Социализация младших школьников
статья на тему

Порох Елена Анатольевна

Основа для выступления на родительском собрании, в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sobranie.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

    Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начиналась здесь в этой, или какой-то другой школе, здесь сформировалось ваше сознание и формируется  сознание ваших детей. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества.

                          « Добрая школа – это хорошо,

                          Умная школа – это великолепно,

                          Но ребенок должен быть еще и

                          подготовлен к жизни.»

Д.Дьюи

Сегодняшний наш разговор пойдёт о социализации младших школьников. Что такое социализация?  Социализация – это процесс и  результат практического усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным процессом, так как это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств.

Сотрудничество ребенка с учителем нацелено на последовательное введение ребенка в социальный мир, предполагает формирование основ поведения, взаимоотношения со сверстниками, с незнакомыми людьми.

   Показателем готовности ребенка к школьному обучению является "внутренняя позиция,  школьника" – которая  представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной. Ученик должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Таким образом, новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.

Прилежность, дисциплинированность ребенка, успешность или неуспешность учебы сказываются на всей системе его отношений с взрослыми и со сверстниками.

Взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, родственниками  сказываются на прилежности, дисциплинированности ребёнка, успешности или не успешности учёбы.

Утверждать, что социализация ребёнка начинается в школе совершенно не верно, социализация ребенка начинается в семье, в детском саду,  а школа продолжает работу в этом плане.

   Наиболее трудно решаемые проблемы социализации младших школьников: нетерпимость к другим детям если ребёнок чем-то отличается от большинства; не соблюдение элементарных правил безопасности  (в  школе,  во время гололёда, пдд); правил этикета; не умение решать конфликты.

    Сколько бы мы не говорили о социализации ребенка  основы социализации закладываются в семье, закрепляются в  произвольной деятельности в том,  что ребёнок наблюдает вокруг себя: поступки взрослых, их поведение, разговоры, действия бытового плана  многие из которых со стороны взрослого, родителей  должны быть продуманы и (непроизвольны),  иногда специально смоделированы.

   Если взрослый будет только в словесной (приказной) форме требовать о ребёнка уборки комнаты, мытья посуды результат, выполнения каких-то правил результат  будет довольно низкий. Совершенно другим будет результат,  если данные действия в семье будут выполняться совместно, в результате чего ребёнок  наблюдает действия взрослых,  которые откладываются в сознании и в дальнейшем являются подражательными.

    Агрессивность ребёнка в отношении других детей, которая довольно часто наблюдается в школе и проявляется в драках, оскорблениях;   является неумением решить конфликт мирным путем, кроме того постоянно  повторяющаяся агрессивность в отношении ребёнка в семье, переходит на других   детей,  при малейших конфликтах такие дети начинают применять силу, чаще всего в отношении более слабых. В семье ребёнок не должен находится в  центре конфликтов, если же является свидетелем конфликта должен видеть мирные способы разрешения конфликта,  но не оскорбительные и силовые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая импровизация как способ социализации младших школьников на уроках музыки.

Обучение музыкальному искусству в начальной общеобразовательной школе является важным шагом социализации в жизни школьника. Социализация любого образовательного процесса опирается на образовательно-во...

Доклад «Социализация младших школьников в условиях школы – интерната»

Социализация - сложный и важный процесс. От него зависит как ребёнок сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. Школа выступает в качестве социальной ниши, которая обеспечи...

Социализация младших школьников в условиях ФГОС

Социализация младших школьников в услоиях ФГОС...