Русская берёзка-символ Родины моей.
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Ширшова Нина Ивановна

Воспитательское занятие на тему «Русская берёзка-символ Родины моей».

                                                                    

                                                                      «Берёзки, солнце и Россия

                                                                                Живут, и вечно будут жить».

                                                                                                     Я. Шведов.                                                                     

Цель: знакомство с  образом  русской берёзы как символа России.

 Задачи:

   познакомить учащихся с символом России – березой, традициями и обычаями      русского народа, связанных с берёзой,  образом берёзы в поэзии и  живописи,

   познакомить детей  видами берёз, растущих в нашей местности,  учить их различать,

   развивать память, мышление, речь, умение выразительно читать стихотворения; умение самостоятельно добывать знания;

воспитывать бережное отношение к природе, способность чувствовать её красоту.

воспитывать любовь к поэзии, к живописи, к музыке, к Родине.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, компьютер, колонки, кусочки берёзовой коры, ленты, рисунки детей.

Форма проведения:  устный журнал.

Подготовительная работа: учащиеся должны были подобрать пословицы, приметы, загадки о берёзе, выучить стихи, подготовить описание картин, А.К.Саврасова «Грачи прилетели»,   И.И. Левитана «Золотая осень», А.И Куинджи  «Берёзовая роща»,  И. Грабаря «Февральская лазурь», нарисовать рисунки.

 

Ход занятия:

I.Орг момент.

Встаньте ровно, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Добрый день, ребята! Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Надеюсь, что все вы будете работать активно и внимательно слушать всё, о чём мы будем говорить.

II. Логическая минутка.  Постановка учебной задачи.

     Сегодня  мы проведем необычное занятие. А какова же тема его, вы попробуйте догадаться после  того, как вы прослушаете песню и скажите о чём она?

 Песня «Отчего так в России берёзы шумят» в исполнении группы «Любэ».

     Верно. Речь пойдёт о русской берёзке. 

     Итак, тема сегодняшнего занятия «Белокурая берёзка- символ  Родины моей».    

     Ребята, к сегодняшнему уроку вы серьезно готовились, выполняя творческие задания. Я думаю, вы поделитесь своими знаниями с одноклассниками.

В конце занятия нам нужно будет ответить на вопрос «Почему же берёза –символ России?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_beryozka-simvol_rodiny_moey.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Ширшова Н.И.

                         воспитатель первой квалификационной категории

 государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного

учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной( коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  с. Малый Толкай.

Воспитательское занятие на тему «Русская берёзка-символ Родины моей».

                                                                    

                                                                      «Берёзки, солнце и Россия

                                                                                Живут, и вечно будут жить».

                                                                                                     Я. Шведов.                                                                      

Цель: знакомство с  образом  русской берёзы как символа России.

 Задачи:

   познакомить учащихся с символом России – березой, традициями и обычаями      русского народа, связанных с берёзой,  образом берёзы в поэзии и  живописи,

   познакомить детей  видами берёз, растущих в нашей местности,  учить их различать,

   развивать память, мышление, речь, умение выразительно читать стихотворения; умение самостоятельно добывать знания;

воспитывать бережное отношение к природе, способность чувствовать её красоту.

воспитывать любовь к поэзии, к живописи, к музыке, к Родине.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, компьютер, колонки, кусочки берёзовой коры, ленты, рисунки детей.

Форма проведения:  устный журнал.

Подготовительная работа: учащиеся должны были подобрать пословицы, приметы, загадки о берёзе, выучить стихи, подготовить описание картин, А.К.Саврасова «Грачи прилетели»,   И.И. Левитана «Золотая осень», А.И Куинджи  «Берёзовая роща»,  И. Грабаря «Февральская лазурь», нарисовать рисунки.

Ход занятия:

I.Орг момент.

Встаньте ровно, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Добрый день, ребята! Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Надеюсь, что все вы будете работать активно и внимательно слушать всё, о чём мы будем говорить.

II. Логическая минутка.  Постановка учебной задачи.

     Сегодня  мы проведем необычное занятие. А какова же тема его, вы попробуйте догадаться после  того, как вы прослушаете песню и скажите о чём она?

 Песня «Отчего так в России берёзы шумят» в исполнении группы «Любэ».

     Верно. Речь пойдёт о русской берёзке.  

     Итак, тема сегодняшнего занятия «Белокурая берёзка- символ  Родины моей».    

     Ребята, к сегодняшнему уроку вы серьезно готовились, выполняя творческие задания. Я думаю, вы поделитесь своими знаниями с одноклассниками.

В конце занятия нам нужно будет ответить на вопрос «Почему же берёза –символ России?».

  III. Основная часть занятия.

-Скажите, пожалуйста, какие  государственные   символы вы знаете? Да. Эти символы утверждены  правительством России.  

     У многих стран мира есть свои растения – символы: у Ливана – ливанский кедр, у Канады – клён, у Японии – сакура, у Индии – лотос .А  у русского человека ещё один символ- русская берёзка. Этот символ не утверждало правительство, его выбрал   народ.

    Берёзку  милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, клёном, радующим своим ярким  убранством   осенней порой, дубом, который словно былинный богатырь готов сразиться с врагом.  Нежную, белоствольную, стройную берёзку поэты воспевают в стихах, художники - в своих картинах,  народ –в песнях, загадках, сказках.

