудование: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / М. Т. Баранов  и  др. 3-е изд.- М.: Просвещение 2021. ил.; слайд-презентация, карточка с заданиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sochinitelnye_soyuzy.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

по теме: «Сочинительные союзы» 7 класс

Цель урока: формирование у учащихся представления о трех группах сочинительных союзов.

Задачи урока:

 1) Обучающие: познакомить учащихся с разрядами сочинительных союзов; сформировать у учащихся умение определять разряд сочинительных союзов.

2) Развивающие: способствовать развитию психических процессов: памяти, логического мышления, устной и письменной речи, внимания, воображения.

3)Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка, воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества, воспитывать чувство такта, умение слушать учителя через выполнение упражнений.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

предметные: дать понятие о том, что такое сочинительный союз, познакомить с разрядами, формировать умение находить сочинительные союзы в предложениях и текстах, выделять их признаки;

метапредметные: выполнять разные социальные роли в коллективе и в группе, планировать учебное сотрудничество, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции и оценки;

личностные: понимать значимость решения учебных задач, развивать познавательные интересы, мотивировать к изучению языка, воспитывать уважение к мнению одноклассников.

Оборудование: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / М. Т. Баранов  и  др. 3-е изд.- М.: Просвещение 2021. ил.; слайд-презентация, карточка с заданиями.

1. Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?

Для того, чтобы настроение стало ещё лучше пожмите друг другу руки и скажите добрые пожелания! Садитесь.

2.Актуализация знаний.

Ребята, отгадайте загадку.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

О какой части речи говориться?   ( О союзе)

Мы продолжаем изучать тему «Союз» И сегодня на уроке вам предстоит много наблюдать, рассуждать, доказывать и обобщать. Будьте внимательны, активны, применяйте знания и навыки полученные ранее.

А сейчас повторим то, что уже изучили путем игры «ДА -НЕТ»

  1. Союз- самостоятельная часть речи   ( нет)
  2. Союзы бывают простыми и составными (да)
  3. Союз является членом предложения? ( нет)
  4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения из которых одно предложение подчиняется другому называются подчинительными? (да)
  5. Союзы отвечают на вопросы? (нет)
  6. Союзы , связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного называются сочинительными? (да).

Молодцы!

3. Целеполагание

- А теперь выполним задание. У каждого из вас есть карточка с  сочинительными союзами. Разделите их на группы по значению.

(И, но, тоже, не только… но и, либо, да (=и), да (=а), однако, то… то,  зато, или, а, не то… не то, также).

-Кто справился? Назовите варианты ответов. Объясните выбор своего ответа.

-Прочитайте задание. Что нужно было сделать?

 ( Разделить сочинительные союзы на группы)

- В чем сложность задания? (не знаем, как распределить сочинительные союзы на группы)

 - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, на какие группы делятся сочинительные союзы и научиться этим пользоваться)

-Как же будет звучать тема нашего урока? ( Сочинительные союзы и их группы по значению.)

-Запишем тему урока в тетрадях.

4. Работа по теме урока.

Объяснение нового материала. 

- Чтобы узнать, какие группы сочинительных союзов существуют, проанализируем данные предложения.  

                                                                                                                                         

 1.Солнце светит И греет.

Какой союз встречается в первом предложении и какова его роль?

(«И» соединяет однородные члены  предложения)

2.Солнце светит, НО не греет.

Какой союз встречается во втором  предложении и его роль?

(«НО» противопоставляет однородные члены предложения)

3.Солнце то выходит , то заходит.

Какой союз встречается в предложении? Что он делает?

 («ТО … ТО » разделяет однородные члены предложения.

 Составной повторяющийся союз ТО … ТО находится при разных однородных членах предложения).

Какой вывод сделаем?  

(Сочинительные союзы можно разделить на три группы по значению).                              

 Пояснение значений сочинительных союзов. 

 -Соединительные союзы выражают перечисление однородных предметов, их признаков и количества, последовательность действий

-Противительные союзы выражают противопоставление или сопоставление признаков действия одного предмета другому.

-Разделительные союзы используется для выражения выбора чередования или взаимоисключения.

