Практическое занятие «Разработка индивидуальных программ реабилитации» (работа в группах)
материал ( класс) по теме

Чумаченко Любовь Евгеньевна

семинар-практикум для социальных педагогов школ города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chumachenko_prakt._zanyatie_28.11.2014g.docx22.62 КБ
Office presentation icon k_moemu_vystupleniyu.ppt1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Чумаченко Любовь Евгеньевна

социальный педагог I категории  

МАОУ «СОШ № 10»  г.Стерлитамак

Практическое занятие

«Разработка индивидуальных программ реабилитации» 

(работа в группах)

                

Цель: разработка индивидуальных программ реабилитации.

Задачи:

  1. Повышение уровня знаний социальных педагогов по составлению ИПР;
  2. Умение определять цели и задачи ИПР;
  3. Формирование навыков определения индивидуальных мероприятий при составлении ИПР.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

      Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на этом практическом занятии.

 

  1. Введение в проблему.

Реабилитация -  восстановление прежней, незапятнанной репутации, опровержение обвинений (Д.Н.Ушаков «Толковый словарь»).

Реабилитация -  восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц из-за «отсутствия состава преступления». Реабилитация отличается от амнистии, помилования полным восстановлением прав и репутации ввиду ложного (неверного) обвинения (юридический словарь).

Реабилитация в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых или врожденных заболеваний, а также в результате травм.

Это слово встречается во многих областях науки: и в медицине, и в психологии, социологии,  и в юриспруденции и других.

Сегодня нас интересует что значит  педагогическая реабилитация?

Педагогическая реабилитация

В ряде научных исследований содержание понятия «педагогическая реабилитация» раскрывается в совокупности педагогических, психологических, медицинских, социальных мероприятий, оказывающих благотворное воздействие на восстановление жизненных сил ребенка, его соматическое здоровье, психику, поведение, условия жизнедеятельности, предупреждение и лечение патологических состояний, на профилактику, коррекцию, компенсацию труднообучаемости и трудновоспитуемости.
            По мнению А.В. Гордеевой, в отличие от коррекционного, реабилитационный подход опирается на внутренний восстановительный потенциал человека. Исходя из этого, она определяет  педагогическую  реабилитацию как  процесс и результат восстановления максимально доступной ребенку целостности, гармоничности бытия и взаимодействия с окружающим миром, активной способности к самоосуществлению .

              Весьма важным является определение реабилитации в социально-педагогическом контексте как создание благоприятной социальной ситуации развития человека через восстановление нарушенных отношений в среде.

Реабилитация социальная – система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Реабилитация социально-педагогическая – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе.

В ОУ социальные педагоги работают с разным контингентом детей и семей: дети-инвалиды, сироты, дети с ОВЗ, дети «группы риска», состоящие на профилактических учетах разного уровня, а также с родителями разной категории: многодетные, малообеспеченные, неполные, неблагополучные.

В эту реабилитационную  работу включен весь педагогический коллектив школы. Дополнительно привлекаются все профилактические службы города: ПДН, КДН, ГКУ РЦСПН, медицинские учреждения, ПМПк города и другие. Работа с данной категорией детей и семей строится на основе городских и школьных программ.

В ОУ социально-психологическая служба школы совместно с администрацией, классным руководителем и педагогами составляют индивидуальные программы реабилитации.

Важным фактором, влияющим на эффективность работы как с семьей, так и несовершеннолетним, является качество индивидуальных программ реабилитации. От того насколько правильно составлены программы, насколько точно отражены в них цель, задачи, определены направления реабилитации, подобраны необходимые методы и технологии зависит успешность проводимой работы.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) – разработанный комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, социально-педагогических, психолого-педагогических и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных социальных связей и восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.

Итак, из чего же состоит индивидуальная программа реабилитации?

Структура  ИПР?

  1. Сведения о семье и несовершеннолетнем.
  2.  Цель.
  3. Задачи.
  4.  Ожидаемые результаты.
  5.  Критерии оценки результатов.
  6. План мероприятий с указанием ответственного лица по выполнению.

 Анализ проведенной работы.  Разработка рекомендаций по дальнейшей работе с данной семьей или несовершеннолетним ребенком.

 

  1. Работа в группах.

       Сегодня на практическом занятии мы попробуем составить индивидуальные программы реабилитации (ИПР).

Деление на группы и раздача ситуаций.

Ситуация № 1. Семья  Ивановых.

Состав семьи:

  1. Мама Иванова Анна Игоревна, 39 лет, работает на двух работах: на заводе

с 8 .00 до 17.00 и техничкой в частной фирме с 18.00 до 19.00, бывают случаи распития спиртных напитков.

2. Папа Иванов Виктор Петрович, 43 года, нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками.

3. Сын Иванов Андрей Викторович, 14 лет, учится в 8 классе средней школы № 310.

4. Дочь Иванова Анастасия Викторовна, 10 лет, учится в 3 классе средней школы № 310.

5. Дочь Иванова Ульяна Викторовна,  5 лет, детский сад не посещает.

      Семья Ивановых является многодетной, малоимущей, неблагополучной, состоит на профилактическом учете в полиции, школе, КДН и ЗП.

      Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире, условия проживания: имеется посторонний запах, постельное белье не всегда чистое, в холодильнике имеются продукты питания.  Родители не оформили документы на бесплатное (льготное) питание детей в ОУ, получение компенсации за приобретенную школьную форму, на получение детского пособия.

Ситуация № 2.

Несовершеннолетний, состоящий на профилактическом учете в полиции.

Данилов Игорь Сергеевич, 14 лет, обучается в 9 классе средней школы № 110, состоит на профилактическом учете в полиции за совершение  преступления (тайное хищение чужого имущества, которое совершил в 13-летнем возрасте). Часто пропускает уроки без уважительной причины, учится плохо, кружки и спортивные секции не посещает.

Родители Игоря работают, спиртными напитками не злоупотребляют, родительские собрания родители не посещают, иногда приходят на беседы в школу к учителям.

Ситуация № 3.

Несовершеннолетний, состоящий на профилактическом учете в школе.

Гайнуллин Артур Маратович, 12 лет, обучается в 5 классе средней школы № 210, состоит на профилактическом учете в школе за  нарушение дисциплины в школе, выражение нецензурной бранью, неуспеваемость. Артур пропускает уроки без уважительной причины редко, учится на «3» (удовлетворительно), посещает   спортивную секцию бокса.

Родители Марата работают, спиртными напитками не злоупотребляют, родительские собрания посещает мать, отец иногда приходит на беседы в школу к учителям.

        

        Ситуация № 4.

Несовершеннолетний, состоящий на профилактическом учете в наркологии за употребление психотропных веществ (спайсов).

        Абдуллин Руслан Ильшатович, 16 лет, обучается в 10 классе средней школы № 410, состоит на профилактическом учете в наркологии и школе за неоднократное употребление психотропных веществ (спайсов). Руслан плохо учится, имеет неаттестации по предметам, двойки, часто пропускает уроки без уважительной причины, не желает учиться.  

        Родители  Руслана находятся в разводе, воспитанием после развода занимается мать, отец отстранился от воспитания сына,  ничем не помогает, алименты не платит.  Руслан вышел из-под контроля матери, не слушается ее, может не ночевать дома по несколько дней подряд.                                                            

  1. Работа по составлению индивидуальных программ реабилитации.

         Итак, мы работаем в группах 10-15 минут. Составляем индивидуальную программу реабилитации.  Для удобства  работы на столах стоят ноутбуки, вам дана структура ИПР.

  1. Защита индивидуальных программ реабилитации.

       После работы каждая группа расскажет о составленной программе, если у другой группы есть вопросы и дополнения к ИПР, то можно будет их озвучить.

  1. Итоги практического занятия. Рефлексия. Обратная связь.

          Таким образом, мы выяснили и поняли, что создание ИПР требует знаний о семье, понимания их проблем, потребностей, также требует четкого определения цели и задач ИПР, определение четких ожидаемых результатов (т.е. чего мы хотим добиться, выполняя определенные мероприятия по реабилитации семьи или несовершеннолетнего), выполнение определенных мероприятий, которые подбираются индивидуально в зависимости от ситуации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка индивидуальных программ реабилитации Чумаченко Л.Е., социальный педагог МАОУ «СОШ № 10» г.Стерлитамака

Слайд 2

Педагогическая реабилитация – это совокупность педагогических, психологических, медицинских, социальных мероприятий, оказывающих благотворное воздействие на восстановление жизненных сил ребенка, его соматическое здоровье, психику, поведение, условия жизнедеятельности, предупреждение и лечение патологических состояний, на профилактику, коррекцию, компенсацию труднообучаемости и трудновоспитуемости

Слайд 3

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе.

