Сопровождение учащихся, находящихся под опекой.
материал

Соловьева Инга Константиновна

Опыт работы по сопровождению учащихся, находящихся под опекой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_23.10.2019_soloveva_i.k.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Представлю наш опыт работы по сопровождению учащихся, находящихся под опекой. Может, для одних из Вас не открою ничего нового, а для других мое выступление будет полезным.

Традиционно, в начале учебного года проходит совещание при директоре, которое посвящено организации профилактической работы с учащимися различных категорий. На совещании уточняются списки учащихся: опекаемых, воспитанников детского дома, учащихся, состоящих на учете ОДН ОМВД и МКДНиЗП, а также семьи, состоящие на учете ОДН ОМВД и МКДНиЗП, на которых необходимо обратить особое внимание. Утверждается алгоритм работы с данными категориями детей.

 Основными направлениями работы социального педагога является защита прав ребёнка, на всех уровнях: от бытового до нормативно - законодательного.  К сожалению, количество детей, нуждающихся в государственном попечении, не обошло и нашу школу. Это дети, родители которых: умерли, лишены родительских прав, имеют длительное заболевание, душевно больные, безвестно отсутствуют, отбывают срок наказания, оставляют детей на проживание у родственников.  У каждого ребёнка своя история, но все они пережили психологическую травму.

Опека или попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Сопровождение такой семьи - особый вид деятельности, направленный на создание социально-психологических условий, способствующих успешному развитию и эффективному функционированию опекунской семьи, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.)

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

В нашей школе обучаются:

Всего: 20 человек (опекаемых)

Из них: 1-4    8 (40%),  1-8    8 (40%),  9        4 (20%) 

На каждого ребёнка имеется учётная документация, где в полном объёме содержится информация о детях и их законных представителей, выделены проблемы ребёнка, отражаются сведения о наличии жилья, имущества, -  состоянии здоровья, - досуге.

 В начале учебного года, корректируется социальный паспорт школы: личные дела учащихся, составляются социальные карты классов, социальные портреты семей - определяется статус учащихся и их семей. Полученные сведения позволяют определить группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

         На основе полученных данных разработаны планы работы классных руководителей, психолога, социального педагога с этими категориями школьников и их законными представителями, замещающими родителей. 

Индивидуальная работа с опекаемыми детьми направлена не только на сопровождение и реабилитацию детей, но и на развитие их творческого потенциала, подготовку к реальной самостоятельной жизни. Составляется и реализуется программа индивидуального сопровождения таких учащихся.  

Воспитывают бабушки 14 (70%)

Воспитывают родственники 1 (5%)

Оформили опекунство чужие люди 5 (25%)

Социальное-педагогическое сопровождение

1

диагностика психического и социального здоровья ребенка (тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа);

2

анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее количество проблемных детей, которым необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;

3

разработка рекомендаций для детей, педагогов, классного руководителя, родителей; составление планов индивидуальной помощи для каждого участника сопровождения;

4

консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем;

5

выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;

6

анализ (что получилось, что не получилось, почему);

         Опекаемые дети учатся по-разному. К ним особое отношение коллектива. Мы всегда помним, что у многих плохая наследственность, что никто не заменит настоящих родителей. Что родители – опекуны, в основном, бабушки, не всегда правильно реагируют на проблемы детей, что он прожили нелёгкую жизнь. Что к каждому ребёнку необходим индивидуальный подход.  В основном родители-опекуны справляются с обязанностями. Заботятся о здоровье детей, их развитии, содержании. С опекунами проходят систематические встречи, разговоры по телефону, консультирование по вопросам воспитания.

В нашей школе нет ни одного ребёнка, проживающего без законного представителя. Все дети аттестованы по всем предметам, неуспевающих нет, нет нарушений правил внутреннего распорядка учащихся (100% посещаемость, соответствующий внешний вид, имеют все необходимые школьные принадлежности, обеспечены горячим питанием, индивидуальные консультации по отдельному графику). Все учащиеся, находящиеся под опекой охвачены дополнительным образованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...

РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономический кризис 1990-х годов  в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...

Законодательные основы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении

В своей деятельности социальный педагог опирается в первую очередь на законодательные акты Федерального, Регионального и Муниципального уровня....

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...

Анализ сопровождения семей,находящихся под опекой

Аналитический материал по работе с опекунами...

План работы с обучающимися находящихся под опекой МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области» на 2022-2023 учебный год

Цель работы:  социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей  и  воспитывающихся  в  опекаемых    семьях.Задачи работы: -выявл...