Программа правового воспитания «Подросток и закон»
рабочая программа на тему

соц.педагог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx72.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4»

Программа

правового воспитания учащихся

2015 - 2018 годы


г. Рославль

2015

Паспорт  программы

Наименование Программы

Программа правового воспитания

«Подросток и закон»

Основание для разработки

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. ФЗ « Об образовании».
  3.  ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 24.06.1999г

Разработчики программы

  Лозовая М.М., заместитель директора по ВР

Цель

-формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.

Задачи

- формирование правовой грамотности подрастающего

   поколения,

- воспитание правосознания подростков,

- формирование правовой компетентности гражданина,

- социализация личности школьника.

Целевые группы

- администрация школы

- учащиеся младшей, средней и старшей школы,

- педагоги школы, классные руководители, психолог, вожатая

- родители.

Основные направления реализации программы

- совершенствование процесса правового воспитания;  

- развитие научно-теоретических и методических основ

   правового воспитания;    

- координация деятельности общественных организаций

   (объединений);  

- информационное обеспечение деятельности.

Механизм реализации

Администрация школы

- осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы,

- обеспечивает координацию деятельности всех участников образовательного процесса,

- способствует реализации намеченных задач,

Исполнители  

Администрация  МБОУ СОШ №29 , Совет старшеклассников, участники образовательного процесса

Сроки реализации Программы

2015-2017годы

Ожидаемые результаты       реализации  

-снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы;

- воспитание сознательных, активных граждан,  хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;

- формирование правового сознания.

                                       

Подросток и закон

Несправедливость бывает двух видов: одна - со стороны тех, кто ее     совершает, другая - со стороны тех, кто, хотя и может, не отводит противозаконие от тех, кто вынужден его терпеть.

 Марк Цицерон

Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных  средств  правового воспитания является  ответственность.

Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и  ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

       В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие  задачи воспитания школьников:   

-формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

-защита прав и интересов обучающихся;

-формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

    Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников  в настоящее время в стране достаточно актуальна.

    В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения,  как учащихся, так и их родителей.

    Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

    Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

          Основное содержание данного периода в правовом воспитании школьников составляет нравственное воспитание, что обусловлено следующими психолого-педагогическими характеристиками учащихся школы:

  1. Основной интерес направлен на узнавание своего «Я»;
  2. Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминируют нравственные регуляторы;
  3. Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.

На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека, о праве как регуляторе взаимоотношений между людьми.

Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом необходимости устранения из нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка, как нечто реальное, многими еще не воспринимается. Это особенно важно для России, где еще многие не знают ни  своих прав, ни прав своего ребенка.

Утверждение идеи прав ребенка, защита его прав зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав.

Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека.

Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания, обучения его поколений, от уровня подготовки организатора и руководителя  учебно-воспитательного процесса – учителя, воспитателя, преподавателя.

Цель программы:  

создать образовательные, информационные и иные условия для формирования правовой культуры учащихся, для социализации растущей личности, для вхождения в гражданское правовое общество через становление отношения к миру и к себе в нем.

Задачи программы:

-создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

- научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

- сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

- способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

- предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений. 

 Предмет исследования: процесс формирования  правовой и политической культуры учащихся.

Объект исследования: уровень правовой и политической культуры учащихся.

Методы исследования: сбор, анализ и систематизация информации, опрос, анкетирование, интервью.

Принципы реализации программы

  1. Добровольность участия в программе.

Предполагается, что педагоги, родители и учащиеся и на одной из первых встреч оговаривают правило работы как одно из важнейших. Выполнение этого правила поможет соблюдать другие принципы.

  1. Сотрудничество и доброжелательность.

Программа предполагает доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие ученика, родителя, педагога, представителя сообщества и изучение всех вопросов практического права, механизмов защиты прав ребенка через сотрудничество.

  1. Вариативность и право выбора.

Программа предлагает некую общую идеологию правового просвещения учащихся и родителей в образовательном учреждении, базирующуюся на приоритетности прав ребенка.

  1. Связь с практикой.

Освоение программы предполагает связь с региональными особенностями правоприменительной практики и призвано оказывать реальную практическую пользу ее участникам.

  1. Непрерывное совместное обучение.

