Муниципальный конкурс "На грани", номинация "Методическая разработка"
методическая разработка на тему

Акатова Елена Дмитриевна

Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_na_grani.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Волхонщинская СОШ»

Муниципальный заочный конкурс социально-педагогических программ, проектов и методических материалов по профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков

«На грани».

Номинация:

«Прикладные методические материалы»

Акатова Елена Дмитриевна -

социальный педагог,

 первая квалификационная категория;

контактный телефон (8)920-773-10-09.

2014

 Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили…, поздно учли…

Нет! Не рождаются «трудные дети»!

Просто им вовремя не помогли.

С. Давыдович

      Никогда не думала, что в моей трудовой биографии будет запись – социальный педагог. Но вот уже семь лет я совмещаю эту деятельность с основной нагрузкой – учителя физики. За это время мною изучено много трудов известных педагогов, я познакомилась с различными воспитательными системами, постоянно повышаю свои знания на различных курсах, участвую в работе РМО, планирую ежегодно свою деятельность, анализирую её, подвожу итоги и снова строю планы… Но, практически, каждую минуту сомневаюсь: а то ли я делаю? а так ли я делаю? насколько нужна моя деятельность детям? семьям, в которых они проживают?

     Поразмыслив, скорее всего, отвечу – ДА, нужна! Потому, что главная задача социального педагога, как и каждого учителя, не только дать ребенку образование, но и раскрыть его личные, индивидуальные способности, создать для него благоприятное социальное поле.

 Есть у Б.Пастернака такая строка: «О детство! Ковш душевной глубины…» И от того, чем наполнится этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.

А как наполнить этот ковш «правильностью», как уберечь ребёнка от  ненужных соблазнов, как найти деликатный подход к проблемной семье? как не довести до грани?.. Ведь заповедь «Не навреди!» одна из главных не только в работе врача, но и педагога. Я, думаю, что никто не даст ответов на поставленные вопросы, потому, что их нет. Нет единого рецепта и, поэтому, мы говорим часто: все средства хороши. В связи с этим уместен афоризм Джона Уилмота «До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории».

У В.А. Сухомлинского есть такие слова « Жить среди людей и быть счастливым - это значит, прежде всего, уметь выполнять свой долг...», они и стали моим педагогическим кредо.

Свою социально-педагогическую деятельность стараюсь строить по принципу «вместе и рядом». Из опыта работы могу сказать, что это не только спортивные соревнования, Дни здоровья, субботники по благоустройству территории, акции по озеленению , но и локальные, так сказать штатные мероприятия, которые имеют большую значимость – это коллективное творческое дело. Оно может быть классным или общешкольным, но в любом случае инициатива должна идти от детей. Кому как не им лучше знать друг друга? Да и желанные роли или задания выполняются детьми успешнее, чем назидательные. Опытному педагогу остаётся ненавязчивая координация действиями детей. Но самое главное, что в этом активное участие принимают «трудные дети». Это те дети, которые подошли или подходят к той грани, от которой движение в обратном направлении практически невозможно.

«Трудные» дети характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием  отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Часто они плохо учатся, небрежно выполняют домашние задания, пропускают школу без уважительных причин, дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут такие дети сами по себе. Воруют. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. А, подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Такой «контингент» детей есть и в нашей школе. Ответ на вопрос «И откуда они только берутся?» даёт, конечно, диагностика. Проведённые мною наблюдения, беседы, анкетирования, посещение семей, изучение личных дел (а иногда и «родословной»), позволило мне выделить следующие причины, порождающие "трудных" подростков, которые я расположила в порядке убывания значимости:

1. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения.

2. Отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям.

3. Сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства.

4. "Эпидемия" разводов.

5. Потеря эмоциональных контактов с детьми.

6. Отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми.

7. Политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность.

