Формирование социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушением интеллекта в условиях ГБУ ЦССВ
статья на тему

Сиваева Светлана Васильевна

Так как последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации в обществе, эта статья раскрывает понятия что такое "социальная адаптация личности", для реализации поставленных целей и задач мы используем программу, которая включает три блока:

I. Блок психомоторных и сенсорных процессов;

II. Коммуникативный блок;

III. Блок элементарных социально-бытовых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sots_adaptatsiya_ml.shkolnikov.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ГБУ ЦССВ «НАШ ДОМ».

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации в обществе.

Понятие “адаптация” используется в настоящее время во многих областях познания — биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. По существу изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека. Сам термин происходит от латинского слова “приспособление”. И первоначально он использовался в биологии, где рассматривалось приспособление строения и функций организма к условиям существования или привыкания к ним. Человек от окружающей природной среды унаследовал приспособительные функции, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важнейшим фактором самосохранения высокоорганизованного индивида.

Социальная адаптация личности — многогранный процесс активного развития индивидуума, который осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе которого лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность на основе познанных биологических, физиологических и психологических механизмов развития.

Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта. В России организована дифференцированная сеть учреждений для помощи детям.

ГБУ ЦССВ «Наш дом» готовит воспитанников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний, умений и навыков, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности  ребенка с нарушением интеллекта, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации такого ребенка. Для большинства детей с нарушениями интеллекта наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе [4].

          Исходя из вышеизложенного, коррекционная работа должна учитывать все особенности, и  направлена на:

- совершенствование психомоторных и сенсорных процессов;

- развитие речи, навыков общения и культурного поведения в общении  с людьми, отражение в словах и фразах своих действий;

- формирование навыков самообслуживания (навыки личной гигиены, навыки одевания-раздевания, навыки самообслуживания за столом и др.);

- организацию посильной помощи ребенка в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье;

- развитие способности организовать свой досуг, позаботиться о себе в отсутствии взрослых;

- формирование умения ориентироваться в окружающей действительности.

Итак, основная цель коррекционной работы с младшими школьниками ГБУ ЦССВ «Наш дом» – их социально-бытовая адаптация, приспособление к жизни.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

1. Совершенствование психомоторных и сенсорных процессов;

2. Развитие речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми, отражение в словах и фразах своих действий

3. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда.

Для реализации поставленной цели и задач мы используем программу, которая включает три блока:

I. Блок психомоторных и сенсорных процессов;

II. Коммуникативный блок;

III. Блок элементарных социально-бытовых навыков.

        Задачами I блока являются:

1. Развитие навыков крупной моторики.

Данная задача способствует максимально возможному улучшению физического состояния здоровья, что ведет к приобретению и дальнейшему закреплению санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, передвижения, элементов хозяйственно-бытового труда.

2. Развитие навыков тонкой моторики.

Говоря о значимости формирования тонкой моторики, необходимо отметить, что навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет; помогают ребенку обслуживать себя [1].

3. Формирование сенсорных функций.

        Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей. Оно предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Правильное представление о действительности обеспечивает накопление новых знаний, усвоение новых видов деятельности, адаптацию в новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Задачами II блока являются:

1. Развитие импрессиной речи.

На коррекционных занятиях предполагается использование всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждающих учеников к оречевлению того, что они видят [3].

В качестве основы обучения создаются ситуации, знакомые детям, происходящие в их реальной жизни, входящие в круг детских интересов. В этом контексте определяется объем, последовательность, содержание программных тем, в том числе и тем, связанных с явлениями и предметами окружающей действительности, например: «Улица и мы», «Разговор в транспорте», «Играю с детьми», «Гуляю в парке», «Иду в магазин» и др. С учетом сниженной мотивации речевой деятельности у детей с проблемами в интеллектуальном развитии, важно, что при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения непосредственно после их приобретения не только в школе, но и в привычной, бытовой обстановке.

2. Развитие экспрессивной речи.