Программа предполагает регулярное и постепенное совместное освоение новых и интересных для учащихся, родителей, педагогов правовых тем. Ее участники принимают это правило работы и готовы к постоянному изучению и поискам правового решения реальных жизненных ситуаций.

  1. Готовность к изменениям и практическому использованию права.

Освоение практического права предполагает сознательную готовность к использованию его в реальной жизни, в ходе решения той или иной проблемы, связанной с жизнедеятельностью учреждения, социума.

Этапы реализации

Этап

Цель

Задачи

Проектный

Подготовка условий, создание системы правового воспитания

  • Изучить нормативную базу, акты.
  • Разработать, обсудить, утвердить программу.
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  • Определить диагностические методики

Практический

Реализация программы

  • Отработать содержание деятельности, формулирование методов.
  • Разработать методических рекомендаций.
  • Привлекать всех субъектов образовательной деятельности.
  • Проводить мониторинг

Аналитический

Анализ результатов работы

  • Обобщить результаты работы.
  • Провести коррекцию деятельности.
  • Составить рекомендации по реализации программы.
  • Спланировать работу на следующий период

Источники:

1. Конституция Российской Федерации – основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан и др.

2. Закона РФ «Об образовании»;

3.ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.;

4. Конвенция ООН «О правах ребенка»;

5. Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми);

6.Уголовный кодекс РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках);

7.Избирательный Кодекс России - регулирует процесс выборов на территории нашей области;

8. Материалы из сети Интернет;

9. Учебные пособия по праву.

Основные направления системы правового воспитания в школе

  • осуществление правового образования учащихся;
  • работа Совета  профилактики правонарушений;
  • профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете;
  • правовое образование родительской общественности;
  • взаимодействие с органами системы профилактики;
  • школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

Работа Совета  профилактике правонарушений и социального педагога

по правовому воспитанию.

          В школе действует Совет по  профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних один раз в месяц. На Совете   по профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.

 Социальным педагогом проводится диагностика психолого- медико-педагогических особенностей обучающихся, с помощью классных руководителей, составляется социальный портрет каждого класса.  

         К социальному педагогу обращаются ученики, учителя при возникновении между ними конфликтных ситуаций. Социальный педагог не наказывает и не выносит «приговор» ученикам, а пытается нормализовать возникшую ситуацию. Если ситуация требует, то социальный педагог связывается с родителями ученика, инспекцией по делам несовершеннолетних другими различными социальными службами и проводит соответствующую работу.

  1. Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
  2. Социальный педагог проводит индивидуально-воспитательную работу, беседы, работает совместно с  психологом, классными руководителями по правовому воспитанию.                            
  3. Социальный педагог исследует  занятость детей «групп риска», направляет  в различные кружки и секции.
  4. Социальный педагог  проводит активную работу в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков, регулярно участвует в заседаниях  КПДН, готовит ходатайства в инспекцию о принятии мер к родителям уклоняющихся от воспитания.
  5. В школе регулярно проводятся беседы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения.
  6. Ежегодно в школе проводятся мониторинги: «Нужны ли учащимся правовые знания?», «Вредные привычки» и т.д.
  7. Социальный педагог выявляет интересы и потребности учащихся, трудности и проблемы, отклонения в поведении; определяет уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; устанавливает связи и партнёрские отношения между семьёй и школой.

Научно-методическое обоснование преподавания права в средней и старшей школе

В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм.

Наши учителя широко используют нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

Основы правовых знаний изучаются и на других предметах. В начальной школе основы правовых знаний учащиеся приобретают на уроках «Окружающего мира» и классных часах, на уроках ОБЖ учащиеся много говорят о проблеме профилактики наркомании, участвуют в конкурсе “Осторожно, наркотики!”, пишут рефераты по этой проблеме, на уроках информатики учащиеся готовят презентации по пропаганде ЗОЖ, работают над созданием социальных плакатов.

 Школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

         Совет школы существует в школе  как орган школьного самоуправления уже. Его структура и система вовлечения учащихся в работу по решению общешкольных проблем и задач достаточно хорошо отработаны с системой правового воспитания в школе и воспитательной работы в целом.

Каждый штаб привлекает к проведению конкретных акций и мероприятий множество учащихся, таким образом давая им осознать, что жизнь школы – государства в миниатюре – зависит от каждого из них. Это неоценимый опыт для воспитания гражданского самосознания учеников.

