Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»
опыты и эксперименты по русскому языку

Шагина Татьяна Анатольевна

Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной деятельности, ведь обучающиеся с ОВЗ имеют проблемы с коммуникативными способностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_t.a._shagina.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Владимирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Меленки»

Педагогический опыт

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/

на основе применения личностно-ориентированного подхода»

Учитель Шагина Татьяна Анатольевна

2024 год

Условия возникновения опыта

ВГКУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Меленки» реализует адаптированную  общую образовательную программу для обучающихся с ОВЗ. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением ввиду особенностей  обучающихся приоритетно для становления их личности, способной к самореализации и самоопределению в обществе.

Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной деятельности, ведь обучающиеся с ОВЗ имеют проблемы с коммуникативными способностями.

Актуальность и перспективность опыта

В современном мире человеку необходимо уметь действовать в быстро меняющихся условиях и взаимодействовать с людьми. Для детей с ОВЗ овладение коммуникативными навыками является необходимостью для их успешной адаптации в обществе. Обучающиеся нуждаются в специально организованном процессе формирования речи в урочной деятельности, так как они имеют затруднения в грамотной речи на основе общения с окружающими. Специально созданные условия обучения, подбор специальных методов и форм деятельности помогают развить речевые способности детей с ОВЗ.

Практическая значимость опыта.

Мой опыт работы содержит методические разработки урочной деятельности детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной общей образовательной программе для обучающихся  с ОВЗ (вариант 1), а также примеры контрольно-измерительных материалов, которыми я хочу поделиться.

Теоретическая база опыта

Проблема взаимосвязи речевого и личностного развития на уроках русского языка имеет глубокие истоки: её основы заложены в трудах Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского,   М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина. Особенностью современной методики развития речи является создание научных направлений, предметом изучения которых становится не только язык и речь, но и сам человек. Такие разработки можно найти в лингвистической  теории языковой личности  (Ю. Н. Караулов, А.М. Шахнарович), психолингвистической теории языкового сознания (И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев), в современных концепциях (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.). Поиск эффективных путей совершенствования работы по развитию речи отражён в работах Е.Н. Никитиной,  А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой,  А.П. Еремеевой,  Е.С. Антоновой,  Е.В. Архиповой. Одной из важнейших задач по развитию речи, направленной на осуществление ЛО подхода является исследование вопросов, связанных с формированием у учащихся чувства языка (Л.П. Федоренко).

В методике преподавания русского языка языковое чутьё (чувство языка) рассматривается как языковой опыт учащихся, заключающийся в интуитивном следовании языковым нормам (Ф. И.Буслаев,

К. Д. Ушинский, Л.В. Щерба, М.Т. Баранов, М.Р. Львов).

В психологии однозначного  определения этого понятия нет. Для моего исследования значимым является мнение психологов А.К. Маркова, А.А. Леонтьева о том, что чувство языка функционирует на уровне бессознательного контроля, который в определённых условиях становится осознанным.

Важнейшим условием, влияющим на развитие чувства языка, является создание на уроке русского языка посредством ЛО подхода развивающей речевой среды. Изучению роли речевой среды и способов её формирования на уроках русского языка положили начало работы Л.П. Федоренко.

В своём исследовании я частично использовала  работы Т.М. Пахновой,  которая дала глубокое обоснование особой речевой среды в развитии чувства языка у школьников.

Психолого-педагогический аспект развития и формирования коммуникативных навыков освещен в работах Л. С. Выготского,

Ж. Пиаже, А. А. Бодалева, А. Б. Добровича, И. А. Зимней, М. С. Кагана,

И. С. Кона, М. И. Лисиной, А. В. Мудрика, А. В. Запорожца и др. Их исследования дают теоретическое обоснование вопросу развития коммуникативных умений, разработке способов их формирования. Философский аспект изучения данного вопроса представлен трудами

И. А. Ильясова, Б. Н. Соковнина и др.                            

Мною использованы элементы  концепции Л. С. Выготского, которая  включает в себя рассмотрение процесса общения детей и зависимости качества процесса общения от уровня коммуникационных умений. Исходя из чего, можно говорить о первостепенности задачи формирования коммуникативных умений учащихся.  

Технология опыта

Цель педагогического опыта:  обеспечить формирование коммуникативных навыков обучающихся в условиях внедрения ФГОС

для детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной общей образовательной программе  (вариант 1).

Задачи:

1. Изучить требования ФГОС для учащихся с ОВЗ.

2. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую методическую литературу по проблеме исследования.

3. Отобрать наиболее эффективные методы и приемы работы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

 4. Выстроить систему работы для обеспечения формирования коммуникативных навыков.

Цель Федеральной адаптированной общей образовательной программы для обучающихся  с ОВЗ (вариант 1) – обеспечение адаптированной учебно-воспитательной развивающей среды для развития индивидуального адаптационного потенциала детей с особыми образовательными потребностями, трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием.

Адаптированная программа для детей с ОВЗ - это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы основного общего образования.

В адаптированной образовательной программе учтены специфика образовательного процесса, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений, особенности психофизического развития и возможности обучающихся.

Задачи:

  • достижение качественного образования при обеспечении его доступности с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
  •  формирование общей культуры личности, обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых общественными, государственными, личностными и семейными потребностями, возможностями, индивидуальными особенностями обучающихся, состоянием их здоровья;
  • духовно-нравственное, гражданское, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, сохранение и укрепление здоровья.

Изучив и проанализировав педагогическую, психологическую методическую литературу по проблеме опыта, я отобрала наиболее эффективные, с точки зрения авторов, формы, методы и приемы работы для формирования коммуникативных навыков глухих детей.

