Художественные роли педагога. Педагог как драматург, режиссер, артист.
статья на тему

В статье раскрывается роль педагога в учебно-воспитательном процессе.Искусство создания и воплощения замысла урока заключается в способности педагога как творца понять, что на уроке является лишним и избавиться от ненужного, оставив только то, без чего нельзя обойтись. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Художественные роли педагога.

           Педагог как драматург, режиссер, артист.

   Проектируя и реализовывая замысел урока, педагог в своей художественной ипостаси выступает в роли драматурга как разработчик, «выдумщик» и сценарист урока, как организатор «постановщик» в роли режиссера и как преподаватель в роли артиста.

   Творчески работающий педагог, выступая драматургом урока, должен «раскрасить» тот вариант, который предложен автором методического пособия или создать свой замысел, сценарий урока.

   Поэтому, планируя предстоящее общение, выбирая возможные подходы к уроку, учитель начинает свое взаимодействие с учениками задолго до самого урока. Педагог определяет, что будет говорить он и предполагает возможные ответы детей.

   Таким образом, выстраивая все партии, голоса в своем спектакле, объединяя их в  неделимое целое, учитель определяет партитуру общения.

   Написание партитуры общения - своеобразного сценария урока предполагает искусное построение логики взаимодействия людей, умение строить социально-ценностное отношении к изучаемому объекту, организацию нравственного воздействия на учеников, выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия эпизодов урока, их гармоничную компоновку.

   Следовательно, определяя оптимальные условия для реализации поставленных целей, учитель подходит к созданию композиции урока.

   Для педагога композиция урока - основа познавательного творчества, средство выражения отношения к содержанию учебного материала.

   Композиция урока складывается из таких составляющих, как:

  • определение основной идеи, направленности урока и общего замысла воплощения;
  • выделение основных событий урока, темпа работы, «интриги» и «эмоциональной завязки» в начале, средств подчеркивания кульминации урока;
  • вычленение приемов создания благоприятной атмосферы и гармоничности.

   Вопросы педагогического замысла, ведущей идеи, композиции, его эмоциональной тональности, выбор путей организации деятельности учеников, способов взаимодействия относятся к сфере стратегии урока. А конкретные средства, позволяющие реализовать замысел, те приемы, которые учитель использует для информирования школьников, контроля, стимулирования, помощи,- это тактическая сторона урока.

   Приемы построения урока во многом схожи с приемами построения композиции художественного произведения.

   В уроке можно увидеть:

      экспозицию, цель которой – настроить учащихся на восприятие,

     завязку – постановку актуальной проблемы,

     основную часть – развитие мысли, приводящее к кульминации,  

     заключение развязку.

Рассмотрим композицию урока письма в 1 классе. ( Видеофрагмент).

  Таким образом, можно организовывать и художественные фрагменты урока. Эти фрагменты должны одновременно логично и эстетично «вписываться» в содержание и форму урока, не выглядеть «инородным телом».

   Таким образом, в разработке замысла взаимодействия с учениками педагог – драматург двигается от осознания целей взаимодействия, сверхзадачи урока через отбор содержания и постановки конкретных задач к мысленному проигрыванию педагогических ситуаций, определению средств настроя учеников на работу, привлечение и удержание их внимания.

Следующая художественная ипостась педагога – режиссерская.

В театральной энциклопедии сказано, что режиссер – это управитель, распорядитель на празднике.

Педагогическая режиссура – это ненавязчивое, незаметное управление педагогическим процессом; это наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса. Такое управление близко к искусству.

И в этом смысле каждый урок – оригинальное педагогическое  произведение.

Учитель как режиссер является композитором и дирижером учебного пространства. Педагог – это композитор, так как он сочиняет вместе с учениками музыку. Он также и  дирижер, так как управляет своим «оркестром» и «хором», выделяя то один, то другой голос, давая им возможность для слияния и взаимообогащения.

В роли режиссера педагог как бы сводит воедино два мира: мир, который представлен в конспекте и мир живого урока.

Режиссура обладает признаками двойственности: есть режиссура внешняя, связанная с построением логики внешних событий и выражающаяся через действия, и режиссура внутренняя, определяющая построение психологической игры. Согласно С. А. Смирнову, партитура урока учителя – режиссера должна быть представлена не столько в виде плана учебного материала, сколько в виде картинок взаимодействий, в форме особых мизансцен.

Педагогическая мизансцена.

«Мизансцена» (от фр. mise en scene — размещение на сцене) — расположение актеров на сценической площадке во время спектакля, создающее образную картину замысла режиссера и отражающее определенные отношения героев. Это понятие впервые стал использовать К. С. Станиславский.

Н. Е. Щуркова понимает под педагогической мизансценой такое расположение участников педагогического процесса во время их совместной деятельности, при котором рисунок расположения указывает на отношения, актуальные в данный момент и проживаемые всеми членами группы.

Обычная школьная мизансцена — учительский стол, за которым сидит преподаватель, и ряды парт, за которыми в «подчиненной зоне» сидят ученики. Сообразно ей не только выстраиваются, конструируются и закрепляются взаимоотношения учеников и педагога, но предопределяются степени свободы, варианты выбора, методы проникновения в пространство познания и в конечном счете границы этого проникновения. Для того чтобы раздвинуть пределы предметного пространства, дать возможность прийти в школу разным событиям, следует «менять декорации».

Определим основные слагаемые мизансцены:

- пространство мизансцены – те пределы, в рамках которых разворачивается картина взаимодействия педагога и учеников;

-  центр мизансцены – объект или субъект, несущий в себе ценностное содержание;

-   количество участников мизансцены – педагог должен знать и учитывать всех субъектов мизансцены, их смену;

-  связи между участниками мизансцены – проявляются в интонациях, жестах, позах;

-  предметное сопровождение мизансцены – оформление.

Рассмотрим одну из мизансцен выпускного праздника в начальной школе. ( Просмотр отрывка на DVD).

Как мы видим, открытое пространство дает простор для творчества. Все участники мизансцены находятся на ближнем плане в центре, что позволяет каждому ученику почувствовать себя нужным, значимым. Единая форма, поза тела и синхронные жесты способствуют внутренней связи между участниками педагогического процесса, их сплочению. Оформление помогает уменьшить психологическую дистанцию, способствует появлению «эффекта доверия».

   Таким образом, мизансцена выполняет следующие воспитательные функции:

  • психологическую, позволяющую предоставить лучшие условия для хорошего самочувствия каждому ребенку (с этой точки зрения мизансцена организуется гласным порядком, с обозначенной публично заботе о психологическом комфорте каждого);
  • наглядно-иллюстративную, рисующую картину взаимоотношений между участниками и отношений всех участников совместной деятельности к ценностному объекту (данная функция ярко проявляется, например, если в ролевой игре воспроизвести момент предъявления детям какого-либо предмета как ценности жизни);
  • нравственно-ориентационную, направляющую внимание ребенка на другого, находящегося рядом, о самочувствии которого необходимо позаботиться, который интересен тем, что не похож ни на кого.

По мнению Н. Е. Щурковой, эти функции реализуются одновременно, в фокусе единого педагогического замысла. Их знание способствует выработке профессионального умения сознательно и эффективно конструировать красивые и тонкие мизансцены.

 В связи с этим режиссерские способности учителя проявляются в том, чтобы:

- Осуществить перенос замысла драматурга с языка литературы на язык действия.

- Выделить основные по мысли и силе эмоционального воздействия эпизоды урока. Продумать плавные переходы, логику взаимодействий участников педагогического процесса.

- Организовать развертывание мизансцен во времени и пространстве, определить темп работы в каждой сцене.

 Педагог как артист

Планируя урок, учитель в роли драматурга  выбирает из богатого арсенала те средства, которые могут раскрыть содержание образования. Педагог как режиссер обеспечивает широту контекста его восприятия. Задача педагога-артиста так «сыграть» свою «роль» совместно с учениками, привнести в урок такие нюансы, чтобы они «оправдали надежды» и вызвали эмоциональный отклик, заинтересованность.

