Педагогический проект «Социализация и адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
проект на тему

          Проблема постинтернатной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно.       Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы.       

         Данный проект направлен на поиск своего варианта решения этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект39.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогический проект

«Социализация и адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

                                                               Разработал:                        А.Ю. Шляхтина                                                                                                                                            

                                                                                                         социальный педагог

г.Нижний Новгород

2015 г.

Аннотация.

          Проблема постинтернатной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно.       Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы.        

         Данный проект направлен на поиск своего варианта решения этой проблемы.

Актуальность.

        Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В школе-интернате у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

         Воспитанники  школ-интернатов после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.

         Состояние воспитанников школ – интернатов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.

        Выпускники школ-интернатов находятся чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускникам школ - интернатов фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи: как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение и выстроить границы своего нового жизненного пространства.

       Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:

проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;

затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;

затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;

затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;

правовая некомпетентность;

возврат в кризисные условия после выпуска.

        Политика российского государства направлена на  подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к решению социально-экономических задач. Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной "ниши" в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт.

         Современная школа-интернат представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники школ-интернатов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.

        В связи с этим проект «Социализация и адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» актуален, так как социализация, самоопределение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья – одна из основных проблем в работе коррекционных учреждений. Наше образовательное учреждение не является исключением, ведь именно готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель нашего образовательного учреждения.

Цель: оказание содействия  социализации детей-сирот,  повышению уровня их адаптации    

           в обществе.

Задачи:

  1. Формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
  2. Сформировать адекватную самооценку, чувство уверенности в своих силах применительно  к самореализации в будущей профессии.
  3. Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности     выпускников.
  4. Установление и укрепление связей с различными социальными организациями, специалистами и профессионалами с целью улучшения  социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната VIII вида.

Сроки реализации проекта: 2015 – 2020 годы.

I этап.  (предпроектный, диагностический). 2015-2016 учебный год. 

Подготовка документации по проекту. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.

II этап. (практический). 2016-2018 учебный год.

Использование в учебно-воспитательном процессе по социализации и адаптации детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, технологий, приемов, методов воспитания  школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Реализация мероприятий по блокам.

III этап. (итоговый). 2018-2019 учебный год.

Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы по социализации и адаптации учащихся и выпускников школы - интерната.

IV этап. (аналитический). 2019-2020 учебный год.

Обработка и интерпретация данных за 5 лет.

Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах реализации проекта;

обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в реализации проекта;

разработка перспективы развития образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты.

   

      Разработанный проект имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации позволит добиться  изменений по улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у учащихся и выпускников школы-интерната VII вида, развитие у них навыков социального взаимодействия и расширения социальных связей. А также, развитие потребности в интимно-личностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, направленности на семейные ценности, умения выстраивать семейные отношения, дифференцировать роли мужа и жены в собственной семье.

      Результатом работы кроме того должно явиться снижение количества затруднений связанных с профессиональной сферой.

       В ходе реализации проекта  выпускник должен научиться объективно, оценивать явления, происходящие в обществе, адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы  и решать их в соответствии со своими правами и обязанностями,  нормами отношений, сложившимися в социуме, быть устойчивым к неблагоприятным социальным воздействиям и   занять активную позицию в решении социальных проблем, быть готовым к социальным действиям, саморазвитию, то есть успешно адаптироваться в современном обществе.

 Направления проекта.

      Об эффективности работы по социализации и адаптации выпускников школы-интерната можно говорить лишь при комплексном подходе к этому вопросу и взаимодействии разных специалистов. Для этого в проекте  были определены следующие направления:

  1. Психолого-педагогическая помощь.
  2. Социально-правовая помощь.
  3. Медицинская помощь.

   Данные направления позволяют комплексно простроить работу всех специалистов школы-интерната  по социализации и адаптации учащихся и выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

 Психолого-педагогическая помощь.

         В построении работы по социализации и адаптации учащихся и выпускников школы-интерната используется ряд психологических механизмов, в структуру которых включены субъекты социализации, движущие силы (деятельность, взаимодействие, проигрывание разных ролей: лидера, организатора, исполнителя, посредника), объекты социализации (выпускники, получающие помощь), формы взаимодействия – средства социализации.

Методы работы:

  1. тренинг;
  2. тестирование;
  3. беседа  (разговор, обмен мнениями);
  4. профдиагностика;
  5. просмотр видеозаписей и терапевтических фильмов;
  6. деловая игра;
  7. наблюдение;
  8. лекция;
  9. дискуссия (занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения);
  10. практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы);

       Необходимо оказывать помощь выпускникам в развитии качеств,  необходимых для самоопределения.  

    В течение ряда последних лет при проектировании своей деятельности педколлектив школы-интерната опирается на программу социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Уроки жизни». Она же модуль  «Труд» этой программы, целью которой является оказание содействия успешной социализации выпускников на основе осознанного выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

      Работа по профориентации  поможет решить ряд задач: расширить  представления о мире профессий, продолжить обучение учащихся и будущих выпускников школы- интерната  методам поиска информации, связанной с выбором профессии, профориентации; продолжить ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; оказывать помощь  выпускникам  в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута; обучить методам поиска работы, составлению резюме, выработки стратегии поведения при собеседовании; мотивировать к получению образования, самообразованию.

     На занятиях по профориентации необходимо давать выпускникам  представление о «ловушках», встречающихся во время поиска работы, составлении резюме, о первичном контакте с работодателем, документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства.

                 Формы профориентационной работы могут быть следующими: тестирование,      

            индивидуальная консультация, профориентационный тренинг, деловые игры,  

            профориентационные консультации и другие.

Социально-правовая помощь.

        В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Ведь перед выпускником школы-интената остро встает проблема включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Выпускники испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, в решении правовых проблем.

      Реализация данного направления проекта помогает решению широкого спектра жизненных и личностных проблем учащихся и выпускников школы-интерната, оказывает поддержку и помощь в различных жизненных  ситуациях и способствует становлению самостоятельности выпускников.

       С целью отражения в работе максимально возможного количества возникающих затруднений у выпускников школы-интерната данное направление  проекта было  разделено на 3 блока.

Профессиональная  и  трудовая  ориентация

Профориентация.  Получение образования. Устройство  на  работу.  

Социально-бытовая  ориентация

Организация рациональных потребностей человека.  Помощь в получении и обустройстве жилья.

Правовая  ориентация

Изучение документов, которые  необходимы выпускнику,  предоставляющихся льгот.

    Профессиональная и трудовая ориентация.    

        Профессиональное образование и трудоустройство выпускников – одна из важных проблем при социализации воспитанников. При всем том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, пользуются многочисленными льготами при поступлении в профессиональные технические училища, и во время обучения государство оказывает им финансовую поддержку, далеко не все получают образование и устраиваются на работу.

      Одной из самых сложных проблем жизни выпускников школ – интернатов  является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот вид жизнедеятельности. Для многих выпускников школ – интернатов  затруднителен даже момент принятия решения о начале работы.  

       Постинтернатная жизнь высвечивает сформированные у большинства воспитанников стойкие иждивенческие установки. Продолжительная жизнь на полном государственном обеспечении прививает им мысль о некоем долге государства и общества перед ними. В такой ситуации они не задумываются о самообеспечении и трудоустройстве, предпочитая встать на учет в Центре занятости населения и получать пособие по безработице.

     Поэтому, работа в данном блоке очень важна и начинается с формирования мотивации к получению образования, профессиональному выбору, построению жизненных перспектив, связанных с получаемой профессией, профориентацей.

      Кроме того, современный рынок труда характеризуется сложной динамикой изменений спроса и предложения рабочей силы, повышением требований к качеству человеческих ресурсов. Поэтому эти факторы диктуют новые требования к системе адаптации граждан на рынке труда. А учитывая то, что большинство выпускников школ – интернатов вида имеют, труднокорректируемую в условиях интерната,   социально-педагогическую запущенность, низкий уровень интеллекта, проблемы медико- социального характера, часто такие негативные черты личности как эмоциональная незрелость, импульсивность, недостаток воли, инфантильность, замедленность самоопределения, незнание и неприятие самого cебя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, самостоятельная профессиональная адаптация становится сложной задачей.

   Необходимо оказывать помощь выпускникам в развитии качеств,  необходимых для самоопределения.  

    В течение ряда последних лет при проектировании своей деятельности педколлектив школы-интерната опирается на программу социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Уроки жизни». Она же модуль  «Труд» этой программы, целью которой является оказание содействия успешной социализации выпускников на основе осознанного выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

      Работа по профориентации  поможет решить ряд задач: расширить  представления о мире профессий, продолжить обучение учащихся и будущих выпускников школы- интерната  методам поиска информации, связанной с выбором профессии, профориентации; продолжить ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; оказывать помощь  выпускникам  в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута; обучить методам поиска работы, составлению резюме, выработки стратегии поведения при собеседовании; мотивировать к получению образования, самообразованию.

     На занятиях по профориентации необходимо давать выпускникам  представление о «ловушках», встречающихся во время поиска работы, составлении резюме, о первичном контакте с работодателем, документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства.

                 Формы профориентационной работы могут быть следующими: беседы, классные часы, экскурсии, тестирование, индивидуальная консультация, профориентационный тренинг, деловые игры,  профориентационные консультации и другие.

План мероприятий:

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Беседы «Расскажи о своем хобби»

«Многообразие мира профессий»

«Я б в кондитеры (водители, рабочие …) пошел…»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

Классные часы: цикл «Дороги, которые мы выбираем»

Сентябрь-декабрь

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

Анкетирование

-карта интересов (по А.Е.Голомштоку);

-жизненные ценности

(по М.А. Роничу)

Входная, промежуточная и итоговая диагностика

Сентябрь-май

Социальный педагог

А.Ю.Шляхтина

Психолог

Встречи с интересными людьми – представителями разных профессий

Декабрь

Февраль

Апрель

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

Тематические экскурсии:

- в пожарную часть;

- в салон-парикмахерскую;

- в кондитерский цех хлебобулочного завода;

- в магазин «Пятерочка»;

- в аптеку

Сентябрь-май

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

Тестирование по методике

«Прерванный диалог»

Социальный педагог

А.Ю.Шляхтина

Психолог

 «Мои социальные роли»

(заполнение опросника)

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

 Сюжетно-ролевые игры

«Визит к работодателю»

В течение года

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

 КТД Выращивание цветочной рассады для школьного дворика

Апрель-май

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

Классный руководитель

Учителя

Встречи с выпускниками школы-интерната – представителями новых и интересных профессий

Сентябрь-май

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

 Классные часы:

- Интересы и склонности

В течение года

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

 Практическое занятие: работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда

Сентябрь

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

Учителя

 Кл.час «Я работаю…

Март

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

 Профессиональные пробы:

временное трудоустройство в сеть магазинов «Пятерочка»;

В течение каникул

Социальный педагог

А.Ю. Шляхтина

Социально-бытовая ориентация.

       Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  с ограниченными возможностями здоровья является вопрос обеспечения жилой площадью.  Сложность в их решении  связана с отсутствием жилплощади, получением непригодного для проживания жилья, проживанием на одной площади с кем-либо из родственников (родителями, лишенными родительских прав, и другими родственниками), проблемой оплаты коммунальных услуг, утраты жилья по каким-либо причинам.

       Отсутствие навыков построения семейного быта вместе с перечисленными факторами приводят к тому, что у молодых людей зачастую не формируется чувство "своего дома".

     Социально-педагогическая деятельность по защите жилищных прав воспитанников осуществляется  во время нахождения ребенка в интернате. В рамках данного блока осуществляется помощь выпускникам в оформлении всех необходимых документов на жилую площадь, в регистрации и постановке на учет по месту жительства. При отсутствии закрепленного жилья оказывается помощь в получении  жилой площади, предусмотренной законом.

Цель данного блока: формирование позитивной социально-бытовой ориентации выпускников, защита материальных, жилищных и социальных прав.

Задачи:

  1. Дать представление о жилищных организациях, об их деятельности и услугах, о тех сотрудниках, с которыми будут взаимодействовать участники в самостоятельной жизни; научить взаимодействовать с жилищными организациями.
  2. Оказывать помощь в получении жилья, оформлении соответствующих документов, его обустройстве, решении социально-бытовых проблем, обучении самостоятельному решению данных проблем.

