Программа внеурочной деятельности "Я принимаю вызов!"
проект

Программа внеурочной деятельности по профилактике употребления ПАВ среди подростков "Я принимаю вызов!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_prinimayu_vyzov.docx125.07 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я ПРИНИМАЮ ВЫЗОВ!»

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

НАПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНОЕ

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ – 12-13 ЛЕТ

Разработчик:

Макарова Т.Ю.,

социальный педагог

г. Нижневартовск 

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка  …………………………………………………………….3
  2. Планируемые результаты освоения программы…………………………………..6
  3. Содержание программы………………………………….…………………………10
  4. Тематическое планирование………………………………………………………..14
  5. Календарно-тематическое планирование………………………………………...  17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема потребления наркотических средств и психоактивных веществ среди молодежи в России находится в зоне особого внимания государства и общества. Приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья населения является забота о состоянии здоровья молодого поколения, поскольку именно от этой группы зависит общий уровень популяционного здоровья страны. В наибольшей степени здоровью подрастающего поколения угрожает аддиктивное поведение - поведение, зависимое от потребления определенной группы психоактивных веществ. Альтернативой риску употребления психоактивных веществ выступает здоровый образ жизни. К сожалению, ценностные установки, представления о здоровом образе подростков - амбивалентны.

Вовлечение молодёжи в употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ выступает фактором риска развития неизлечимых, по сути, заболеваний – алкоголизма, наркомании, ВИЧ, туберкулёза, а также сопутствующих соматических заболеваний.

Подростковый возраст является исключительно важным для формирования социального здоровья личности, поскольку это время, когда человек уже способен и пытается делать самостоятельный выбор своих жизненных приоритетов. Социальное здоровье может проявляться как внешне, в межличностных отношениях человека (отношения в производственном и школьном коллективе, в семье, с друзьями и др.), так и на внутреннем уровне во внутриличностных отношениях (особенности мотивации и социализации личности, готовность к обучению, самоопределению, непрерывному образованию).

Адаптированность к социальной среде (эмоционально благополучные отношения подростка в семье, школьном коллективе со сверстниками), социальная направленность личности подростка (стремление занять определённое социально приемлемое место в обществе, коллективе), развитое самосознание (принятие себя, интерес и мотивированность к социально значимой деятельности и др.) выступают важными показателями социального здоровья подростков.

Программа «Я принимаю вызов!» имеет аксиологический (ценностный) и одновременно профилактический характер, направлена на трансформацию системы ценностей подростка из деструктивной области в созидательное, творческое русло. Программа направлена на профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ путем создания социально - педагогических условий развития личности подростков, содействию формирования негативного отношения к употреблению ПАВ, представлений о здоровом образе жизни и важнейших социальных навыках, способствующих успешной адаптации в современном обществе.

Мероприятия программы сбалансированно дают представления о негативном влиянии потребления ПАВ, но они не направлены на создание устрашающих образов наркотического бытия. Основной акцент мероприятий программы направлен на формирование у подростков компетенций, позволяющих им выстраивать позитивную линию жизни, опираясь на способности видеть и находить яркую, интересную реальность собственной жизни вне наркотического пространства. Программа ориентирована также на формирование правовой культуры подростка, как одного из условий успешности социализации молодёжи.

Поскольку ведущей деятельностью и важнейшей потребностью подросткового возраста является общение, в программе большое внимание уделяется формированию навыков коммуникативной компетентности как средства, с помощью которого формируются защищающие от употребления ПАВ установки и способы поведения.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в основной школе и опирается на совместную нормативную правовую базу деятельности образовательных организаций.

Цели программы:

Образовательная: формирование у обучающихся представления о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «социальная ответственность»; ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ; изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ.

Воспитательная: формирование ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.

Развивающая: развитие критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ и мотивации к социально одобряемой деятельности, создание благоприятных условий для становления и развития личности, формирование ценности здорового образа жизни; формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения; создание в процессе совместной деятельности педагогов и школьников благоприятных условий для становления и развития личности обучающихся, присвоения ими внутренней ответственности за принятие на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях ценностей и норм здорового образа жизни; формирование копинг-стратегий и внутренних защит от употребления ПАВ.