Немаловажна также роль  Совета школы  в профилактике правонарушений и зависимостей: создается образ положительного лидера, занятого полезным делом и именно за это уважаемого сверстниками, помогает учащимся осознать, что девиантное поведение – не единственный и не лучший способ завоевания популярности.  Более того, именно учащиеся с задатками неформальных лидеров порой осознают, что общественная  работа на благо школы и района – хороший путь самореализации.

Также важную роль в профилактике правонарушений играет работа Службы правопорядка. Его деятельность по поддержанию общей и учебной дисциплины в школе, по соблюдению чистоты оценивается самими учащимися как очень важная и нужная. Старшеклассники, работающие в этом Совете, стараются воспитывать сознательность и ответственность у младших учащихся, в том числе и своим примером, и беседами, проведением рейдов-проверок и субботников.

В школе налажен тесный контакт с инспектором по делам несовершеннолетних, работниками муниципальной милиции. Раз в неделю инспектор проводит консультации и беседы с учащимися по правовой тематике, регулярно принимает участие в работе Совета по профилактике правонарушений.

Правовое образование родительской общественности 

         Правое образование  родительской общественностью носит систематический и планомерный характер.  На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.

Социальный педагог ведет постоянную и планомерную работу с многодетными, социально незащищенными, проблемными и деформированными семьями. Вместе с родительским активом школы разрабатываются методики диагностирования и помощи учащимся из таких семей, способы деликатного улучшения сложных ситуаций.

Школа тесно сотрудничает с   отделением полиции, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений, тесно общаются с учащимися и группы риска и стоящими на внутришкольном учете и их родителями.  Работа по предупреждению правонарушений и профилактике асоциального поведения ведется постоянно в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Педагог- психолог и социальный педагог ведут работу по разрешению конфликтных ситуаций в семье. В ходе реализации данной программы используются современные технологии:

  • технология уровневой дифференциации; 
  • технология исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • игровые технологии; 
  • информационные компьютерные технологии;
  • личностно-ориентированная технология в воспитательном процессе

Тематика лекций для родителей:

1.        Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс)

2.        Воспитание ненасилием в семье. (2 класс)

3.        Как научить сына или дочь говорить «нет» (3 класс)

4.        Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс)

5.        За что ставят на учет в полицию. (5 класс)

6.        Свободное время - для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? (6 класс)

7.        Как уберечь подростка от насилия? (7 класс)

     8.        Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс)

9.        Как научится быть ответственным за свои поступки? (9 класс)

      10.     Что делать, если ваш ребенок попал в полицию? (10 класс)

11.     Закон и ответственность родителей. (11  класс)

Внешние связи школы по правовому образованию:

  • посещают с лекциями  работники ОПДН и ДПС, специалисты из Наркологического центра, Психологического центра «Лира» и т.д.
  • проводятся заседания КПДН в администрации;
  • члены юридического клуба участвуют в школьных, городских олимпиадах и конференциях;
  •  проводятся ролевых игры и олимпиады и т.д.
  • организуются посещения инспекции по делам несовершеннолетних, Центра Занятости населения, юридические консультационные пункты;
  • проводятся встречи с интересными людьми. 

Нами используются такие формы работы в школе как:

  •   формы психологического просвещения (исследование, тренинг-упражнение, тестирование)
  • изучение нормативно правовых актов, кодексов, федеральных законов Российской Федерации (об административных правонарушениях, уголовный, трудовой, семейный);
  • использование в работе  ролевых игр,  проведение лекций  членами юридического клуба, дискуссии,  «мозговой штурм»   и др. 
  • игровые формы (сюжетно-ролевые игры «Суд над вредными привычками»,  разбор проблемных ситуаций,    просмотр и обсуждение правовых фильмов)
  • вовлечение молодежи в добровольчество (создание органов самоуправления, создание «Министерства правопорядка», «Министерства труда и занятости» и т.д.)
  • работа на массовых мероприятиях по пропаганде правового воспитания  (правовых игр по станциям,  школьных конкурсов, правовых турниров «Закон и прядок» и т.д.)
  •  творческие формы работы (представление проектов, правовые информационные листы,  выпуск  газеты,  проведение правовых конкурсов,  игр по станциям, конкурсы рисунков и плакатов «Права человека»)
  •   дискуссионные  формы (диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашёнными людьми)