Для развития экспрессивной речи служат сюжетные картинки. Для составления рассказа и диалогов можно использовать и хронологические ряды сюжетных картинок.

Для усиления и развития экспрессивных характеристик устной речи в программу вводится такой раздел, как «Выразительность (эмоциональность) речи», ориентирующий учителя на специально спланированную работу в этом направлении. Она подразумевает поэтапное формирование таких качеств речи, как сила, темп, тон, мелодика.

3. Дальнейшее развитие речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми.

Коррекция дальнейшего развития речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми должна быть направлена на вступление в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддержку и завершение общения.

Динамичная игра-драматизация побуждает ребенка обращать внимание не только на речь, ее выразительность, но и регулировать собственное поведение в ситуации общения: уважение к собеседнику, соблюдение правил и требований речевого этикета. Для реализации названного направления по регуляции речевой деятельности ребенка в программе представлен раздел «Культура общения», он дополняется разделом «Речь и ее значение в жизни». Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга, для передачи информации, преодолевают речевую замкнутость, учатся самостоятельно выражать мысли, исправлять многообразные речевые ошибки.

Задачами III блока являются:

1. Формирование социально-бытовых навыков в условиях дома:

Необходимо учить ребенка наблюдать за деятельностью окружающих их взрослых: как педагог (мама) моет посуду, убирает квартиру. Нужно привлекать его к выполнению несложных поручений, к тому, чтобы он помогал в той или другой работе. Все это будет способствовать развитию ребенка, формированию у него положительных черт характера.

Общая система коррекционно-педагогического воздействия на детей в процессе занятий, работа с ними по расширению, углублению и уточнению их представлений о ближайшем окружении, формированию навыков и умений определяется в каждый конкретный момент в соответствии с уровнем психического развития.

2. Формирование социально-бытовых навыков вне дома:

Сущность процесса социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления ребенка с нарушением интеллекта в условиях конкретного общества. Ребенку необходимо умение существовать в социуме, находить в нем свое место, уметь взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Первично социализация, как правило, осуществляется в семье, которая является проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

В процессе социализации развитие личности происходит по мере достижения человеком ряда целей, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

- формирование у детей элементарных знаний о социальном окружении;

- развитие личностно- и общественно значимых потребностей и мотивов в деятельности и поведении ребенка;

- развитие и активизация позитивных установок и доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности;

- формирование у детей навыков поведения в сложных ситуациях; подготовка детей к интеграции в обществе.

Итак, коррекционные занятия по социально-бытовой адаптации с младшими школьниками с нарушениями интеллекта должны проводиться в игровой форме, поскольку игра является основной формой построения занятий с младшими школьниками данной категории. Занятия должны содействовать не только развитию познавательной деятельности детей, но и быть направлены на совершенствование их разговорной речи. С помощью учебно-игровых ситуаций педагог создает условия для возникновения диалога между детьми. Во время таких занятий дети усваивают слова, которыми будут пользоваться в быту. Сама обстановка, в процессе которой учащимся сообщается речевой материал, а также их собственная игровая деятельность содействуют пониманию воспитанниками значений слов и побуждают их к развертыванию диалога [2].

Литература

1. Коррекционная помощь лицам с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра малого города: Уч. пособие / Под ред. доцента Н.В. Ялпаевой. – Курск: Изд-во КГУ, 2003.

2. Маллер А.Р.  Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд. 3-е испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

3. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.// Коррекционная педагогика . – 2005. - № 3 (9). – С. 12-36

4. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. –  СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО

Формирование жизненных  компетенций  является главным приоритетом  для учащихся  школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило,  имеющего  ограничения контактов с м...

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Данная статья включает в себя систему работы по формированию навыка грамотного письма на уроках русского языка в младших классах корекционной школы для умственно отсталых детей....

«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"

Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.В работе описаны группы игр, осн...

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Автором рассматривается вопрос о формировании позитивных межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью средствами арттерапии. Обозначается значимая роль в выявле...