Задачи:

1. Создать психологические условия, средовые характеристики, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.

2. Способствовать        формированию основ правовой культуры обучающихся как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

3. Способствовать формированию паттернов (повторяющихся образцов) правопослушного ответственного поведения, исполнения законов.

4. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

5. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные решения в повседневных жизненных ситуациях, в том числе ситуациях, связанных с социальными рисками, с риском употребления ПАВ.

6. Способствовать развитию критического отношения к информации, связанной с ПАВ, и предложениям их приобретения и употребления.

7. Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.

8. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, разработки и реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды ЗОЖ, законопослушного поведения, предупреждения употребления ПАВ.

        Программа рассчитана        на 34 часа для занятий, обучающихся 6-х классов во внеурочное        время         (по 1 академическому часу        в неделю).

        В        рамках программы        предусмотрена организация следующих видов и форм внеурочной деятельности (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов):

  • познавательная деятельность (познавательные беседы, проектирование, конференция проектных работ);
  •  проблемно-ценностное общение (беседы с элементами дискуссии);
  •  игровые практикумы (конкурсы, представление групповых работ);
  •  интерактивное взаимодействие в больших и малых группах (психогимнастические упражнения, элементы аутотренинга).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты будут достигнуты в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов.

        В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • знания законодательства РФ в сфере предупреждения распространения и потребления ПАВ немедицинского характера;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей как условий законопослушного поведения, ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;
  • основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
  • знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  •  готовность к равноправному сотрудничеству;
  •  уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;
  •  устойчивость к давлению сверстников и группы, направленному на вовлечение в потребление ПАВ, и готовность противостоять им;
  •  уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира как условие противостояния попыткам вовлечения в потребление ПАВ;
  •  потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании как важное условие предупреждения потребления ПАВ;
  •  позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении как условие предупреждения потребления ПАВ.

В рамках деятельностного компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к участию в пределах возрастных компетенций к организации и проведению школьных и внешкольных мероприятий, в деятельности детских и молодежных общественных организаций, имеющих социальную направленность, в волонтерской деятельности в сфере предупреждения потребления ПАВ;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к соблюдению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;
  •  готовность и способность к выполнению правовых норм и требований в сфере, касающейся распространения и употребления ПАВ;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения и в общественно полезной деятельности, связанной с проектированием моделей ЗОЖ и профилактикой потребления ПАВ;
  • умение строить жизненные планы, создавать и реализовывать социальные проекты в сфере пропаганды ЗОЖ, профилактики потребления ПАВ;
  •  готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска.

В рамках деятельностного компонента обучающиеся получат возможность для формирования:

- готовности к самообразованию и самовоспитанию как условий позитивной самореализации;

- компетентности в реализации основ ЗОЖ в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм в ситуациях социальной неопределенности и ситуациях, сопряженных с риском употребления ПАВ.

Метапредметные результаты будут достигнуты путем формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий. 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- основам целеполагания в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;

- планировать пути достижения названных целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и время, отведённое на командную работу, и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, противостоять давлению группы, взрослых, в ситуациях риска потребления ПАВ;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в ситуации риска потребления ПАВ и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, в том числе прогнозирования рисков, связанных с употреблением ПАВ.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно ставить перспективные жизненные цели и задачи;

 - построению жизненных планов во временной перспективе, основанных на ценностях ЗОЖ;

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать для этого наиболее эффективные способы;

- основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять рефлексию в отношении своих действий и поведения, связанного с риском вовлечения в употребление ПАВ;

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей и противостояния рискам употребления ПАВ.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве в сообществах, имеющих конструктивную направленность;

- формулировать собственное мнение и позицию, в том числе по проблематике, связанной с ПАВ, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на ЗОЖ и свободу от употребления ПАВ;

- выражать уверенный отказ, не требующий оправдания в ситуациях, связанных с риском употребления ПАВ;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в сфере социального проектирования по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ, определять цели и функции участников в командной работе, способы взаимодействия; планировать способы работы;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действия партнера, в том числе связанных с рисками употребления ПАВ, уметь убеждать;

