Занятие с учащимися девиантного поведения: "Школьная тревожность"
методическая разработка на тему

Латынина Людмила Васильевна

Занятие для понижения уровня тревожности учащихся девиантного поведения: "Школьная тревожность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Чернянка Белгородской области»

«ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ»

Занятие для понижения уровня тревожности учащихся девиантного поведения

26.10.2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской области»

Подготовила и провела: социальный педагог Латынина Людмила Васильевна


"Школьная тревожность"

Занятие для понижения уровня тревожности учащихся девиантного поведения.

Цели: снятие тревожности, напряжения, развитие уверенности в себе, формирование навыков расслабления.

Задачи:
- обучение участников группы способам осознания и от реагирования эмоций;
- способствование повышению самооценки у участников группы;
- способствование повышению общей коммуникативной культуры.
Тип: практическое занятие.

Материалы: плакаты: "Такие мысли всегда помогают мне" ("Я справлюсь", "У меня все получится", "Все будет хорошо"). "Такие мысли мне мешают" ("Я не умею", "Я боюсь", "У меня не получится").

Ход занятия

  1. Установление правил:
    • говорить по одному, не перебивать того, кто говорит,
    • не применять физическую силу в адрес других,
    • никого не оскорблять, не дразнить, ни над кем не подшучивать,
  2. Игра: «Знакомство»
    Дети кидают друг другу мячик, сначала называют свое имя, затем по сигналу педагога – называют имя того, кому бросают мячик.
  3. Игра: «Дружный пазл». Игра способствует сплочению группы, развитию способности устанавливать контакт с партнёрами, умения добиваться конечной чётко сформулированной цели. Каждому ученику выдаётся кубик пазл. Задание: собрать картинку из известной детской сказки. Во время обсуждения участники делятся впечатлениями о том, что мешало и что помогало при выполнении задания. Вывод: вместе делать и легко и трудно. Но надо учиться делать дела вместе, при этом уступая друг другу или помогать товарищам. Так как человек живёт среди людей каждому из нас надо научиться ладить с коллективом.
    У вас уже сформировалась дружная группа участников, давайте поиграем ещё.
  4. Игра: «Отвечай, сосед слева!»

Вопросы:

  1. Какой сегодня день недели?
  2. Какого числа твой день рождения?
  3. Назови название поселка, в котором ты живёшь?
  4. С какой цифры начинаются номера кабинетов на третьем этаже школы?
  5. В каком классе ты учишься?
  6. На каком уроке ты решаешь примеры?
  7. У тебя есть брат или сестра?
  8. Как зовут директора?

Педагог: Дети, кто ни будь из вас, был у директора в кабинете? Боитесь? В школе есть школьные страхи, какая то тревога. А чего в школе боятся дети?

Дети: Плохой оценки, экзамена, трудной самостоятельной работы, контрольной, драчуна…

  1. Обсуждение понятия «страх». Цель: осознание личностного смысла понятия «страх», принятие собственных страхов. Задается вопрос смысла: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?». Обсуждаются вопросы о том, зачем страх нужен человеку, а чем он может мешать.
    Теоретическая справка педагога.
    Обычно считается, что боятся – плохо. Страхи надо побеждать, преодолевать, с ними надо бороться самым решительным образом. Но иногда мы вспоминаем, что, может быть, испытывать чувство опасности  - это нормально. В самом деле, человек так устроен, что просто не смог бы жить, если бы его организм ежесекундно не получал информации о своем состоянии и состоянии мира вокруг. Страх при этом выступает одним из важнейших регуляторов поведения. Если изменения ситуации, потенциально содержит какую – ни будь угрозу, человеку тут же сообщается об этом.  И он обойдет стороной, появившуюся вдруг собаку, возьмет тряпочку, прежде чем снять горячую кастрюлю с плиты, не побежит через дорогу перед быстро мчащейся машиной.
    6. Впереди у вас весёлая пора: «Каникулы». Хорошо если на каникулах каждый из вас проявит осторожность в поведении на дорогах, в обращении с бытовыми приборами, при встрече с незнакомыми людьми, неизвестными предметами. Но это дома. А что тревожит, беспокоит вас в школе? Чего боятся школьники?

7. Упражнение "Страшилка"

Педагог читает участникам сказку "Школьная Тревожность".

Школьная Тревожность – это дама в короне . Пока Алевтина Юрьевна пишет на доске задание, дама незримо ходит по классу, где сидят дети, и потирает  руки. Сегодня у нее важный день. Через 10 минут ученики начнут писать самостоятельную работу, и, возможно, ей, Школьной Тревожности, удастся подчинить себе кого-нибудь из них. Для начала она намечает себе две жертвы: девочку Марину и  мальчика Максима.

