Методическая разработка мероприятия, посвященного правовой грамотности детей младшего школьного возраста "Сказочное путешествие по правам и обязанностям ребенка"
методическая разработка по психологии

Данное мероприятие разработано с целью формирования у детей младшего дошкольного возраста знания о своих правах в игровой форме. Мероприятие предполагает применение интерактивных методов работы. Рекомендуется проводить занятие среди учащихся 1-4 классов, так как разработка учитывает возрастные особенности детей, а также носит занимательный и развивающий характер.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Страна «МОЖНО ВСЁ» Отрывок из м/ф «Вовка в тридевятом царстве»

Слайд 3

Страна «НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ» Отрывок из м/ф «Чиполлино»

Слайд 4

Страна " НЕХОЧУХИЯ " Отрывок из м/ф «Нехочуха»

Слайд 5

Право на жизнь Обязанности: охранять свою жизнь и здоровье соблюдать: Правила дорожного движения, Правила пожарной безопасности Правила электробезопасности Правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда

Слайд 7

Право на образование

Слайд 8

Задание № 1. Предложения, в которых говорится о правах Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке. После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .

Слайд 9

Школьник обязан выполнять все требования учителя Ученик обязан посещать все занятия по расписанию Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

Слайд 10

Право на отдых Обязанности: отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу; не мусорить; не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду.

Слайд 11

Право на семью Обязанности: беречь свою семью, помогать маме, папе; выполнять домашние дела; ухаживать за младшими.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

 И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»  

МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5

Тел: (41145)   329-52.

Факс:  (41145)329-52

E-mail: aldan_detdom@mail.ru

______________________________________________________________________

Методическая разработка мероприятия, посвященного правовой грамотности детей младшего школьного возраста

«Сказочное путешествие по правам и обязанностям ребенка»

Составила:

педагог-психолог

МКУ «ЦСУ»

Маркова А.С.

г. Алдан

2020 г.

Содержание

Введение        3

Ход проведения мероприятия        4

Список использованных источников        8

Приложение        9

Аннотация: данное мероприятие разработано с целью формирования у детей младшего дошкольного возраста знания о своих правах в игровой форме. Мероприятие предполагает применение интерактивных методов работы. Рекомендуется проводить занятие среди учащихся 1-4 классов, так как разработка учитывает возрастные особенности детей, а также носит занимательный и развивающий характер.

Тема мероприятия: Неделя правовой грамотности среди несовершеннолетних.

Название мероприятия: «Сказочное путешествие по правам и обязанностям ребенка».

Цель: формирование у детей младшего школьного возраста знания о своих правах и обязанностях.

Задачи:

  • Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка;
  • Развитие умений детей работать в группе, принимать совместные решения, делать выводы;
  • Развитие творческих способностей;
  • Воспитывать правовую культуру у детей.

Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста.

Оборудование: Конвенция ООН по правам ребенка, проектор, компьютер, аудиосистема, фрагменты мультфильмов «Вовка в тридевятом царстве», «Чиполлино», «Нехочуха»,карточки с заданиями, конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права.

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Ход проведения мероприятия

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2.Отрывок из м/ф «Вовка в тридевятом царстве»)

- Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)

- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:

- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

- А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д.

(Слайд № 3.Отрывок из м/ф «Чиполлино»)

- Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

- А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей). Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

- А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием «Нехочухия».

Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).

(Слайд №4.Отрывок  из м/ф «Нехочуха»)

- Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

- Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).

Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

- А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

- Но не бывает прав без обязанностей.

Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.

Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

- Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни.

- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).

- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.

- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей:Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда  и т.д.).

(Слайды № 5 и 6)

Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.

Слайд № 7 Правила поведения в школе

- А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

 Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.

Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.

-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.

-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2. Определите, что  является обязанностью школьника

-Школьник обязан выполнять все требования учителя

-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию

-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе

-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.

Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

- А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

- Каждый из вас имеет право на семью. А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей)  (слайд 11).

- Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также  Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд № 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.

А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия.

Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого – равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

Вручение грамоты за активное участие в мероприятии.

Список использованных источников

  1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, вступила в силу для России 15.09.1990). – М.: Кнорус, 2015 г. – 32 с.
  2. Ваши права: Кн. для учащихся нач. классов / Концепция книги и илл. Е.С. Шабельника. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 64 с.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей. / Александра Лопатина, Мария Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2008. – 144 с.

Приложение №1. «Зашифрованные слова»

        

Приложение № 2. «Карточки к заданиям 1 и 2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по коррекции слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.

Методические рекомендации. Коррекциионная работа по развитию слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки....

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" (для детей младшего школьного возраста)

ПРОГРАММА СПОРТИВНОГО ПРАЗНИКА.Торжественный вход в спортивный зал команд-участниц под руководством помощников из Совета физической культуры.Парад участников соревнований. Рапорт капитанов о готовност...

Занятие-игра для детей младшего школьного возраста: «Путешествие в страну гномов»

Тема занятия: Навыки выразительного движения через эмоциональную передачу танцевального образа с помощью игровых моментов в хореографии. Цель занятия: Приобщение детей к хореографическому искусст...

Выступление на методическом объединении Рекомендации по УОП для детей младшего школьного возраста

Выступление на методическом объединении Рекомендации по УОП для детей младшего школьного возраста...

Методические рекомендации по развитию внимания у детей младшего школьного возраста на уроках хореографии

Рассмотрены некоторые аспекты работы с обучающимися младшего школьного возраста на уроках хореографии....

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образо...

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей ...