Межведомственное взаимодействие в профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
статья

Казакова Ирина Борисовна

Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется в соответствии с программой, одним из мероприятий который является взаимодействие со структурами, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений. Ежегодно составляется план совместных мероприятий, согласовывается совместная деятельность со специалистами и сотрудниками данных структур по различным направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhvedomstvennoe_vzaimodeystvie.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Межведомственное взаимодействие

в профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется в соответствии с программой, одним из мероприятий который является взаимодействие со структурами, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений. Ежегодно составляется план совместных мероприятий, согласовывается совместная деятельность со специалистами и сотрудниками данных структур по различным направлениям.

Одно из таких направлений – профилактика раннего семейного неблагополучия.

Особое внимание школа уделяет профилактике раннего семейного неблагополучия, выявляя на раннем этапе обучения семьи с признаками неблагополучия, ненадлежащего воспитания, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и требующие социальной поддержки.

Профилактика семейного неблагополучия в школе построена на взаимодействии с органами системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия предусматривает реализацию следующих мероприятий:

  • выявление и дифференцированный учет семей с детьми, нуждающимися в социальной поддержке,
  • осуществление различных форм и методов в работе с разными категориями семей,
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних,
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних,
  • социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,
  • ведение электронной базы данных семей, состоящих на учете в школе, с регистрацией причин неблагополучия,
  • привлечение специалистов для оказания адресной социальной помощи: материальной, гуманитарной, психолого-педагогической, консультативной, реабилитационной,
  • организация досуга детей из неблагополучных семей.

Для эффективности работы с семьями и усиления адресности социальной поддержки важно ориентироваться на социальный запрос. С этой целью нами регулярно 2 раза в год проводится диагностика социума первоклассников и вновь поступивших учащихся. Анализируя анкетные данные, информацию от классных руководителей, результаты обследования семей с подозрениями на неблагополучие и ненадлежащее воспитание, комплектуются группы родителей по видам социального запроса.

      Далее следует своевременное информирование о выявленных фактах КДНиЗП и МВД, органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения.

      Информирование происходит на стадии выявления и проявления первых признаков неблагополучия в семье. Администрация школы направляет в органы МВД, КДНиЗП, Отдел социальной защиты, Отдел опеки и попечительства сведения о подростках, находящихся в социально опасном положении, о фактах ненадлежащего ухода за детьми со стороны родителей и лиц их заменяющих, о ненадлежащем поведении родителей и несовершеннолетних.

Сотрудниками данных структур организуется проверка информации и в случае необходимости осуществляется защита прав и здоровья детей от всех форм небрежного отношения, жестокости, применяются меры, определяемые законодательством Российской Федерации.

С целью своевременного реагирования на негативные случаи существует единая база данных, ежеквартально сверяется информация по несовершеннолетним и родителям.

После выявления неблагополучная семья ставится на учет в ПДН, КДН и ЗП, органы социальной защиты, органы опеки с целью организации системной работы по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации данной семье.

Вызовы на заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, постоянные контакты с представителями организаций и учреждений системы профилактики детской безнадзорности, оказание педагогической помощи, социальная реабилитация взрослых членов семьи, сопровождение ребенка из неблагополучной семьи в учебно-воспитательном процессе, организация внеурочной занятости учащегося из неблагополучной семьи,  патронат семьи - лишь часть работы с семьей «группы риска».

Таким образом, взаимодействие школы с ведомствами и службами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволяет включиться в работу на ранних этапах семейного и детского неблагополучия, сохранить семью для ребенка и ребенка для семьи, снизить риск его социальной дезадаптации.

Хотелось бы отметить еще одно направление, в котором происходит межведомственное взаимодействие специалистов – это внеурочная занятость несовершеннолетних, и особенно трудных подростков.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

Весьма важно чтобы деятельность, в которую включен трудновоспитуемый, позволяла ему реализовать свои возможности, способности и, главное реализовать потребность в самоутверждении.

Понятно, какую большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют различные внешкольные воспитательные учреждения, школьные кружки и секции, профильные смены, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало, действительно, фактором развития, а не фактором криминализации.

Администрация школы уделяет огромное значение занятости учащихся во внеурочное время, как одной из форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди учащихся, и поэтому постоянно совершенствует формы кружковой и клубной деятельности, учитывая, прежде всего интересы и пожелания самих ребят. Вовлечение трудновоспитуемых в кружковую и спортивную деятельность является одной из ведущих форм воспитания таких детей. В нашей школе каждый ребенок «группы риска» занят в кружке или секции по интересам.

Нельзя забывать и о занятости таких несовершеннолетних в летнее время. В пришкольный лагерь дети «группы риска» зачисляются в первую очередь.

