Мастер-класс. Родительское собрание "Легко ли быть подростком?"
методическая разработка на тему

Латынина Людмила Васильевна

рекомендации работы социальным педагогам с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Чернянка Белгородской области»

  1. Мастер – класс. Родительское собрание
  2. «Легко ли быть подростком?»

  1.     Социальный педагог: Латыниной Л. В.
  1. Мастер – класс. Родительское собрание «Легко ли быть подростком?»
  2. Цель мастер-класса: показать одну из форм проведения родительского собрания, оказание помощи родителям в общении с подростком.
  1. Задачи:
  2. - помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций;
  3. - побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка, научить некоторым правилам и приёмам, облегчающим общение с подростком;
  4. - тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций;
  5. - обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
  1. Ход
  1. Вступительное слово. Педагог: Здравствуйте уважаемые родители. Начнём наше родительское собрание с интересного. Поиграем?
  • Предлагаю вам игру: «Отгадай-ка»

Для начала я приведу примеры с отгадками, чтобы вам дальше играть было полегче

  • Когда рак на горе свистнет?
    Ответ: после дождичка в четверг
  • Какие камни находятся в озере, а какие в море?
    Ответ: мокрые
  • Как из травы сделать лебедя?
    Ответ: лебеда – лебедь, надо «А» заменить на «Ь»

А теперь вы ответьте на вопросы:

  • Как называют человека, который лучше всех варит щи?
    Ответ: профессор кислых щей
  • Какое яблоко нельзя есть?
    Ответ: глазное

- Какое радио никогда не ломается?
Ответ: сарафанное

  • Подскажите, кому на базаре нос оторвали?
    Ответ: любопытной Варваре
  • Каждый считает, что в этом деле он знаток и лучше этим заниматься, когда он лежит поперёк лавки…

Ответ: воспитание

- Сегодня на родительском собрании мы будем говорить о самых близких и дорогих для нас людях. Кто это?

Ответ: дети

  • Педагог: Эту игру я рекомендую вам для семейных праздников, а тема нашего родительского собрания: «Легко ли быть подростком?».

2. Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

Подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются родители при достижении их детьми переходного возраста, часто без особого повода появляется страх и настороженность. Иногда мы, как родители, желаем для своих детей вовсе не того, что надо желать. Когда они маленькие, нам хочется, чтобы они были спокойные и послушные, а такими могут быть только нездоровые в психическом отношении дети. В подростковом возрасте мы хотим, чтобы наш ребёнок подчинялся дисциплине и выполнял все наши требования, а таким может быть только нездоровый в психологическом отношении ребёнок. 3-х- 4-х- летний ребёнок должен всюду лазить, все исследовать, быть в определённом смысле неуправляемым – у него формируется познавательная сфера и самостоятельность. Подросток же должен отрицать власть родителей, ведь у него формируется личность. Всё это – обязательные этапы развития ребёнка.

Но что же делать родителям, чтобы предотвратить или смягчить особенности подросткового возраста для самого ребёнка и всех, кто его окружает. Этим вопросом занимаются многие психологи, но до сих пор нет однозначного сценария поведения подростков и перечня мер, которые помогут преодолеть кризис взросления.

Современный подросток живёт в мире политических и экономических санкций. В то время, когда противостоять ситуациям сложно даже взрослым. Это открытый доступ к любой информации, без цензуры; шопоголизм; инфекционные заболевания, невозможно об этом не вспомнить сегодня накануне 1 декабря, Всемирного дня борьбы со СПИДом.

Родители начинают проявлять первое беспокойство, после того, как дома начинаются первые конфликты и ссоры, свойственные любой семье.

3. Сейчас на примере ситуаций в других семьях, каждый из вас поищет выход для себя.

Ситуация 1.

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Мама Нины, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».

А вот мама Тани, желая, чтобы её дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у неё получается, а у тебя...»

- Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

- Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное.

Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребёнка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса ребёнка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.

Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребёнку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребёнок такой матери будет иметь низкий социальный статус.

Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.

Ситуация 2.

 Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»

А другие матери говорят: «Ты маленький ещё, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймёшь!»

- В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребёнка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребёнка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.

Другие же матери — наоборот, формируют у ребёнка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)

4. Какой он современный подросток? Давайте попробуем «нарисовать» портрет современного подростка.

Упражнение «Портрет современного подростка».

Каждой подгруппе родителей выдается карточка «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники групп совместно выбирают черты, которые им свойственны, дополняют этот список и таким образом составляют портрет современного подростка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

«Портрет современного подростка»

Слишком говорлив

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Чрезмерно подозрителен

Постоянно контролирует своё поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешённым, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Выполняет требования взрослых

Самокритичен

Не может адекватно оценить своё поведение

Увлекается музыкой

Обладает разнообразными интересами

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Послушен и исполнителен дома

Ведёт активный образ жизни

Высокая самооценка

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Самостоятелен

Вывод: «Портрет современного подростка»

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение….. Легко это?