Участвуя в муниципальном заочном конкурсе  социально-педагогических служб «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних» в номинации «Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении», я делилась опытом работы нашей школы в данном направлении. Лично у меня слово «профилактика» ассоциируется со словом «предупреждение», но предупредить ребёнка о чём-то – это вовсе не значит выдать ему весь информационный пласт по данной проблеме.

 Поясню: многие классные руководители проводят классные часы на тему «Скажем наркомании –нет!». Говорю честно: я, взрослый человек, после такого мероприятия чувствую себя не комфортно, а каково ребёнку с его непрочной ранимой психикой. Вопросы встают сами собой: зачем ему знать как называются ПАВ, как их делают, где можно купить, колоть или нюхать и т.д. А страшные картинки на слайдах! Это больше похоже на рекламу, а не на профилактику.

 Я свою деятельность в этом направлении стараюсь построить по-другому. Прежде всего необходимо учитывать возраст детей, актуальность темы для данного социума, получить диагностическую картинку и только потом тщательно подумать над формами и методами проведения подобного мероприятия. Дети не должны сидеть и только слушать, им необходимо живое общение, пусть высказывают свои мнения, предлагают пути решения и т.д. И прежде всего в эту работу необходимо вовлекать детей, имеющих склонности к обсуждаемой проблеме.

     Последнее время я практикую в своей учебной и социально-педагогической деятельности такую форму работы, как конференция. Не буду останавливаться на теоретических аспектах проведения ученических конференций, потому что об этом написано очень много, а поделюсь своим опытом.

Тема конференции, её актуальность и цели определяются самими детьми. Для этого формируются рабочие группы. Куратором, конечно, является социальный педагог. Проблема ненормативной лексики не нова. Но после продолжительных летних каникул она особенно актуальна, поэтому на первом заседании школьной Думы я ненавязчиво затронула эту тему, актив школы заинтересовался ею и всё заработало. Было решено вовлечь в разговор учащихся 7-11 классов, создать рабочие группы, распределить задания. Таким образом обозначилась тема конференции «Много слов на земле…»

Задания:

7 класс – творческая деятельность;

8 класс – актуальность темы;

9 класс – исследовательская деятельность, пути решения проблемы;

10 класс – диагностические исследования;

11 класс – информационная деятельность;

Безусловно, к подготовке подключаются и классные руководители, и педагоги-предметники, и библиотекарь, и родители.

Предлагаю Вашему вниманию сценарий мероприятия «Школьная конференция «Много слов на земле…».Хочу добавить, что в реальности мероприятие идёт эмоционально.

Тема конференции: Много слов на земле…

Цели:

  • познакомиться с основными требованиями к культуре речи,
  • установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой,
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку,
  • формировать навыки речевого общения.

Ход мероприятия:

В. Родной язык - это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем; это ещё и музыка, источник эстетического наслаждения; золотой ключик к познанию истории, народной мудрости. Правильная речь - это важное свидетельство общей культуры личности, это один из способов обеспечения достоинства человека, его свободы и уверенности во время общения. Речь - это визитная карточка, по которой составляют впечатление о человеке.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, какие слова засоряют нашу речь, делают её бедной, невыразительной и как нам сделать её красивой и правильной.

А нужно об этом говорить? Чтобы определиться с ответом на этот вопрос давайте  «подслушаем» фрагмент разговора.

(8 класс): (инсценировка разговора взрослого и ребёнка).

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

- Без свечки?

- Без.

-А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

- Он на чём подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- У какого шкета?

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

- Чего, чего?

В: Я думаю, что каждый ответил для себя на поставленный вопрос и, наверняка, мнения разделились. Прийти к единому мнению нам помогут сегодня рабочие группы учащихся. Слово 10 классу.

И.С.Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками»

- Что значит «беречь язык»?

- От кого его беречь?

- Разве у языка есть враги?

Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, мат.

Во время подготовки к конференции нашей группой проведена диагностическая работа среди учащихся 5-11 классов в форме наблюдения и анкетирования.

(Текст анкеты разработали сами учащиеся)

1) Напишите известные вам жаргонные слова.

2) Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.

3) Для чего вы их употребляете (нужное подчеркнуть)?

 а) считаете, что модно, современно;

 б) нужны в речи для связи слов;

 в) помогают преодолеть недостаток слов в моей речи;

 г) делают речь понятнее для друзей;

 д) что-то другое (напиши свой вариант).

4) Могли бы вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)

а) Да; б) нет; в) не думал об этом.

5) Стараетесь ли вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)?

а) Да; б) нет; в) не задумывался.

6) Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи (нужное подчеркнуть)?

а) Да; б) нет; в) иногда, в разных случаях; г) не думал об этом.

 Мы прислушивались к речи наших сверстников и младших школьников на уроках, переменах, прогулке и в школьном автобусе. В результате обработки материалов были получены следующие результаты:

94% учащихся используют ненормативную лексику, жаргонные слова и обороты, из них: 50% - мальчики и 44% - девочки.

57% опрошенных считают, что родной язык от этого страдает, т.е. находится в опасности. На изучение родного языка при самоподготовке дети уделяют12 минут, что составляет 6% от общего времени. Анкетирование  позволила нам провести классификацию часто употребляемых «плохих» слов по частям речи. И вот что мы получили:

Имена

существительные

глаголы

наречия

Лох

Отвали

Клёво

Прикол

Отвянь

Офигенно

Даун

Заколебал

Прикольно

дибил

Задолбал

Классно

Прикинь

Супер

Офигел

Ништяк

Зашибись

приколись

 Словосочетания: ёлки-ны, блин-даёшь, ни фига себе.

Были выделены тематические группы:

люди

профессии

Овца

Бомжара

Козёл

училка

Тормоз

придурок

В: Эти слова являются языковым мусором и от него необходимо избавляться. План решения этой проблемы предлагает рабочая группа учащихся 9 класса:

- Прежде чем озвучить свой план борьбы со словесным мусором, нам хотелось бы ознакомить вас с исследованиями по изучению интереса к чтению учащихся нашей школы. Вместе с библиотекарем Мельниченко Н.В. мы проследили движение библиотечного фонда художественной литературы, несколько раз посетили читальный зал, Цель посещений – использование информационно-справочной литературы.

Выводы:

- читаются в основном программные художественные произведения;

- словари и энциклопедии используются при подготовки докладов и рефератов учащимися 6-11 классов ;

- самый читающий класс – 4.

На данном этапе мы предлагаем такие способы борьбы за чистоту речи:

1) расширять словарный запас через чтение книг;

2) быть внимательнее к своей речи и учиться слушать себя.

А можно ещё и механический! (картинка-карикатура)

 Если мы не будем следить за чистотой речи, то нашим потомкам понадобится вот такой словарик:

Я торчу от этой песни – она мне очень нравится;(слайд)

Прикол – шутка;

Отпад – замечательно;

Тащиться – быть в восторге;

Выделываться – вести себя вызывающе;

……………………………………………………..

Думаем, что вы можете его продолжить.

В: Слово группе учащихся 8 класса.

(Вносят новый аспект в обсуждение темы).

 Э. Асадов «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

11 класс:

- Наша группа изучила несколько статей и пришла к выводу, что скверное слово, т.е. мат несёт энергию уничтожения. Этому есть доказательства: в конце 20 века русские биологи создали аппарат, который переводил слова в электромагнитные волны. А затем исследовали как они влияют на растения и молекулы ДНК.

- Выяснилось, что плохие слова как мины взрываются в живом организме, искажают наследственную программу, вызывают мутации, приводят к вырождению. Эксперимент с семенами растения заключался в следующем: одну партию семян подвергли магнитофонной ругани в течение нескольких дней, а другую – приятным словам.

Результат: всхожесть первой партии семян – 1-2 %, а второй – 100%.

10 класс:

- Мы хотели бы дополнить: диагностические исследования показали, что мат в речи используют учащимися всех возрастных групп, причём около 5% не замечают использование ненормативной лексики в своей речи.

