Программа для детей младшего школьного возраста по формированию правовой грамотности «Уроки правоведа»
рабочая программа по теме

Васильева Анжела Николаевна

Программа направлена на повышение уровня правовых знаний воспитанниками детских домов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uroki_pravoveda.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное образовательное

учреждение для детей–сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Детский дом № 21»

Программа для детей   младшего школьного возраста

по формированию правовой грамотности

«Уроки правоведа»

2011 год.

Программа утверждена директором КГКОУ Детский дом 21 от 26.08.2011г., принята на педагогическом совете, протокол № 1 от 26.08.2011г.

Автор – составитель: Васильева Анжела Николаевна – социальный педагог

Программа для детей   младшего школьного возраста по формированию правовой грамотности «Уроки правоведа» разработана в соответствии с документами:

-    Всеобщей декларацией прав человека;

-    Конвенцией о правах ребенка

-    Конституцией РФ

-    Законом Российской Федерации «Об образовании».

Пояснительная записка:

Актуальность правового воспитания напрямую связана с необходимостью повышения уровня правовых знаний, успешной социализации воспитанников в обществе.

Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм. Такие знания особенно необходимы для несовершеннолетних, и в первую очередь воспитанникам детского дома, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся преступниками. Выйдя из стен детского дома, воспитанники часто становятся жертвами мошенников, при этом не знают, как и где найти защиту.  Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей. Начинать правовое просвещение необходимо с раннего школьного возраста. С самых первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Программа предусматривает комплексную, систематическую работу по правовому просвещению и воспитанию подрастающего поколения.

Программа формирует позитивное правосознание, ребята на опыте и чувствах должны осознать сущность таких понятий как «справедливость», « равенство», «свобода», «достоинство», «права человека» и формировать навыки их реализации в повседневной жизни.

Цель:

формирование у детей младшего школьного возраста воспитывающихся вне семьи осознанного отношения к своим правам и обязанностям.

Задачи:

- формирование активной жизненной позиции у детей младшего школьного возраста;

- содействие духовно-нравственному развитию детей и подростков;

- ознакомление с Российским законодательством, отраслями права, устройством государства;

- обучение применения норм законов в реальной жизни;

- оказание помощи в поисках достойного выхода из сложных жизненных ситуаций.

 Учебно - тематический план

(1 год обучения)

№ п/п

Тема

Часы

всего

Теоретические

Практические

1.

Изучение Конвенции ООН о правах ребенка:

1.1. Цели и задачи Конвенции ООН о правах ребенка

4

2

2

1.2. Значение Конвенции ООН о правах ребенка для общества

4

2

2

1.3. Знакомство с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребенка

объединения.

88

20

68

1.4.Развитие принципов Конвенции ООН о правах ребенка

4

2

2

2

Права и обязанности:

2.1. Права детей

22

6

16

2.2. Обязанности детей

22

6

16

Итого

144

38

106

Учебно - тематический план

(2 год обучения)

№ п/п

Тема

Часы

Всего

Теоретические

Практические

1.

Органы по защите прав ребенка

1.1. Органы внутренних дел

40

6

34

1.2.Отдел по делам опеки и попечительства

40

6

34

1.3.Органы социальной защиты

40

6

34

1.4. Органы здравоохранения

36

6

30

1.5. Образовательные учреждения

40

6

34

1.6. Органы службы занятости

20

6

14

Итого

216

36

180

Учебно - тематический план

(3 год обучения)

№ п/п

Тема

Часы

Всего  

Теоретические

Практические

1.

Изучение нормативных документов РФ

1.1. Семейный кодекс

80

32

48

1.2. Уголовный кодекс

 

136

62

74

Итого

216

94

122

Содержание:

1 год обучения

1. Изучение Конвенции о правах ребенка (100 часов)

1.1. Цели и задачи Конвенции ООН о правах ребенка (4 ч.)

- Понятие «Конвенция»; (2 ч.)

- Цели Конвенции о правах ребенка; (1 ч.)

- Основные задачи Конвенции о правах ребенка: (1 ч.)

  • Выживание;
  • Развитие;
  • Защита;
  • Обеспечение активного участия в жизни общества.

1.2. Значение Конвенции ООН о правах ребенка для общества ( 4 часа)

              - Деятельность Комитета ООН по правам ребенка. (2ч.)

              - Развитие принципов Конвенции ООН о правах ребенка.( 1 ч.)

              - Декларация «Мир,  в котором могут жить дети» (1 ч.)

1.3. Знакомство с некоторыми статьями Конвенции ООн о правах ребенка (88 часов)

             - Право на гражданство; (10 часов)

              - право на имя, отчество и фамилию; (10 часов)

              - право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов; (10 часов)

               - право посещать детский сад; (4 часа)

               - частичная дееспособность; (4 часа)

               - право посещать школу; (10 часов)

                - право выражать свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода; (10 часов)

                 - право выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего твои интересы; (10 часов)

                  -право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; (10 часов)

                  -право вступать в детские общественные объединения. (10 часов)

2. Права и обязанности детей ( 44 часа)

2.1. Права детей (22 часа)

                    - понятие «права детей»; (10 ч.)

                    - виды прав детей . (12 ч.)