 Давайте теперь вернемся к карточкам и  заполним таблицу.

5. Первичное закрепление.

- Какую тему мы рассматриваем?

- На какие группы делятся сочинительные союзы?

 Работа по учебнику.

-Где мы это можем проверить? (В учебнике.)

-Откройте с.50. Прочитаем правило и выполним упражнение № 368 (устно разбирают несколько предложений).

6. Физкультминутка. 

Предложения с соединительными союзами (хлопаем в ладоши).

Предложения с противительными союзами (поднимаем руки вверх, смотрим на руки).

Предложения с разделительными союзами (потрясти кистями рук).

1. Славы есть коньки, а у Димы нет. (противит.)

2. Труд человека кормит, а лень портит. (противит.)

3. То ветер завоет, то сильный дождь пойдет (разделит.)

4. Мал золотник да дорог. (против.)

5. Солнце светит слишком ярко, или в глаз попала соринка. (разделит.)

6. Здравствуй, солнце да утро веселое. (соединит.)

7. Мы сделали зарядку и отдохнули. ( соединит.)  Молодцы!

Обратите внимание на слайд.

Прочитайте предложения и определите состав союзов: КАК…ТАК И, НЕ ТОЛЬКО …НО И, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, НИ…НИ.

1. Среди садовых цветов есть как нарядные, так и скромные виды.

2. Пошёл не то дождь со снегом, не то снег с дождём.

3. В кустах пел соловей то громко, то тихо, то совсем замолкал.

4. Не только мать-и-мачеха, но и одуванчик цветет ранней весной.

5. Ни огонька, ни  лунного света нет в кромешной темноте.                                                              (Это составные союзы).

  • Учитываем, что запятая ставится только перед второй частью составного соединительного союза.

 Работа по учебнику.

-Где мы это можем проверить? (В учебнике.)

-Откройте с.52. Прочитаем правило. Составьте предложения, используя составные союзы, объясняя постановку запятых.            (Работа в парах)

 (Обсуждение выполненного задания)

Творческое задание

Ребята, отгадайте загадку.

              - Солнышко в окно сияет,

                Громче птичьи голоса,

                Снег в лесу и в поле тает

                Значит, к нам пришла…   ( весна)       СЛАЙД.

Издавна в России любили и славили весну в своём творчестве не только поэты, но и русские живописцы выплескивали на свои холсты весенние мотивы с изображением талой мартовской воды, первых лучей солнца, лазурного весеннего неба и молодой травы. Многие творцы находили необыкновенную красоту в ранней весне.  

Перед вами картина «Март» русского художника Исаака Левитана  созданный в 1895 году.

Используя карточку с группами сочинительных союзов , напишите сочинение – миниатюру по данной картине. Определите разряды союзов  по значению. Время для выполнения задания – 5 минут.                             (Работа в группах).

(Обсуждение выполненного задания).

7.Подведение итогов.  

1.Определите роль сочинительных союзов.

2. Какие разряды сочинительных союзов вы знаете?         СЛАЙД.

8.Рефлексия  СЛАЙД

  • Я сегодня узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было легко…
  • Мне показалось трудным…

9.Домашнее  задание.

1. Параграф 62 ( выучить правило на стр. 50, 52.)                                  

2. Упр. 393 ( письменно)

                                   Карточка № 1

 Разделите  сочинительные союзы  на группы по значению.

И, но, тоже, либо, однако, зато, или, а, также,

не то - не то, ни –ни.

соединительные

противительные

разделительные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)

Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ....

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Союз. Повторение и обобщение"

Данный урок представляет собой урок обобщения изученного материала по теме "Союз" в 7 классе. В нем представлен материал по повторению теоретического материала по теме, а также различные виды практиче...

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

конспект урока русского языка в 9 классе по теме "«Союзы и союзные слова, как средства связи придаточного предложения с главным»

Урок изучения новых знаний.В ходе урока использована презентация,которая позволила привлечь внимание учащихся к изучению нового материала,способствовала решению задач урока....

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема: Повторение по теме «Союз как часть речи»

Урок с использованием современных образовательных технологий...