Алевтина Юрьевна объявляет начало самостоятельной работы. Школьная Тревожность подсаживается к Марине и начинает применять проверенный прием – пускает туман в голову. "Ты ничего не знаешь, ты все забыла", – шепчет дама, как заклинание. Марина на мгновение замирает, будто прислушивается, но потом решительно мотает головой и шепчет: "Этого не может быть. Я готовилась к этой самостоятельной работе. Мы со старшей сестрой вчера занимались два часа!". Сраженная последним аргументом, Школьная Тревожность немножко уменьшается в размерах и пересаживается от девочки к Максиму.

Она меняет тактику и пускает в ход другой прием – устрашение. "Ты плохо напишешь эту работу и получишь двойку. Это будет ужасно! Завтра учительница объявит результат, и ты поплетешься домой подавленный, несчастный..." – зловеще пугает она мальчика. "Так завтра у меня последний учебный день перед каникулами, и что бы там ни было, огорчаться я не собираюсь!" – решительно возражает мальчик. Больше всего на свете он любит каникулы. Максим  мысленно представляет себе красивый удар ногой по мячу, ведь на каникулах они с мальчишками  планировали  играть в футбол.

Школьная Тревожность отлетает в противоположный конец класса, как будто этот воображаемый удар пришелся по ней. Из последних сил доползает она до парты, за которой сидит светленький мальчик. "Посмотри, как качает головой Алевтина Юрьевна. Она глядит на тебя и думает, какой ты непонятливый и слабый ученик, надо оставить тебя на второй год", – хрипит Школьная Тревожность, уже начиная думать, что эти  непобедимы, но ещё не отказываясь от последнего шанса на успех.

Мальчик  испуганно вскидывает глаза. Алевтина Юрьевна действительно крутит головой (ей немножко жмет воротничок). Мальчик бледнеет. Школьная Тревожность понимает, что нашла себе жертву. Звенит звонок с урока, но даже он не может спасти бедного мальчика, потому что у него нет своих методов борьбы со Школьной Тревожностью…

Обсуждение сказки-страшилки. Ведущий задает вопросы: "Как вы думаете, когда Школьная Тревожность одерживает победу над учеником; каковы, на ваш взгляд, приемы борьбы со школьной тревожностью?" Дети высказываются по очереди. Важно подвести учащихся к пониманию того, что иногда наши мысли мешают нам. Потом все вместе придумывают хороший конец сказки.

8. Упражнение "Мысли и настроение"

Ведущий перечисляет мысли, записанные на плакате: "Такие мысли всегда помогают мне"
("Я справлюсь", "У меня все получится", "Все будет хорошо") и на плакате "Такие мысли мне мешают" ("Я не умею", "Я боюсь", "У меня не получится"). Дети с помощью карточек показывают настроение, соответствующее этим мыслям.

Педагог предлагает детям из множества карточек выбрать плохое и хорошее настроение и разместить с плохими мыслями и хорошими мыслями. И учит, как от плохих мыслей и плохого настроения можно избавиться. Педагог предлагает ребятам порвать, избавиться от них, выбросив их в корзину.

Теперь, когда вы умеете, регулировать свои мысли и создавать себе хорошее настроение, давайте поиграем ещё:

9. Игра: «Физкультурник» Развитие координаций движений, обучение детей навыкам работы с пооперационными картами.

Педагог объясняет детям, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники будут выполнять различные упражнения. Дети выбирают сами ранее заготовленные педагогом схемы. Делают движение, которое видят на схеме. Упражнение помогает выстраивать доверительные отношения, помогают учению работы по алгоритму.

10. Рефлексия результатов занятия

Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

Нарисуйте смайлики, которые соответствуют вашему настроению по итогу этого занятия.

Педагог: Спасибо вам, мне было с вами вот так: смайлик весёлого настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...

Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменационной тревожности"

Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменнационной тревожности" проводится с целью с снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширени...

Адаптационное занятие для 10-го класса «Снятие тревожности у десятиклассников в период адаптации»

Цель: создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы. Формирование сплочения коллективаЗадачи:·...

Занятие для учащихся 11 класса на снятие тревожности в период подготовки к ГИА

Занятие у учащимися 11 класса в период подготовки к экзаменам. Занятие разработано в рамках городской школы математики. В рамках данного проекта школьные прихологи проводят встречи с учащимися с разны...

Конспект развивающего занятия с педагогом-психологом по профилактике тревожности у детей

Цели занятия:Профилактика тревожности у детей младшего школьного возраста.Задачи:Формировать навыки мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта.Способствовать становлению базовых свойс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактических занятий с учащимися учащиеся 5-11 кл. (склонные к девиантному поведению) «Профилактика девиаций через вовлечение в волонтерскую деятельность» с использованием историко-природно-ландшафтных ресурсов музея-усадьбы в д

Концепция развития волонтерского движения в музее-усадьбе -  сохранение, восстановление и развитие мемориального природного комплекса и не мемориального исторического природного ландшафта «...

Занятие с учащимися 7 класса с ОВЗ "Девиантное поведение"

методический материал к занятию для учащихся 7 класса с ОВЗ,  на котором разбираются особенности девиантного поведеня подростков.евиан...