  • Семейные; (3 ч.)
  • Имущественные; (3 ч.)
  • Жилищные; (3 ч.)
  • Уголовно- процессуальные. (3 ч.)

2.2. Обязанности детей  (22 часа)

                    - понятие «обязанность», виды обязанностей; ( 10 ч.)

                    - соблюдение норм и правил поведения (12 часов)

  • Дома; ( 2ч.)
  • В школе; ( 3ч.)
  • На улице; ( 2ч.)
  • На проезжей части; ( 2ч.)
  • В общественных местах. ( 3ч.)

2 год обучения

  1. Органы по защите прав ребенка (216 часов)
  1. 1.1.Органы внутренних дел (милиция)(40 ч.)

- функции ОВД; (10 ч.)

- основные мероприятия осуществляющие ОВД по защите прав детей. (30 ч.)

Экскурсия :

1.2. Отдел по делам опеки и попечительства(40 ч.)

 - функции отдела по делам опеки и попечительства; (10 ч.)

- основные мероприятия осуществляющие отделом по защите прав детей. (30 ч.)

1.3. Органы социальной защиты(40 ч.)

- функции органов социальной защиты населения; (10 ч.)

- основные мероприятия осуществляющие органами социальной защиты населения по защите прав детей. (30 ч.)

  1. Органы здравоохранения(36 ч.)

- функции органов здравоохранения; (10 ч.)

- основные мероприятия осуществляющие органами здравоохранения по защите прав детей. (26 ч.)

  1. Образовательные учреждения(40 ч.)

- функции образовательных учреждений ; (10 ч.)

- основные мероприятия осуществляющие образовательными учреждениями по защите прав детей. (30 ч.)

  1. Органы службы занятости ( 20 ч.)

- функции органов службы занятости; (10 ч.)

- основные мероприятия осуществляющие органами службы занятости по защите прав детей. (10 ч.)

3 год обучения

1. Изучение нормативных по защите прав детей РФ (216 часов)

1.1 Семейный кодекс РФ. (80 часов)

- право жить и воспитываться в семье (10 ч.)

- право знать своих родителей; (10 ч.)

- право на заботу родителей; (10 ч.)

- право на воспитание своими родителями; (10 ч.)

- право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками; (10 ч.)

- право выражать свое мнение; (10 ч.)

- право на имя, отчество и фамилию; (10 ч.)

- с 10 лет изменить имя и фамилию. (10 ч.)

  1. Уголовный кодекс РФ (136 часов)

- виды преступлений совершенные несовершеннолетними; (30 ч.)

- ответственность за совершенное правонарушение; (30 ч.)

- виды наказаний предусмотренных за преступление совершенное несовершеннолетними (30 ч.)

- правила допроса несовершеннолетнего (30 ч.)

- понятия «потерпевшие», свидетели (16 ч.)

Литература

  1. Антонов, В.В. Изучаем права человека /В.В. Антонов. – М: Вита-пресс, 1996
  2. Дик, Н.Ф.  Правовые классные часы в 5-7-х классах. Практикум  профильного обучения /Н.Ф.Дик.– Ростов н/Д: Феникс, 2006.– 320с. – (Сердце отдаю детям).
  3. Копытова, Н.Н. Правовое образование в ДОУ /Н.Н. Копытова. 2007
  4. Шабельник, Е.С. Ваши права /Е.С. Шабельник.– М.: Вита Пресс, 1996.
  5. О правах ребенка – доступно и интересно: Методические рекомендации для учителя / Автор – сост. Т.Б. Пасман. – Псков, 2001
  6. Права ребенка и толерантность. / Под ред. Ф.В.Микушина. – Ростов – на – Дону, 2002.
  7. Шнекендорф, З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М., 1997г.
  8. Азаров, А. защита прав человека: Международные и российские механизмы / А. Азаров, В. Ройтер, К. Хюфнер., М., 2000.
  9. Первые шаги: Начальный курс обучения правам человека – М.: Международная амнистия, 1997.
  10. Конвенция ООН
  11. Жилищный кодекс РФ
  12. Уголовный кодекс РФ
  13. Семейный кодекс РФ
  14. Уголовный кодекс РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»

Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...

"Секреты бабушкиного сундука" познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста

Познавательно-игровая программа "Секреты бабушкиного сундука" раскрывает секреты изготовления обрядовых кукол. В программе выстроен алгоритм изготовления куклы "мартинички"....

Игровая программа для детей младшего школьного возраста "Встречаем лето и каникулы"

Игровая программа для детей младшего школьного возроста на улице, в парке и т.д.  Встречаем каникулы, лето....

Реабилитационная программа «Формирование художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и школьного возраста»

Обоснование выбора. ПРОГРАММА по формированию художественно – творческих способностей детей младшего школьного и школьного возраста на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитац...

Игровая программа для детей младшего школьного возраста "Мы спортивные ребята"

Цель: пропаганда здорового образа жизниЗадачи: обеспечивать активный отдых и удовлетворение потребности обучающихся в движении, развивать интерес к занятиям спортом....

Методическая разработка мероприятия, посвященного правовой грамотности детей младшего школьного возраста "Сказочное путешествие по правам и обязанностям ребенка"

Данное мероприятие разработано с целью формирования у детей младшего дошкольного возраста знания о своих правах в игровой форме. Мероприятие предполагает применение интерактивных методов работы. Реком...