В своей работе мы применяем различные принципы работы в правовом воспитании:

  • Технология педагогики ненасилия, доброжелательности;
  • Принцип «своевременного» воспитания;
  • Принцип групповой работы;
  • Отказ от авторитарного стиля в педагогическом взаимодействии с учеником;
  • Отказ от запугивания (создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискуссии);
  •  Не перегружать информацией и специальными терминами.
  • «Пластичность и системность» при проведении занятия.
  • Проведение работы с учетом возраста и социального статуса подростков.
  • Предоставление объективной информации в доступной форме.
  • Использование принципа «равный – равному».

           Правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение  стало приоритетным направлением работы  в нашей школе, оно проводится по нескольким направлениям:

  • обеспечение доступа к актуальным информационно-правовым системам; 
  • сканирование и копирование фрагментов правовых документов;
  • пользование книгами, периодическими изданиями, компакт-дисками в режиме читального зала;
  • организация и проведение мероприятий по правовой тематике;
  • оказание бесплатных консультационных услуг студентами-волонтерами 5 курса юридического факультета РГГУ.

Массовое  правовое информирование в школе осуществляется с помощью:

· стенда «Закон и порядок», на котором еженедельно вывешиваются информационные сообщения о новых нормативных актах;

· книжных выставок (например: «Знаешь ли ты свои права», «Знай закон смолоду» др.);

· буклетов, закладок,  информационных листовок «Твои права избиратель», «Знатоки законов», «Права, обязанности и ответственность детей»  и др.;

· круглые столы, викторины, правовые игры,  презентации и т.д.

Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, мы обращаем внимание на практическую направленность проводимых мероприятий.

Основными формами привлечения молодежи к участию правовой активности являются:

  • .Семья. Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей.
  • Школы и высшие учебные заведения. Необходимо создавать школьные кружки. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников во внеурочное время, тем выше их уровень правовой и политической грамотности и активности.  
  • Волонтерские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различного рода общественных проектах.
  • СМИ. Значительная часть информации  молодое поколение получает через   СМИ,   поэтому   необходимо   просматривать   и   обсуждать проблемы    государственного    устройства,    систему    выборов,     права    и обязанности граждан и т.д.
  • Партии и общественные движения. Наибольшее внимание уделяют проблемам молодежи, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.

                

        План реализации программы

Тема

Класс

1

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

1

2

Главные ценности нашей жизни

1

3

Беседа «Правила личной безопасности»

1

4

Беседа «Человек в мире правил»

1

5

Правила поведения в транспорте, в общественных местах

1

      Знать:    -  правила поведения в школе;

                     -  названия государств и государственную символику;

                     -   законы класса;

                     -   правила личной безопасности;

      Уметь:   -   соблюдать правила поведения в школе;

                    -   выполнять законы класса;

                    -   соблюдать безопасность на улице

Тема

Класс

1

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

2

2

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

2

3

Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках.

2

4

Беседа «Я – гражданин России»

2

5

Беседа «Твои права и обязанности»

2

 

       Знать:  -   какого человека называют гражданином?

                   -   качества человека, необходимые достойному гражданину;

                   -   основные обязанности и права ученика;

                   -   правила поведения в общественных местах, дома, в школе

      Уметь:   -   различать хорошие и плохие поступки в школе, дома в общественных местах

 

Тема

Класс

1

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет, в инспекцию по делам несовершеннолетних и  в комиссию по делам несовершеннолетних?»

3

2

Беседа «Правила поведения в школе»                                

3

3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге

3

4

Обязанности пассажиров

3

5

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

3

6

Беседа «Шалости на  дороге»

3

 

Знать:     -   что такое закон?

                -   как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?

                -   какие поступки нарушают устав школы?

                -   какие правила поведения надо соблюдать на  дороге?

Уметь:      -   дисциплинировано вести себя на  дороге;

                  -   соотносить моральные нормы с повседневным поведением

 

Тема

Класс

1

Беседа «За что ставят на учет в милиции»

4

2

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

4

3

Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом

4

4

Поведение школьников в близи железнодорожных путей

4

5

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

4

6

Деловая игра «Главные вопросы»

4

Знать:    -   элементарные права людей

                -   какие правонарушения и преступления может совершить школьник?