Особо хочется отметить взаимодействие с детскими спортивными школами. Увлечения спортом позволяют ребятам встать на путь исправления, заслужить уважение и одобрение сверстников.

Опыт в профилактической работе не с одним подростком позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации и ведущим из них является – изучение интересов и способностей; вовлечение в кружки и спортивные секции; поощрение любых видов художественного, технического творчества и спортивных достижений.

Кроме выше обозначенных структур школа осуществляет совместные мероприятия и с другими организациями.

Администрация школы и педагоги постоянно поддерживают контакт с инспекторами ГИБДД. Подростки проводят как теоретические  занятия, так и практические на улицах города. Инспекторы ГИБДД регулярно проводят беседы с учащимися, как в рамках городских мероприятий, так и по приглашению педагогов. Инспекторы посещают отдельно классы, пришкольный летний лагерь, уроки безопасности дорожного движения по ОБЖ. Они участвуют в декаде правовых знаний в апреле, правообразовательной акции для 7-8-х классов в феврале.

Помимо сотрудничества с врачами наркологического кабинета осуществляется совместная профилактическая деятельность с врачами-педиатрами: вычитываются лекции по ЗОЖ, проводятся профилактические беседы с учащимися.

Администрация школы поддерживает регулярную связь с Центром социальной защиты населения в вопросах оказания социальной помощи семье и детям. Руководство Центра немедленно реагирует на просьбы о помощи подросткам и семьям, предлагает социальную и материальную помощь.  

Администрация школы обращается за помощью к сотрудникам прокуратуры, они участвуют в правовой декаде, правообразовательной акции, антинаркотической акции. Огромную помощь оказывает старший следователь по делам несовершеннолетних Ершова О.Ю., она проводит беседы с учащимися по просьбам социального педагога и классных руководителей, также оказывает консультативную помощь в вопросах профилактики. Следователи прокуратуры приходят на уроки ОБЖ при изучении уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

Воспитательная комиссия Совета школы является одним из звеньев системы комплексной работы с семьями и детьми «группы риска» В составе комиссии работают администрация школы, учителя, представители родительского и ученического актива. На заседаниях комиссии проводятся профилактические беседы с учащимися и родителями. Члены комиссии совершают рейды в неблагополучные семьи. Воспитательная комиссия взаимодействует с руководителями предприятий города в профилактической работе с родителями учащихся. В случае необходимости администрация школы применяет меры воздействия к родителям, ненадлежащим образом воспитывающих детей.

Но особо хочу отметить совместную работу с инспекцией ПДН. С участием инспектора в школе систематически проводится

  • профилактическая работа  с учащимися, регулярно нарушающими Устава школы в виде индивидуальных профилактических бесед непосредственно с учащимся, последующей беседой в детском коллективе, в котором находится подросток;
  • профилактические беседы в детских коллективах по обращению классных руководителей, администрации школы по фактам антиобщественных и противоправных поступков со стороны учащихся, имеющих массовый характер (например, взрывание петард, драки, кражи мелких вещей и т.п.);
  • правообразовательные лектории «Ответственность несовершеннолетних за совершение противоправных поступков по уголовному и административному кодексу», «Права несовершеннолетних» с учащимися 5-11-х классов;
  • предупредительные беседы с учащимися 5-11-х классов по фактам совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений;
  • работа с семьями с признаками неблагополучия и ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в виде совместных профилактических рейдов, предупредительных бесед с родителями, составления административных протоколов по сигналу администрации школы, при выявлении фактов неблагополучия;
  • работа с подучетными подростками в виде контроля за успеваемостью, поведением учащихся, индивидуальные беседы, проверка занятости в кружках и секциях по интересам;
  • разъяснительные беседы с родителями в рамках родительских собраний, лекториев на темы по воспитанию детей, ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.

Инспектор ПДН регулярно участвует в заседаниях Воспитательной комиссии Совета школы с проведением индивидуальной профилактической работы с учащимися, регулярно нарушающими Устава школы, с родителями данных учащихся.

Взаимодействие по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних происходит постоянно с помощью телефонной связи:

  • обмениваемся оперативной информацией по фактам совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений, неблагополучия в семьях учащихся;
  • регулярно предоставляем сведения об обстановке в неблагополучных семьях учащихся школы;
  • обсуждаем план и результаты работы с подучетными подростками и семьями.

По оценке администрации школы взаимодействие педагогического коллектива с инспекторами ПДН проходит на должном уровне, своевременно и систематически.

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется на должном уровне и в тесном взаимодействии со структурами и организациями, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...

Программа Профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных привычек, среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта.

Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.   (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально...

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Работа по предупреждению правонарушений и преступлений очень важна в детском доме, поэтому в своей воспитательной работе я большое внимание уделяла профилактике данной темы, проводя с воспитанниками...

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей....

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей....

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из важнейших направлений в работе социального педагога школы....