Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкального искусства
материал

Щетинина Елена Алексеевна

Данная работа яляется описанием педагогического опыта  с презентацией(видеоматериалы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-_patrioticheskoe_vospitanie.docx18.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 г. Хабаровска «Центр эстетического воспитания детей»

Описание педагогического опыта

«Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкального искусства»  

Концертмейстер :

Щетинина Елена Алексеевна

Хабаровск

2023

               На сегодняшний день воспитание патриотизма у подрастающего поколения  является актуальной задачей. Система Российского образования требует формирования у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. «Патриотизм» — слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «отечество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Но что скрывается за словом «патриотизм» и какова роль данного понятия в жизни современного человека? Любовь к своей стране и способность подчинить свои частные интересы интересам Отечества.  От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране и родному народу, к состоянию и   сохранению отечественной культуры, архитектурного богатства и экологии. От  уровня преданности и принадлежности себя к какой-либо стране зависит вклад    конкретной личности в науку, искусство, безопасность и ещё множество   областей социальной жизни человека.

          С самого раннего возраста чувство патриотизма у ребёнка должно формироваться и развиваться родителями, и в дальнейшем воспитываться в учебных заведениях. Задача каждого педагога - объяснить   учащимся важнейшие правила человеческой жизни: почему мы должны беречь

природу, памятники истории и культуры государства, относиться друг к другу  гуманно. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных   святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных  ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

        Уникальными возможностями нравственно -патриотического воспитания детей  обладает система дополнительного  образования, особенно художественно-эстетическая направленность, в системе которой я работаю уже достаточно долго концертмейстером . За время работы я убедилась, что    обучение музыкальному искусству может стать и становится  условием и средством развития и воспитания патриотических чувств детей в том случае, если эта деятельность осуществляется через эмоционально –чувственное восприятие , содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы, ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

        Искусство   как инструмент, обладающий большой силой идейно-эмоционального воздействия. По мнению одного из известных советских педагогов В.А. Сухомлинского, «сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко человек видит мир и самого себя глазами патриота». Искусство может и должно выступать в качестве основного источника и носителя идеи Родины, пробуждать у человека чувства патриотизма и гражданской ответственности.

            В нашей работе мы знакомим детей с произведениями русских и советских композиторов различных жанров и эпох, таких как М.Глинка, П.Чайковский, Д. Шостакович, М.Мусоргский, С. Рахманинов  и многими другими, наряду со знакомством с произведениями зарубежных композиторов. Ребята исполняют не только вокальные, но и инстру-ментальные произведения,  на различных музыкальных инструментах

(фортепиано, флейта, саксофон, ударные, гитара, ксилофон). Важным моментом в работе я считаю то, что педагоги сами выступают на сцене как исполнители – принимают участие в праздниках и концертах, являясь примером подражания для своих учеников.

   Итогом работы становится выступление на сцене – концерты, праздники, различные мероприятия, такие как 23 февраля, 9 мая, День города , День защиты детей ,  концерты класса, студии.

Ниже привожу ссылки на видео с концертов и массовых мероприятий, где принимают участие учащиеся и педагоги музыкальной студии:

https://cloud.mail.ru/public/9J8K/4sZBfjEoa - отчетный концерт музыкальной студии

https://cloud.mail.ru/public/zjhY/P5V79PQ6y - отчетный концерт музыкальной студии

https://cloud.mail.ru/public/xYtS/3Yzxb5zHC - День города

https://cloud.mail.ru/public/L34j/kJkEhbYKb -концерт , посвященный окончанию второй мировой войны

https://cloud.mail.ru/public/S7wK/FnmbaTfXr - концерт, посвященный  9 мая

https://cloud.mail.ru/public/bHg5/BCLxRnaBN - День защитника Отечества

https://cloud.mail.ru/public/FDgb/h31QcQiaW - Концерт 23 февраля

https://cloud.mail.ru/public/v3Cc/wsPnF7Waz  - Новогодний концерт  

https://cloud.mail.ru/public/9ffs/K16PrguhY - Новогодний концерт

https://cloud.mail.ru/public/bJyH/3kYL1HNUr 

 

Говоря о музыкальном искусстве, следует отметить то, что в любом музыкальном произведении в лаконичной форме может выражаться общие для миллионов людей мысли идеи и чувства. Воплощая эти идеи и мысли в музыке и тексте, песня заставляет нас слиться с героем, пережить его горе или разделить радость. Поэтому знакомство подрастающего поколения с хорошей песней равносильно знакомству с хорошим человеком, истинным патриотом, для которого благо народа и Родины - основная цель жизни. В массовости, в слиянии достижений народного и профессионального искусства, в сплаве идейности и мастерства, глубины и простоты - сила лучших русских классических и  советских песен и произведений.

        Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств  на занятиях дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка , раскрытию творческих способностей.. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие толерантности у обучающихся средствами музыкального искусства

Выступление на региональной научно-практической конференции«Формирование толерантности в условиях целостного педагогического процесса: проблемы и перспективы»Ни для кого не является секретом, что наше...

Влияние средств музыкального искусства на формирование представлений

Влияние средств музыкального искусства на формирование представлений...

Формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства

Материал посвящён  исследованию эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства. Это научный проект, который включает в себя вопросы теоретического и практического характера.Ц...

"Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства"

Развитие творческих способностей детей в процессе разных форм и видов музыкальной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание учащихся в сфере дополнительного образования средствами музыкального искусства.

Соотношение искусства и религии уходит своими корнями далеко в прошлое.            ...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музыкального искусства

Методические рекомендации могут быть использованы учителями образовательной области "Искусство"...

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...