Слайд 4

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) – разработанный комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, социально-педагогических, психолого-педагогических и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных социальных связей и восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.

Слайд 5

Структура ИПР 1. Сведения о семье и несовершеннолетнем. 2. Цель. 3. Задачи. 4. Ожидаемые результаты. 5. Критерии оценки результатов. 6. План мероприятий с указанием ответственного лица по выполнению. Анализ проведенной работы. Разработка рекомендаций по дальнейшей работе с данной семьей или несовершеннолетним ребенком.

Слайд 6

Работа в группах

Слайд 7

Семья Ивановых. Состав семьи : 1. Мама Иванова Анна Игоревна, 39 лет, работает на двух работах: на заводе с 8 .00 до 17.00 и техничкой в частной фирме с 18.00 до 19.00, бывают случаи распития спиртных напитков. 2. Папа Иванов Виктор Петрович, 43 года, нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками. 3. Сын Иванов Андрей Викторович, 14 лет, учится в 8 классе средней школы № 310. 4. Дочь Иванова Анастасия Викторовна, 10 лет, учится в 3 классе средней школы № 310. 5. Дочь Иванова Ульяна Викторовна, 5 лет, детский сад не посещает. Семья Ивановых является многодетной, малоимущей, неблагополучной, состоит на профилактическом учете в полиции, школе, КДН и ЗП. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире, условия проживания: имеется посторонний запах, постельное белье не всегда чистое, в холодильнике имеются продукты питания. Родители не оформили документы на бесплатное (льготное) питание детей в ОУ, получение компенсации за приобретенную школьную форму, на получение детского пособия.

Слайд 8

Несовершеннолетний, состоящий на профилактическом учете в полиции Данилов Игорь Сергеевич, 14 лет, обучается в 9 классе средней школы № 110, состоит на профилактическом учете в полиции за совершение преступления (тайное хищение чужого имущества, которое совершил в 13-летнем возрасте). Часто пропускает уроки без уважительной причины, учится плохо, кружки и спортивные секции не посещает. Родители Игоря работают, спиртными напитками не злоупотребляют, родительские собрания родители не посещают, иногда приходят на беседы в школу к учителям.

Слайд 9

Несовершеннолетний, состоящий на профилактическом учете в школе Гайнуллин Артур Маратович, 12 лет, обучается в 5 классе средней школы № 210, состоит на профилактическом учете в школе за нарушение дисциплины в школе, выражение нецензурной бранью, неуспеваемость. Артур пропускает уроки без уважительной причины редко, учится на «3» (удовлетворительно), посещает спортивную секцию бокса. Родители Марата работают, спиртными напитками не злоупотребляют, родительские собрания посещает мать, отец иногда приходит на беседы в школу к учителям.

Слайд 10

Несовершеннолетний, состоящий на профилактическом учете в наркологии за употребление психотропных веществ (спайсов) Абдуллин Руслан Ильшатович, 16 лет, обучается в 10 классе средней школы № 410, состоит на профилактическом учете в наркологии и школе за неоднократное употребление психотропных веществ (спайсов). Руслан плохо учится, имеет неаттестации по предметам, двойки, часто пропускает уроки без уважительной причины, не желает учиться. Родители Руслана находятся в разводе, воспитанием после развода занимается мать, отец отстранился от воспитания сына, ничем не помогает, алименты не платит. Руслан вышел из-под контроля матери, не слушается ее, может не ночевать дома по несколько дней подряд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа работы с учащимися группы риска.

Цель программы: развитие личности, способствование личностному росту и максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной детальности.Задачи:- развитие умений и потребностей в поз...

Выступление на семинаре: "Индивидуальная программа коррекционной-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы, имеющим задержку психического развития".

Индивидуальная программа коррекционной-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы, имеющим задержку психического развития....

Индивидуальная программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» в группе 123 ГБОУ СПО "ОМЛ" СПб в рамках освоения программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессион

Тема урока: Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» Цели:1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;2. показать значимость богато...