5. На вопрос «Легко ли быть подростком?» отвечали дети.

Предлагаю вашему вниманию некоторые варианты ответов:

- Подростком быть совсем не трудно, если ты всегда слушаешь то, что говорят родители, не перекрикиваешь их;

- Трудно, потому что у подростка вечно какие-то проблемы, конфликты с родителями. Лучше бы я родилась сразу старой бабушкой.

- Подростком быть очень и очень трудно. Иногда я не знаю, что мне делать, не нахожу себе места. Лучше быть маленьким ребёнком.

- Я считаю, что подростком быть не трудно, ведь подросток – это последняя стадия ребёнка перед тем, как перейти к взрослой жизни.

- Да, трудно, потому что на тебя ложится большая ответственность, приходится принимать сложные решения, появляются новые друзья, меняется характер.

- Трудно только в смысле учёбы, все время хочется спать, думаешь совсем о другом, не хочется учиться и тратить драгоценное время на домашние задания.

- Конечно, же подростком быть трудно. Считаешь, что ты уже взрослый и вправе делать все, что захочется, но это не так, за все нужно отвечать.

- Трудно, так как некоторые взрослые не понимают подростков, устраивают им ограничения в личной жизни.

- Да, подростком быть трудно, ведь нам хочется свободы (в смысле не совсем жить одному), чтобы не лезли в личную жизнь. За нами постоянно следят, через чур много волнуются за нас, что-то советуют, учат жизни... Я, конечно, не против, чтобы в школе нас учили, но чтобы личной жизни не мешали. Я не люблю, когда на моё поведение много обращают внимание посторонние люди, не родные. Я не совсем понимаю взрослых, ведь когда-то они сами были подростками, вели себя, практически, также. Пусть лучше учат на своих ошибках.

6. Педагог: А к вам я обращаюсь с такими словами

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Это сказал Себастьян Брандт ещё в 15 веке. Но его слова актуальны и сейчас.

7. Притча. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

   Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

8. Притча: «Ладная семья».

 Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 1000 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили – всей семьей и всем селом. Но дело не в том, что она была большая, а в том, что мир и лад царили в ней. Не было ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: Кругом чистота, красота, мир и достаток. Хорошо людям, спокойно старикам.

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи: расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, СТО раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка и спросил:

 - И всё?

 - Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

Так как же научиться правильно строить отношения с подростком? Сделать так, чтобы подростку стало легче?

   Вывод: Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребёнка прежде всего родители должны понять, что они - люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Часто возникает мнение, что конфликты, стрессы переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплёскивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Облегчить ему жизнь.

9. Подведение итогов. Рефлексия. Каждой группе раздаются бумажные силуэты телефона, на которых надо написать смс, закончить фразу: «Теперь я знаю, моему ребёнку легко потому, что...»

10. Распространение памяток для родителей. Информационный стенд (советы профессора Валентины Зайцевой).

Приложение 1. «Портрет современного подростка»

Слишком говорлив

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Чрезмерно подозрителен

Постоянно контролирует своё поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешённым, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Выполняет требования взрослых

Самокритичен

Не может адекватно оценить своё поведение

Увлекается музыкой

Обладает разнообразными интересами

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Послушен и исполнителен дома

Ведёт активный образ жизни

Высокая самооценка

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Самостоятелен

Приложение 2.

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком

  1. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.
  2. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
  3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
  4. Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
  5. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  6. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
  7. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Приложение 2.

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком

  1. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.
  2. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
  3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
  4. Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
  5. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  6. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
  7. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Электризация в быту» Учитель физики: Сипкова Людмила Владимировна Цель обучения физики конкретна, Уметь на практике все знания применять. И важно помнить – роль эксперимента Должна на первом месте устоять.

Эпиграф урока: Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)Здравствуйте, уважаемые коллеги! Так как вы находитесь в кабинете физики и на демонстраци...

Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол)   ...

Мастер – класс по актерскому мастерству: «Искусство быть разным»

Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успеш...

Мастер-класс "Детско-родительский конфликт: профилактика"

Мастер-класс "Детско-родительский конфликт: профилактика"...

Мастер-класс Детско-родительские конфликты: профилактика

Мастер-классДетско-родительские конфликты: профилактика...

Мастер- класс Веселые старты «Если хочешь быть здоров»

Мастер- класс Веселые старты «Если хочешь быть здоров»...

Мастер-класс для родительского сообщества "Безопасный интернет: факторы, способствующие определить психологическое состояние подростка"

Мы никогда не могли подумать, что воспитание ребенка будет сопряжено с опасностями, таящимися в Интернете. В повседневной жизни интернет используется как для поиска информации, так и для общения и ра...