                -   первоначальные представления о юридической ответственности.

Уметь:    -   уважать людей;

                 -   бережно относится к своему и чужому имуществу

Тема

Класс

1

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

5

2

Основные правила безопасности поведения при пользовании общественным транспортом

5

3

Ответственность за повреждение имущества на транспортных средствах. Вандализм

5

4

Беседа «Гражданин и обыватель»

5

5

Устный журнал «Конвенция о правах ребенка»

5

Знать:   -   права и обязанности учащихся школы

              -   название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;

              -   меры наказания за нарушение поведения  в общественных местах, Правил дорожного движения

Уметь:   -   дисциплинированно вести себя на дороге

              -   защищать свои права;

              -   выполнять обязанности школьника

Тема

Класс

1

Ответственность за нарушение ПДД

6

2

Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом

6

3

Беседа «Права детей – забота государства»

6

4

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»

6

5

Беседа «Преступления и правонарушения»

6

6

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

6

Знать      -   сущность преступления и правонарушения;

               -   отличие правовых норм от норм морали;

               -   как государство может защитить права ребенка?

               -   какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?

Уметь:   -   различать административный проступок и преступление;

              -   правильно анализировать и оценивать поступки людей;

              -   предупреждать создание травмоопасной ситуации

 

Тема

Класс

1

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

7

2

Ответственность за нарушение ПДД пешеходом

7

3

Ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных переездов.

7

4

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»

7

5

Беседа «Об ответственности подростков за преступления, совершенные в школе. Вымогательство, угрозы, побои»

7

6

Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»

7

Знать:

-   Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновений;

-    Меры наказания за преступления, совершенные на дороге и в общественных местах;

-   Информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;

-   Особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних.

Уметь:

-   Осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;

-   Предотвращать  попадание в преступную группу, пути выхода из нее;

-   Не создавать криминальных ситуаций  в шкколе.

Тема

Класс

1

Ответственность за нарушение ПДД

8

2

Ответственность участника дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств

8

3

Викторина «Уроки фемиды»

8

4

«Административная ответственность подростков перед законом»

8

5

Практикум ситуации «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

8

6

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»

8

Знать:    -   понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения

              -   чем опасны религиозные объединения, для подростов?

              -   способы приемы вовлечения подростков в употреблении наркотиков

Уметь:   -   соблюдать правопорядок в общественных местах;

               -   противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употреблении наркотиков

         

Тема

Класс

1

Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере

9

2

Уголовная ответственность за кражи , угоны.

9

3

Беседа «Подростку о трудовом праве»

9

4

Круглый стол «Закон и порядок»

9

5

Конкурс стенных газет «Не делай этого!»

9

Знать:    -  мотивы, которые могут привести человека к преступлению;

              -   права и гарантии, несовершеннолетних при устройстве на работу;

              -   способы поведения в критической ситуации.

Уметь:  -   защищать себя при нарушении трудовых прав;

              -   помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

Тема

Класс

1

Беседа «Что делать, если ты попал в милицию?»

10

2

Конкурс проектов «Твой вариант Декларации прав человека»

10

3

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

10

4

Беседа «Социальные нормы и асоциальное  поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»

10

Знать:  -   о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

             -   свои права и обязанности при общении с органами правопорядка

             -    меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков

             -   основные положения Декларации прав человека.

Уметь:    -   негативно относится к людям, нарушающим социальные нормы

                -   отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

Тема

Класс

1

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»

11

2

Беседа «Твоя воинская обязанность»

11

3

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

11

4

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

11

Знать: -   понятие «воинская обязанность»,

            -   положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя;

            -   особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений.

Уметь: -   проявлять волевые качества в выборе образа поведения.

Используемые учебники и учебные пособия:  

1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.

 2. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2002.

 3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.

 4. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 - март 1994. - №2-3.

 5. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.

 6. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2..

 7. Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.

 9. Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.

 10. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.

 11. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995.

 12. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.

 13. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.

 14.Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. –  М.: Издательский дом «Новый учебник, 2005. – 287с.