Правовая ориентация.

     Проблема адаптации детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, продолжает стоять все так же остро, как и десятки лет назад. Это происходит по многим причинам, одна из которых низкий уровень правовой осведомленности.

     В связи с этим выпускники школ-интернатов  попадают в сложную ситуацию: теряют жилье, не могут устроиться на работу, отстоять свое право на льготы и пособия. Лишь небольшое количество выпускников с ограниченными возможностями здоровья находят себе место в жизни.

      Правовая неосведомленность нередко делает выпускников школ – интернатов потенциальными жертвами преступлений или непосредственными участниками этих преступлений.

       Социальная служба интерната принимает непосредственное участие в решении проблем выпускников. В рамках данного блока ею оказывается непосредственная социально-правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях с целью обеспечения элементарных стартовых возможностей в социально-бытовой сфере и сохранения того, что обеспечивает сегодня выпускнику-сироте, выпускнику оставшемуся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья  Российское законодательство, обучение самостоятельному поиску и получению информации в области защиты своих прав.

       В связи с этим основной целью блока является повышение правовой компетенции учащихся и выпускников школы-интерната, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций, правовая помощь.

Задачи:

  1. Осуществлять контроль соблюдения социальных прав выпускников школы-интерната.
  2. Обеспечивать защиту прав выпускников.
  3. Оказывать помощь в обеспечении льготами, предусмотренными в Российской Федерации.
  4. Познакомить с видами государственной помощи и системой льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, понятиями «социальное обеспечение», «категории населения», «налоги», «пенсионное страхование», письменное и устное обращение в эти организации.
  5. Формировать навыки взаимодействия со специалистами необходимых организаций, навыки получения нужной информации.

Медицинская помощь.

       Медицинское сопровождение учащихся и выпускников школы-интерната VIII вида одно из необходимых направлений деятельности в рамках проекта. Оно предполагает оказание первой медицинской помощи, помощь в осуществлении взаимодействия с медицинскими учреждениями города, области, консультативную помощь по вопросам здоровья.

       Из множества проблем, с которыми сталкиваются выпускники школы – интерната  вида, одной из важных является возможность принимать решения по вопросам  всей своей дальнейшей жизни, брать на себя ответственность за жизнь другого человека, своего собственного ребенка. Конечно, для того, чтобы принять правильное решение, им необходима помощь компетентных специалистов.

        Необходимо создание Психолого-медико-педагогическая службы,которая будет осуществлять сопровождение материнства и отцовства по следующим направлениям:

  1. Психологическое: развитие готовности матери и отца  к общению с ребенком (мотивационная, эмоциональная готовность к материнству, отцовству, осознание себя в роли матери, отца).
  2. Педагогическое: формирование педагогической готовности к материнству, отцовству, обучение приемам и средствам обучения ребенка.
  3. Санитарно-медицинское просвещение: знакомство с режимом дня ребенка на определенном возрастном этапе, обучением правилам ухода за ребенком, знание требований, предъявляемых к помещению, в котором находится ребенок и т.д.
  4. Правовое просвещение: знание основных положений семейного права, Гражданского и Уголовного кодексов РФ, Конвенции о правах ребенка и т.д.
  5. Социальная поддержка: разъяснение возможности получения пособия на ребенка, различных полагающихся льгот, возможности получения образования, обеспечения работы.

Литература.

  1. Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами / Е.В. Антонюк // Вестник МГУ. Серия14 «Психология», 2006 - С.58-60.
  2. Батаршев А.В.:  Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб.: Речь /2005. – 208 с.
  3. Бочарова В. Г. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.: Консорциум «Социальное здоровье России », 2003.
  4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.- М., 2003.
  5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. / СПб.: Питер, 2002.
  6. Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004.
  7. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога./ СПб.: Питер, 2007. - 216 с.
  8. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. /СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
  9. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и  воспитание. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже"

Об особенностях работы социального педагога со студентами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Проблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов,  становятся все более актуальными в современной ...

«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»

Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставши...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.         Детство - период, когда закладываются фундаментальные кач...

Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над  воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...

Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...

Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях среднего профессионального образования

Статья подготовлена для участия в X Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России.Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Найденова Т.М., Суворова А.Л., Се...