- владеть основами коммуникативной рефлексии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- ставить проблему предупреждения употребления ПАВ, аргументировать ее актуальность;

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации по проблематике ЗОЖ и ПАВ;

- организовывать исследование с целью проверки данных гипотез;

- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на ЗОЖ и свободу от воздействия ПАВ;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, при этом иметь четкую сформированную позицию о недопустимости употребления ПАВ;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) в разработке и реализации проектов в сфере ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ;

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений по проблематике ЗОЖ и рисков употребления ПАВ;

- в совместной деятельности в сфере проектирования по тематике ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:  

- осуществлять расширенный поиск информации по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- устанавливать причинно-следственные связи в сфере социальных рисков, асоциального поведения, связанные с употреблением ПАВ;

- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) в сфере рисков употребления ПАВ;

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности по тематике ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ;

- строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей, направленные на выработку отрицательного - отношения к употреблению ПАВ;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, связанные с риском употребления ПАВ, выявляемые в ходе исследования.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- ставить проблему предупреждения употребления ПАВ, аргументировать ее актуальность;

- основам рефлексивного восприятия информации, как условия предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;

- самостоятельно проводить исследования в сфере профилактики употребления ПАВ на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов в сфере социальных рисков, связанных с вовлечением в употребление ПАВ;

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации по проблематике ЗОЖ и ПАВ;

- организовывать исследование с целью проверки данных гипотез.

Таким образом, реализация программы способствует достижению трех уровней результатов:

первый уровень результатов – приобретение и усвоение обучающимися в процессе взаимодействия ученика с ведущим взрослым как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), представлений о социальной реальности и повседневной жизни, в которой существуют риски, связанные с проблемой распространения и употребления ПАВ);

второй уровень результатов – развитие социально значимых отношений, получение опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом, способствующих формированию установок к ЗОЖ и неприятию ПАВ, в процессе взаимодействия обучающихся между собой в защищенной, дружественной среде;

третий уровень результатов – приобретение подростками опыта самостоятельного социально значимого действия, направленного на пропаганду ценностей ЗОЖ и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Эффективное общение как фактор предупреждения вовлечения обучающихся в употребление ПАВ. Первичная диагностика (2 ч).

Навыки эффективного общения способствуют становлению личности подростка и его успешной интеграции в общество. Индивидуально-психологические способности к общению включают в себя: желание вступать в контакт с окружающими: «Я хочу», умение организовать общение: «Я умею», то есть умение слушать, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации, знание норм и правил поведения, которым необходимо следовать в общении: «Я знаю». Развитие навыков эффективного общения и сотрудничества помогает созданию позитивной мотивации общения, это способствует формированию личностью защитных механизмов, обеспечивающих преодоление возникающих проблем и барьеров в общении со взрослыми и сверстниками. Для профилактики употребления ПАВ обучающимися важное значение имеет степень сформированности коммуникативных навыков, обеспечивающих возможность выбора эффективных стратегий поведения в различных ситуациях социального взаимодействия, в том числе в ситуациях, связанных с риском вовлечения в группы сверстников, демонстрирующих аддиктивные (зависимые) формы поведения.

Тема 2. Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений (2 ч).

В подростковом возрасте негативные переживания могут спровоцировать начало употребления ПАВ. Способность распознавать и дифференцировать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния окружающих, умение регулировать своё эмоциональное состояние и контролировать своё поведение помогают подростку преодолеть негативные переживания, чувство беспомощности, несостоятельности и способствуют повышению авторитета в кругу сверстников, приобретению друзей. Однако в процессе общения подростков со взрослыми и сверстниками возможно возникновение конфликтов, появление негативных эмоций, в том числе агрессивных. Важное значение для конструктивного выхода из данных состояний имеет обладание обучающимися практическими умениями справляться с негативными эмоциями и выражать их. Для профилактики употребления ПАВ важную роль играет наличие сформированных практических умений понимания и ненасильственного выражения своих негативных эмоциональных состояний, умения учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве, наличие навыков саморегуляции эмоциональных состояний.

Тема 3. Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте (3 ч).

 Между людьми часто происходят конфликты. Многие из этих конфликтов люди могут разрешить сами, своевременно осознав их незначительность. Но случаются и более сложные конфликты, с серьёзными последствиями для обеих сторон, с которыми люди не могут справиться сами. Чаще всего это такие конфликты, в которых с правовой точки зрения есть виновник и пострадавший. Например, избиение, кража, вымогательство, угрозы, оскорбления. Из таких ситуаций трудно выйти самому — нелегко справиться с последствиями, загладить вину. Именно в таких случаях проводятся Программы примирения, которые помогают понять друг друга и прийти к совместному решению, принять на себя долю ответственности за возникновение конфликта и его разрешение. Уверенные в себе подростки, которые умеют эффективно решать конфликты с помощью переговоров, правильно оценивают свои чувства и потребности, в большей степени способны противостоять негативному влиянию группы сверстников, приобретают способность сознательно выстраивать своё поведение, направленное на достижение здорового образа жизни. Обучающиеся должны осознавать всю силу такого фактора, как влияние подростковой среды (компании сверстников), и осознавать, что каждый из нас в ответе за своё собственное здоровье и что, кроме того, мы должны беречь также и здоровье окружающих нас людей.

Тема 4. Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ (6 ч). Развитие критического мышления, позитивного образа Я, рефлексии в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, формирование практических умений принятия ответственных решений, знаний о здоровом образе жизни имеют важное значение в профилактике употребления ПАВ подростками и их личностном самоопределении. В задачи занятия входит не только изучение влияния ПАВ, и в частности курения, на организм, но также выполнение определённых упражнений, способствующих укреплению в обучающихся чувства уважения к самому себе. Каждый человек имеет право на свободу выбора: курить или не курить, но наш выбор не может быть по-настоящему свободным и отвечать нашим интересам, если мы не познали самого себя, свои нравственные ценности и цели, и человек находится в неведении относительно внешних воздействий, которые влияют на принятие решений. Важно донести до подростков информацию о том, что оптимальное решение относительно употребления ПАВ можно принять, только осознав, что ты за человек, кем хочешь быть, как стать тем, кем тебе бы хотелось. Очень важно, чтобы подростки положительно оценивали себя и свои возможности и были информированы о пагубных последствиях употребления ПАВ, сформировали собственное адекватное критическое отношение к ПАВ и их потребителям.

Тема 5. Стрессоустойчивость и навыки безопасного поведения в ситуации социального риска, связанного с ПАВ (6 ч).

Подростковый возраст — период, когда закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. Одним из факторов, способных помешать нормальному (без отклонений) становлению личности подростка, может стать перенесённый стресс. Реакцией подростков на стресс зачастую становится появление эмоциональных и поведенческих проблем. Злоупотребление психоактивными веществами может стать способом разрядить стресс или временно справиться с проблемами, которые подросток неспособен решить более адаптивно. У подростков, как правило, репертуар использования стратегий совладающего с проблемами поведения невелик. Важной педагогической задачей становится расширение репертуара стратегий совладающего поведения подростков, что способствует повышению стрессоустойчивости и формированию механизма психологических защит личности подростков в различных жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях социального риска, связанных с ПАВ. Человек в подростковом возрасте наиболее уязвим, и ему свойственны потребности в переживаниях. У подростка про- 57 исходит переоценка ценностей, ему просто необходимо ощущение насыщенного переживания, поэтому он стремится к экстремальным ощущениям, таким, где есть неопределённость, риск. В таких ситуациях может возникнуть риск приобщения подростка к ПАВ. Важной задачей становится обучение подростков навыкам безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в пробы ПАВ, с риском причинения вреда здоровью или жизни ребёнка лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Интернет-пространство является обширной зоной риска для подростков в аспекте предложения и распространения информации о ПАВ. Роскомнадзором проводится блокировка интернет-сайтов, вредных для здоровья детей. Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития является одним из механизмов защиты от негативного влияния интернет-пространства при использовании различных гаджетов, в том числе мобильных телефонов. (тренинг).