 15.Кашанина Т.В. Право: учебник для 10-11 классов. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320с.  

Содержание программы

Раздел

Тема

Класс

 

 

 

 

Правила общения

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»        

1

Главные ценности нашей жизни        

1

Беседа «Правила личной безопасности»

1

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

2

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»        

7

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»        

11

 

 

 

Правила поведения

Беседа «Человек в мире правил»

1

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»        

2

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»

3

Беседа «Правила поведения в школе»

3

Беседа «За что ставят на учет в милицию?»

4

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»        

4

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»        

5

Я-гражданин

Беседа «Я – гражданин России»

2

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»        

3

Беседа «Гражданин и обыватель»        

5

Беседа «Твоя воинская обязанность»

11

 

 

 

 

 

Права ребенка

Беседа «Твои права и обязанности»

2

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

4

Деловая игра «Главные вопросы»        

4

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

5

Беседа «Права детей – забота государства»

6

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка

6

Беседа «Подростку о трудовом праве»

9

Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»        

8

Конкурс проектов  «Твой вариант декларации прав человека»        

5-11

 

 

 

 

Административная и уголовная  ответственность

Беседа «Шалости на железной дорог        

3

Беседа «Преступления и правонарушения»        

6

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

6

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»        

7

Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»        

7

Викторина «Уроки Фемиды» 

8

«Административная ответственность подростка перед законом»         

8

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

9

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

11

 

 

 

 

Асоциальное поведение

Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»        

6-7

Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»        

8

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»        

9

Круглый стол «Суицид среди подростков»        

9-11

Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»        

8-11

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

9-11

  

Планируемые результаты

Класс

Знать

Уметь

 

1

правила поведения в школе;

названия государства и государственную символику;

законы класса;

правила личной безопасности.

соблюдать правила поведения в школе;

выполнять законы класса;

соблюдать безопасность на улице.

 

 

2

какого человека называют гражданином?

качество человека, необходимые достойному гражданину;

основные обязанности и права ученика;

правила поведения в общественных местах, дома, в школе;

 

различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;

высказывать негативное отношение к плохим поступкам.

приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях

 

3

что такое закон?

как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?

какие поступки нарушают устав школы?

Какие правила поведения надо соблюдать на  дороге? 

дисциплинированно вести себя на дороге;

соотносить моральные нормы с повседневным поведением

 

 

4

элементарные права людей;

какие правонарушения и преступления может совершить школьник?

первоначальные представления о юридической ответственности. 

уважать людей;

бережно относиться к своему и чужому имуществу

 

 

5

права и обязанности учащихся школ;

название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;

меру наказания за нарушение Правил дорожного движения.

дисциплинированно вести себя на автодороге;

защищать свои права;

выполнять обязанности школьника

 

6

сущность преступления и правонарушения;

отличие правовых норм от норм морали;

как государство может защитить права ребенка?

какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?

различать административный проступок и преступление;

правильно оценивать поступки людей;

предупреждать создание травмоопасной ситуации

 

7

понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении

меру наказания за преступления, совершенные на дороге

информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;

особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних 

осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;

предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;

не создавать криминальных ситуаций на дороге

 

 

8

понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;

чем опасны религиозные объединения для подростков?

способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков.

соблюдать правопорядок в общественных местах;

противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков

 

 

9

мотивы, которые могут привести человека к преступлению;

права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;

способы поведения в критической ситуации.

защищать себя при нарушении трудовых прав;

помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

 

 

10-11

о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;

меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

основные положения Декларации прав человека.

негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка 

негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

Программа по правовому воспитанию «Я и закон»

  Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользовать...

Правовая игра «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»

Сценарий направлен на повышение правовой культуры воспитанников, эффективности профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. По мере взросления законодатель нач...

Программа по правовому воспитанию "Школа-территория закона"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Программа "Школа-территория закона"  может быть исп...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию "Подросток и закон"

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию в форме интеллектуально – правовая игра «Подросток и закон». Способстует повышению правовой культуры и формированию норм нравстве...

Программа кружка по правовому просвещению "Подросток и закон"

Программа адресована учащимся старшего школьного возраста. Срок реализации 1 год. Состав групп формируется на основе свободного набора детей. Наполняемость групп до 15 человек. Форма занятий – г...