Инновационные подходы в работе с детьми
материал на тему

Из опыта работы воспитателя социально - реабилитационного центра Поповой Т.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Инновационные подходы в работе с детьми.

Рано или поздно перед каждым из нас возникает дверь, открыв которую, мы попадаем в удивительный мир искусства. И право открыть эту дверь или пройти мимо нее есть у каждого человека.

Я, Попова Татьяна Николаевна , воспитательно-  социально –реабилитационного центра г.Харабали такую дверь для себя открыла! И однажды открыв эту дверь для себя, я решила провести еще кого-нибудь, с кем можно было бы жить и творить в удивительном мире искусства

Жизнь прекрасна! Так начинаю я свой день. Каждый день с улыбкой я захожу в свою группу, где меня ждет встреча с чудом. Их у меня 16! Вот оно чудо!! Мне очень повезло, ведь  у меня есть уникальная возможность, окунаясь в детские мечты возвращаться в детство, в удивительный и загадочный мир сказок. Вы скажете: «Не может быть!» Может! Ведь я же воспитатель! Спеша на работу, я думаю о том, как много мне надо успеть за этот день. А главное, как не встать над ребенком, а быть всегда рядом с ним.

Когда грустно, когда не получается нарисовать солнце, когда шнурки так не хотят завязываться. Как не серьезно рассказать о серьезных вещах.

Самое главное для меня – это любовь к детям. Я должна понимать, что являюсь не только информатором знаний, но, прежде всего я должна увидеть в каждом ребенке - человека. Я стремлюсь научить детей любви, любви к ближнему, к родине, чувству долга, ответственности, умению сочувствовать и сопереживать. Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, и чтобы они смогли по настоящему оценить увиденное, отличить подлинную красоту от пестроты и пошлости, необходимо учить их этому. Поэтому я выбрала тему «Эстетическое воспитание детей посредством приобщения к творческой деятельности». В своей работе в этом направлении я пользуюсь методиками и рекомендациями следующих авторов: «мастерская юных художников» И.В. Тюфановой, «Приглашение к творчеству» Н.В. Дубровской, «Коллективное творчество дошкольников» Т.С. Комаровой, И.А. Лыкова «программа художественного воспитания, обучение и развития детей  2-7 лет», «Цветные ладошки». Я придерживаюсь современной классификации методов, авторами которых являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

информационно-рецептивный;

репродуктивный;

исследовательский;

эвристический;

метод проблемного изложения.

Для поддержания активности ребенка целесообразно чередовать виды занятий: лепка, рисование красками, рисование мелками и др. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме. Например: нарисовали тигра и спрятались от него под стол; слепили персонажи сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали дерево, а теперь встанем и потянемся руками – веточками к солнышку.Проведя диагностику, я для себя сделала вывод, что эта тема актуальна и результативна. Чем раньше ребенок познает радость и красоту творческого труда, тем больше уверенности, что из него вырастет умелец, которому будут чужды лень и праздность. Дети, поступающие к нам в центр, требуют к себе особого отношения. Ведь они перенесли на своем коротком  веку немало потрясений . С одной стороны, эти дети требуют к себе внимания и ласки, с другой – отличаются грубостью и агрессивностью. И развитие человечности- является целью педагога, а красота- прямой и может быть самый короткий к ней путь.

Я верю, что зло и подлинная красота несовместимы! Человек, стремящийся к  красоте, не способен совершить плохого. Все дети любят рисовать. Вот и решила познакомить своих воспитанников с удивительным миром красок и цветов. В этом мне помогли занятия по росписи. Прежде всего, на занятиях необходимо создать хорошую эмоциональную атмосферу, заинтересовать ребят. Такими стимулами могут быть: Сказки, песни, загадки, игра, которая является основным видом деятельности, сюрпризный момент, просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, музыкальное сопровождение. Изучая роспись, рассказываю детям о промысле, показываю иллюстрации, открытки вырезаем и расписываем различные предметы. Дети в группе все разные, каждому нужно подобрать свой ключик, поэтому задание дифференцирую с учетом способностей и личностных пристрастий.

Одни придумывают узор и расписывают свое изделие сами, другие работают по образцу, кому- то я сама рисую элементы росписи, а дети старательно и аккуратно раскрашивают. Как приятно видеть радостные лица девочек, восхищенный взгляд. Ведь они даже не думали, что могут сотворить такую красоту своими руками. Стремительность и порывистость Марии сразу обращает на себя внимание.  Ее можно выделить  по энергичной жестикуляции. Обычно при общении, она быстро переминается с ноги на ногу («бег на месте - шутят товарищи»), говорит торопливо, захлебываясь словами, часто срывается по малейшему поводу. Но на занятиях девочка раскрывается, словно бутон цветка, совсем  с другой стороны. Тонкая эмоциональная чувствительность позволила Марии добиться успехов в рисовании. А вот Оля – застенчивая и робкая, она даже ходить старается незаметно. Впечатление такое, что она ждет чего - то неприятного и боится этого. Глубоко переживает по малейшему поводу: безобидная шутка или легкая ирония в ее адрес вызывает обиду. Постепенно я увлекла девочку вышиванием. Она преобразилась, стала оживленной. Умело, вышивая узоры, Оля завоевала авторитет среди товарищей. Они не профессионалы, они не художники, не артисты! Они обычные дети, которые весьма недурно рисуют и исполняют довольно сложные произведения. Они любители - от слова любить, они – ценители - ведь каждый любитель ценит, то что любит, они- пониматели  и планомерно  с чувством радости  и удовольствия пытаются достичь своих творческих вершин. С тех пор как я начала работу с детьми по нетрадиционной технике рисования, при моем появлении первая реакция детей - радость и немедленный вопрос: »Что мы будем сегодня рисовать, и чем?»  Вот основные техники, которые я использую: точечный рисунок, тканевые изображения, рисование ниткой, рисование ватой, рисование перьями, рисование ладошкой, метод ниткографии, кляксография.  Помните, как Буратино расстроил Мальвину тем, что поставил на лист бумаги огромную чернильную кляксу, за  что и был отправлен в чулан.  Просто Мальвина, не знала, что существует такой замечательный способ рисования, как кляксография. Не стоит недооценивать ее, ведь кляксография помогает передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы с красками, кистями. Она отлично развивает творчество, будоражит фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие. С детьми мы придумываем названия получившимся изображениям. Это умственная работа способствует интеллектуальному развитию. Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать  с красками, создать необычные образы. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Творческий процесс это настоящее чудо. В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь.  Я должна дать каждому ребенку ключик, от той заветной двери, которая хранит все тайны его природы. Подарите такой ключик каждому ребенку и наш мир станет богаче на сотни, тысячи художников. Кредо  ин унум хомо ! Верую, верую в человека, единого и цельного просвещенного любителя, ценителя, понимателя, гармоничного и способного к радости. Верую в человека радости, ищущего и радость другим дарящего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационные технологии в работе с детьми

Моя авторская разработка. Кого интересует подробнее - ознакомьтесь...

Об инновационных подходах в работе музыкальных руководителей в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта

Консультация с примерами из опыта работы ведущих  российских муз.руководителей . Введение метода драмогерменевтики, примеры использования ИКТ....

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа с одаренными детьми считается одной из приоритетных задач любого учителя. Для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника создает возможности реализация ФГОС второго поколе...

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

На сегодняшний день учитель имеет возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников. Применение ИКТ в процессе обучения одарённых детей даёт возможность активизировать мыслител...