В: А сейчас мне хотелось бы дать слово группе учащихся 7 класса.

 

- Мы за чистоту родного языка. Многие поэты посвящали русскому языку оды. А мы предлагаем вам послушать оду от нашей группы.

(Чтение оды).

- Русский народ сложил так много пословиц о речи. Вот некоторые из них.

  • Красна птица пером, а речь - словом.
  • Красно поле пшеном, а речь - слушанием.
  • Хорошие речи и приятно слушать.
  • С умным разговориться, что меду напиться.
  • Ласковое слово многих прельщает.
  • Есть словко, как мед сладко, а есть словко, как полынь горько.  

- При подготовке к конференции мы не могли оставить без внимания выражения известных писателей и поэтов о русском языке, которые как нельзя, кстати, отражают тему нашего разговора.

(Читают и демонстрируют записи).

В: Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь, об этом писал Н.М. Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному".

(Слово по данной проблеме предоставляется учителям- словесникам, гостям. Учащиеся 11 класса готовят постановление конференции).

11 класс (зачитывают Постановления конференции)

1. Увеличить количество времени на самоподготовку по русскому языку.  

2. Читать не только программные произведения великих поэтов и мастеров прозы, но и другие их работы.

3. Использовать различного вида словари при чтении и письме.

4. Изучать происхождение слов.

5. Следить за речью, грамотно и точно формулировать мысли.

6. Довести информацию с конференции до  классных коллективов.

В: (голосование и заключительное слово).

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Эпилог.

Моей настольной книгой со студенческих лет является труд  Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!». И поэтому в заключении я хотела бы напомнить три его заповеди. Они адресованы родителям, но и педагогам необходимы в работе.

1. Верить в безграничность ребенка. Ребенок как космос. Есть классик педагогики Ян Амос Коменский, который сказал : «Ребенок – микрокосмос, который в состоянии объять макрокосмос». Как бы ребенок не учился, нужно верить в то, что его возможности безграничны, что он талантлив, и у него все получится. Вера в ребенка и любовь к нему творит чудеса и делает возможным то, что на первый материалистичный взгляд, кажется невозможным.

2. Ни в коем случае нельзя обзывать, унижать ребенка. Ищите ласковые, мудрые слова, исходя из возвышенной Веры и Любви. Не «глупый», а «глупыш ты мой». Верьте в свою искру божью, ибо любой родитель уже от Бога педагог. Берите систему воспитания ребенка из своего открытого сердца, где хранится Божественная мудрость.

3. Воспитывать ребенка не авторитарно, а гуманно. Слова « не трогай», « не бери», «угомонись», «замолчи», сделают вас с вашим ребенком только врагами. Выстраивайте отношения на основе уважения, доброты, ласки, нежности, понимания и сострадания – это и есть гуманная педагогика. Верить нужно в ребенка.

Однажды на моём уроке физики в 7 классе один из учеников вёл себя отвратительно, на мои замечания не реагировал. Терпения мне хватило не на долго! Подойдя к его рабочему месту, я эмоционально спросила: «Ну что мне с тобой делать?». Он посмотрел на меня бездонными голубыми глазами и с улыбкой ответил : «Понять и простить!».

Это был «трудный» ребёнок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная профориентационная программа "Грани профессии"

Конкурсная профориентационная программа "Грани профессии" - универсальная. Интерактивная форма работы.Хорошо проводить для среднего и старшего школьного возраста....

Конкурсные материалы участника муниципального тура конкурса педагогического мастерства "Учитель-2012"

В файловом архиве размещены материалы участника муниципального тура конкурса педагогического мастерства "Учитель-2012": визитка, семинар, мастер-класс....

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Конкурсное задание муниципального конкурса "Учитель года - 2016" "Методический семинар"

демонстрация своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС...

Конкурсный урок по математике "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" (Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года-2016" г. Воронеж)

Конкурсный урок по математике "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" (Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года-2016" г. Воронеж)...