Тема 6. Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники, независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ) (5 ч).

Употребление ПАВ подростками является актуальной социальной проблемой. Когда подростку предлагают попробовать ПАВ, его решение основывается на различных факторах, в том числе на истинных или ложных представлениях о ПАВ. Под давлением противоречивых влияний молодой человек не всегда принимает свои решения разумно, с учётом информации о вреде ПАВ и преимуществах здорового образа жизни. Формирование и укрепление антинаркотических установок (неприятие любых форм наркотизации, понимание употребления психоактивных веществ как угрозы внутренней стабильности, здоровью, социальному благополучию) — условие предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. В процессе реализации программы важно не просто говорить о вреде и пользе ПАВ, предлагая тем самым участникам пассивную позицию «объекта информирования», а способствовать формированию у них ценностей здорового стиля жизни, обучать их ставить реальные и достижимые цели, вырабатывать план действий, реализовывать своё право на выбор и ответственность. Для решения этих задач необходимо обучать подростков технологиям рефлексивного общения, отстаивания своей позиции, точки зрения.

Тема 7. Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков (2 ч).

Для профилактики употребления ПАВ подростками большое значение имеет формирование у них основ правовой культуры, представлений о своих правах и обязанностях, о правовых нормах, в том числе в сфере административной и уголовной ответственности за применение и распространение ПАВ. Факторами защиты личности в данной сфере в определённой степени выступают умения вступать в диалог и вести его на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии, умение аргументировать свою позицию.

Тема 8. Пропаганда здорового образа жизни и социальное проектирование в сфере профилактики немедицинского употребления ПАВ (6 ч). Социальное проектирование направлено на удовлетворение потребности подростка в самореализации, в успехе и проверке 60 своих возможностей. Именно в ходе социального проектирования могут сформироваться те значимые, одобряемые обществом навыки социального поведения, выбор которых мотивируется и осуществляется в ходе теоретических уроков. Разработка и реализация индивидуальных и групповых проектов по пропаганде ЗОЖ и негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ. Участниками может быть проведено небольшое социологическое исследование в школе. Выбирается тема, которая может заинтересовать участников, например, «Что делают мои ровесники, чтобы сохранить своё здоровье?».

Тема 9. Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. Заключительная диагностика (2 ч). 

Представление о будущем является показателем социальной зрелости подростка. Если эти представления ориентированы на успешное будущее — это дополнительный фактор профилактики от рисков наркопотребления. Если такие представления отсутствуют или имеют негативную направленность — это дополнительный фактор риска наркопотребления. В подростковом возрасте начинает складываться способность к построению жизненных планов во временной перспективе. Важным фактором предупреждения и отказа от употребления ПАВ является способность к прогнозированию как способу предвидения будущих событий. Поэтому в рамках профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися важное значение приобретает овладение ими на практике навыками проектирования успешного и здорового будущего, целеполагания и умения адекватно оценивать свои возможности для достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения поставленных целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Разделы, темы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Эффективное общение как фактор предупреждения вовлечения обучающихся в употребление ПАВ. Первичная диагностика. Навыки вступления в контакт в условиях группового взаимодействия как фактор предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. Первичная диагностика.

1

1

2

2.

Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений.

1

1

2

2.1.

Интерактивная беседа «Эмоции и чувства. Как распознавать эмоциональные состояния  других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций» (мимика, пантомимика, голос и т.д.)».

1

0

1

2.2.

Практикум (тренинг) «Технологии отреагирования и саморегуляции негативных эмоциональных состояний».

0

1

1

3.

Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте.

1

2

3

3.1.

Интерактивная беседа «Эффективное общение и конфликты».

1

0

1

3.2.

Ролевая игра «Влияние сверстников: способы отстаивания собственной позиции».

0

1

1

3.3.

Практикум (тренинг) «Технологии сотрудничества и позитивного мышления как профилактика конфликтов».

0

1

1

4.

Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ.

2

4

6

4.1.