  • Работа парами - стимулирует речевую деятельность, способствует формирования всех видов учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
  • Работа группами – создаёт условия для коллективной деятельности, развивает умения выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы.
  • Фронтальная работа – используется на этапе формирования и закрепления навыков разговорной и связной речи во время беседы, позволяет учителю с помощью наводящих вопросов стимулировать речевую деятельность каждого ученика.  
  • Дифференцированная работа – позволяет развивать коммуникативные навыки с учётом индивидуальных возможностей ученика.
  • Использование ИКТ: просмотр презентаций, фильмов по прочитанным произведениям с последующим обсуждением.
  • Создание активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем.
  • Система оценивания строится на основе рефлексии, содержат как качественные, так и количественные способы оценивания.
  • Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса основывается на глубоком знании и грамотном использовании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности.
  • Создание ситуации успеха, чтобы ученик почувствовал себя «удачником».

В основе моего опыта лежит ЛО подход в формирования коммуникативных умений учащихся, их активной речевой деятельность. Именно на нее и нацелено моё внимание как учителя. Я выделяю следующие основные характеристики коммуникативных умений:

- степень адресованности высказываний, умение привлечь к себе внимание одноклассников;

- степень доброжелательности;

- аргументированность высказываний, характеризующееся наличием или отсутствием значимых для сверстника обоснований в них. Данная система определения характеристик коммуникативных умений учащихся по отношению к ровесникам, позволяет точнее выделять и описывать степень овладения коммуникативным умением, каждым ребенком и детским коллективом в целом.

На уроках русского языка я развиваю следующие коммуникативные умения:

информационно-коммуникативные 

 - умения вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствия, поздравления, приглашения, вежливое обращение, дружеская беседа);

 - умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителями, взрослыми, понимания ситуации, намерения, мотивы общения);

- умения соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать мысли, использовать жесты, мимику, получать и обеспечивать информацией о себе и других вещах, пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать материал, содержащийся в них).

регуляторно-коммуникативные

- умения согласовывать свои действия, мысли, установки с потребностями своих товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых задач и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных задач);

- умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы, доверять);

- умения применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач;

 - умения оценить результаты совместного общения (оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, принимать правильные решения, выражать согласие /несогласие, одобрение/неодобрение)

 аффективно-коммуникативные 

- умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению;

- умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

учебные

- умение внятно и ясно выражать свои мысли, доносить их до одноклассников;

- умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;

- умение отвечать связным текстом;

- умение задавать вопросы;

- умение четко вести свое рассуждение;

- умение давать свой отклик во время общения;

- умение слушать собеседника и быть внимательным к тому, что он говорит; - умение вести живое обсуждение вопроса;

- умение убеждать и доказывать свою точку зрения;

- умение сочувствовать и понимать настроение других.  

Эти умения в своем развитии дают основу для формирования соответствующих навыков: ясности, разнообразии и выразительности речи.

В своей работе обращаю внимание на следующие аспекты в изучении развития коммуникативных умений:

 - количественное накопление (увеличение словарного запаса и объема высказываний);

 - качественные изменения (развитие связной речи, произношение, понимание обращенной речи);

 - создание в условиях учебного диалога ситуации содержательно предметного взаимодействия учащихся друг с другом с целью овладения коммуникативными умениями и навыками.

Поскольку познавательные особенности и предпочтения каждого ученика индивидуальны, что учитывается при личностно-ориентированном подходе

к организации и содержанию учебного процесса, школьники к получению результата идут разными путями.

Мною разработана  методика  организации и проведения уроков изучения нового материала, повторения, обобщения и систематизации знаний с использованием текста; определено  место этих уроков в системе обучения русскому языку; формы проведения уроков, создающих условия  для развития коммуникативных навыков учащихся.

Оцениваю не только результат, но и процесс работы.

Использование работы с текстом - средство осуществления личностно- ориентированного подхода при изучении русского языка - обеспечивает не только разработку общих и частных вопросов обучения, но и решение таких  важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте русского языка, воспитания  вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

Таким образом, учёт внутреннего опыта школьников и опора на их познавательные способности на уроках работы с текстом становятся, на мой взгляд, необходимым условием для эффективного формирования ЗУН и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Результативность опыта

Во время работы над темой опыта успеваемость, качество обучения, средний образовательный уровень оставались на достаточно высоком уровне. Повысился речевой уровень обучающихся. Дети стали активно участвовать мероприятиях различного уровня по русскому языку и чтению, становились победителями и призёрами.

Развитие коммуникативных навыков позволило обучающимся повысить уровень речевого общения во внеурочной деятельности.

Показатель результативности в обучении.

Учащиеся успешно усваивают предметный материал, предусмотренный программой обучения в специальной (коррекционной) школе.

Успеваемость учащихся – 100%.

Учащиеся имеют высокий уровень качества знаний: чтение  – 88 %,

русский язык – 78%.

Учебный год

Чтение

Русский язык

2021 – 2022 г.

73 %

68%

2022 – 2023 г.

79%

72%

2023 – 2024 г.

III четверть

88%

78%

Адресная направленность  

Данный опыт работы или отдельные его фрагменты могут быть использованы учителями русского языка, работающими не только

в коррекционной школе, но и общеобразовательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования...

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка".

Материалы из данной курсовой работы могут быть использованы учителями английского языка как в работе, так и на выступлениях на школьных и районных методических объединениях учителей иностранного языка...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необход...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы содержит  информацию о работе с текстом на уроках русского языка и литературы, о формах и методах работы с текстом, рекомендации по развити...