И. Е. Видт отмечает, что артистизм - это такие качества, как эмоциональность, выразительность речи. Артистизм педагога (К.Ясперс) является воплощением эмоционально-образного начала образовательного процесса.

    Необходимо  дифференцировать понятия актера и артиста в педагогике. Понятие «актер» (от лат. actor — исполнитель) связывается со значениями «лишенный естественности, деланный; тот, кто старается показать себя не таким, каков он есть; занимается притворством и рисованием». Понятие же «артист» (от лат. ars — искусство) означает обладание мастерством, виртуозностью в выполнении действий. Когда говорят «искусство педагога», имеют в виду то, что данный род деятельности осуществляется на высоком профессиональном уровне, и то, что сам процесс деятельности вызывает у воспринимающего чувство эстетического удовлетворения. Педагог может быть именно артистом, т.е. художником, для которого труд — удовольствие и который обладает высоким мастерством в своей работе, изяществом, вкусом, особым умением держать себя, чувством меры, ценит бесценную возможность общаться и учить общению.

     Применительно к педагогике выделим следующие аспекты содержания артистизма.

1. Черты личности учителя: стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации;   неуемная энергия, умение заворожить, увлечь, своей верой, обаянием и талантом; естественность, целесообразность и гармоничность поведения, живость, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика.

К. Леонгард выделяет три стимулирующих момента для артистической натуры: эмоциональную возбудимость, демонстративные черты характера, интровертированность; способность к импровизационному и органичному существованию в условиях педагогического процесса.

2. Совокупность учебных приемов, «техник».

Среди них:

  • искусство отбора наиболее эстетически яркой, а не только значимой, смысловой информации;
  • «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в «игру-жизнь» и позволяющих уроку запомниться;
  • поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее;
  • способность перевоплощаться, выстраивание учительского поведения (если это необходимо) в соответствии с определенными педагогическими задачами.

3. Стиль педагогического творчества.

Учитель, который любит и понимает детей – ставит ученика в позицию партнера по творчеству, развивает способности детей, учит творчески относиться к тому, что их окружает.

Педагог, организующий на своем уроке радостную жизнь детей (а не просто их учение, разные виды деятельности), не может не пользоваться различными средствами выразительности, игровой позицией, не может работать без «эффекта Тома Сойера», героя М.Твена, который сумел превратить скучную обязанность красить забор в дело, интересное для всех.

     В структуре педагогического артистизма выделим две стороны, теснейшим образом связанные между собой.

  1. Внутренний артистизм — это общая и эмоциональная культура учителя, которая складывается из эмоциональной восприимчивости, психологической зоркости, культуры слов и эмоциональных состояний, внутренняя «настройка» на творчество; уверенность в себе; обаяние; игра воображения, импровизация, фантазия, образно-эмоциональный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение; ощущение педагогической меры и др.
  2. Внешний артистизм – это игровая подача материала, передача эмоционального отношения, владение умением самопрезентации.
  3. Проявление артистизма – это чувство такта, меры.

Когда-то французского скульптора О.Родена спросили, каким образом он создает свои произведения. «Я просто беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее», — ответил он.

Таким образом, искусство создания и воплощения замысла урока заключается в способности педагога как творца понять, что на уроке является лишним и избавиться от ненужного, оставив только то, без чего нельзя обойтись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Тинчурин - актер, драматург, режиссер

                                                 Кәрим Т...

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...

Роль сетевого педагога в дистанционном обучении.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если раньше в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют органи...

Роль социального педагога в проектировании и развитии социально ценной деятельности детей и взрослых

Раскрывает основные теоретические аспекты проектирования и развития социально ценной деятельности, а так же значимость социального педагога в процессе данной деятельности....

М.Шкетан- драматург, режиссер, актер

М.Шкетан- марийский писатель-классик. Он написал 13 пьес. В Марийском передвижном театре( начало 20-х годов) он поставил 3 свои пьесы как режиссер, в них играл главные роли....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...