Интерактивная беседа «Понятие Я-концепции и личностное самоопределение».

1

0

1

4.2.

Практикум (тренинг) «Развитие критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и предложений об их приобретении и употреблении».

0

1

1

4.3.

Игровой практикум (тренинг) моделирования ситуаций принятия ответственного решения».

0

1

1

4.4.

Дискуссия «ЗОЖ: моя свобода и ответственность».

0

1

1

4.5.

Интерактивная беседа «Психология жизненного успеха. Постановка целей и пути их достижения».

1

0

1

4.6.

Практикум (тренинг) «Открытие себя и своих возможностей».

0

1

1

5.

Стрессоустойчивость и навыки безопасного поведения в ситуации социального риска, связанного с ПАВ.

3

3

6

5.1.

Интерактивная беседа «Стресс как реакция организма на нестандартную жизненную ситуацию. Как справиться со стрессом в школьной жизни».

1

0

1

5.2.

Практикум (тренинг) «Ситуации социального риска и стратегии совладающего с трудностями поведения (копинг-стратегии).

0

1

1

5.3.

Ролевая игра «Как совладать со стрессом».

0

1

1

5.4.

Практикум (тренинг) «Навыки уверенного поведения в ситуации социального риска «Спасибо, нет!».

0

1

1

5.5.

Интерактивная беседа «Реклама табака и алкоголя как метод воздействия на принятие решения и поведение человека».

1

0

1

5.6.

Интерактивная беседа «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков».

1

0

1

6.

Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники, независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ).

1

4

5

6.1.

Рефлексивная беседа «Употребление ПАВ как риск для здоровья и жизни».

1

0

1

6.2.

Дискуссия «Употребление ПАВ - риск для здоровья и жизни: моя личная позиция».

0

1

1

6.3.

Практикум (тренинг) формирования негативного отношения к употреблению ПАВ.

0

1

1

6.4.

Ролевые игры или проигрывание проблемных ситуаций, связанных с ПАВ.

0

1

1

6.5.

Создание выставки  коллективных творческих работ (группа делится на 3-4 подгруппы) «Я принимаю вызов»: ПАВ как риск для здоровья и успеха».

0

1

1

7.

Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков».

0

2

2

7.1.

Деловая игра «Административная и уголовная ответственность в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков».

0

1

1

7.2.

Практикум (тренинг) с элементами ролевой игры «Моя правовая ответственность».

авовая ответственность».

0

1

1

8.

Пропаганда ЗОЖ и социальное проектирование в сфере профилактики немедицинского потребления ПАВ.

0

6

6

8.1.

Диспут «Здоровье человека как ценность и как сфера личной ответственности».

0

1

1

8.2.

Практикум (тренинг) с элементами подготовки к добровольчеству в сфере пропаганды ЗОЖ «ЗОЖ – для меня!».

0

1

1

8.3.

Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов по пропаганде ЗОЖ и негативному отношению к немедицинскому употреблению ПАВ.

0

3

3

8.4.

Выставка и представление (презентация) проектов по пропаганде ЗОЖ и формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ «Здоровый образ жизни для меня!».

1

1

1

9.

Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. Заключительная диагностика.

0

2

2

9.1.

Практикум (тренинг) «Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсы и пути достижения поставленных целей». Заключительная диагностика.

0

1

1

9.2.

Фестиваль достижений «Шаги к здоровью: «Я принимаю вызов!».

0

1

1

ИТОГО

9

25

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Класс

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

план

факт

Эффективное общение как фактор предупреждения вовлечения обучающихся в употребление ПАВ. Первичная диагностика.

Навыки вступления в контакт в условиях группового взаимодействия как фактор предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. Первичная диагностика.

2

Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений .

2

Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте.

3

Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ.

6

Стрессоустойчивость и навыки безопасного поведения в ситуации социального риска, связанного с ПАВ.

6

Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков.

5

Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков.

2

Пропаганда здорового образа жизни и социальное проектирование в сфере профилактики немедицинского употребления ПАВ.

6

Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. Заключительная диагностика.

2

ВСЕГО ЧАСОВ

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...