       Вот она – стройная и раскидистая, кудрявая, немного грустная, задумчивая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане, с золотыми серёжками и нежно-зелеными изящными клейкими листочками, иногда до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяется в пояс и говорит: «Мир вам, люди добрые!»

-Что же означает слово берёза?

                                Первая страница « О берёзе языком науки».

      Русское слово "береза" очень древнее. Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, блестящий, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.  

      Наша белоствольная береза - единственная в мире растений. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин  (если отодрать от дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка).  У вас в руках кусочки коры берёзы. Потрите её пальцами и скажите, что вы обнаружили на них. Вот это и есть бетулин.  Плохо пришлось бы березе без этого вещества, т.к. кора у нее тонкая и поэтому дерево могло бы получить ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом не трудно убедиться. Если в жаркий день прикоснуться к стволу березы, то можно ощутить, что даже на солнце он остается прохладным.  Под тонкой белой корой находится береста.  Березовая смола хранит почки и молодые побеги от холода и сухости.

       Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы. Зимой отдушины наглухо замуровываются более плотными клетками (в это время дерево спит и почти не дышит), а весной, когда береза просыпается, они снова открываются.

-Какие виды берёз распространены в нашей местности?

-Чем отличается берёза повисая от берёзы пушистой?

-Посмотрите  на слайд и скажите, на каком берёза пушистая на каком повислая?

-Где растут берёзки на территории нашей школы?

Итак, давайте сделаем вывод.

-Что означает слово берёза?

-Почему в жаркий день ствол берёзы прохладный?

-Что такое чечевички?

                            Вторая страница « Путешествие в далёкое прошлое».

 -Как помогала людям  берёза в далёком прошлом?

-Что мы  видим на слайде? (лучинку)

-Для чего нужна была в крестьянской избе лучинка?

     Да, раньше не было электричества, и долгими зимними вечерами собиралась вся семья в светлом уголке, освящённом  лучинкой. Женщины пряли шерсть, бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки. А лучинка – то была берёзовая- значит берёза давала свет.

-Что ещё представлено ? (лапти).

-Для чего они были нужны? (Это обувь лёгкая и удобная, делали её из коры).

-А вот веник берёзовый. Для чего он был нужен? (Люди парились в бане и прогоняли хворь).

-Что ещё видите на слайде? (Ложки, посуду, кузовки для сбора ягод, грибов, игрушки для детишек).

 Издавна из бересты  на Руси делали нужные и удобные для хозяйства вещи. Плели корзины, короба, туески. В берестяных туесах хранили ягоды, сметану, масло, мёд. В такой упаковке всё долго оставалось свежим.

-А сейчас как используют берёзу?

Делают сувениры, посуду, ложки, матрёшки .

    Стоит дерево цветом зелено в этом дереве четыре угодья: первое- больным на здоровье , другое- от теми свет, третье-  дряхлых, вялых пеленать, а четвёртое- людям колодец.

Берёза угодила нам четырежды: из её веток делали банный веник-хворь выгонять, из ствола - лучинку для освещения изб, из коры берестяную посуду и…

-почему четвёртое - людям колодец? (Пили весной люди сок лечебный, прохладный, вкусный).

-А сейчас пьют сок?

-А как нужно взять сок, чтобы не повредить дерево? (Нужно помнить, что сок лучше брать там, где планируют вырубать деревья. Нельзя получать его от молодых берёзок. Да и брать его нужно с умом. Достаточно срезать веточку и повесить на неё банку, но ни в коем случае не делать глубоких надрубов на стволе - это губительно для дерева.)
- Можно ли так обращаться с деревом?  Почему?   Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!

                     В весенний день мальчишка злой

                     Пронзил ножом кору берёзы –

                     И капли сока, точно слёзы,

                     Текли прозрачною струёй.

                     Пастух кору надрезал у берёзы,

                     Склоняясь, тянет сладковатый сок.

                     За каплей капля капает в песок

                     Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.

                     И вот она, от муки холодея,

                     Увянет к будущей весне.

                     Иссохнет ствол, и ветви онемеют,

                     И помертвеют корни в глубине.

      Посмотрите на слайд  и  представьте, что мы на минуту оказались с вами в берёзовой роще,  и продолжите предложение  « Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…..», ответы запишите на листочках.

     Каждый учащийся выходит к доске, читает вслух   предложения, а березовый листочек распускается на нашей берёзке.

     Ответы учащихся:  красоту русской природы,  аромат трав, цветов, шорох  листочков  живительную прохладу,  вдохновение, красоту природы и любовь к Родине,  свежий аромат деревьев;  красоту родной земли, свободу и что всё в этом мире прекрасно.

     Посмотрите отрывок из фильма «Калина красная» и скажите: «Как называет берёзку главный герой?»

      Давайте мы  подберём эпитеты, характеризующие берёзу.

(Белая, белоствольная, стройная, статная, гибкая, русая, плакучая, милая, родная, красавица, раскидистая, лечебная, целительная).

       Но для того, чтобы берёзка стала такой, какой мы с вами  её называли, потребуется несколько десятков лет. Много труда, силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.

-Как  мы с вами можем помочь  росточкам? (Поливать в сухую погоду, подставить палочку, чтобы ветром не сдуло).

«Мало леса – береги. Много леса- не руби. Нет леса - посади»-гласит народная мудрость.

                             Третья страница «В народе говорят».  

Наши далёкие предки, крестьяне – земледельцы, связывали с образом берёзы немало  примет, пословиц.

    Вам было дано задание - собрать загадки, пословицы, приметы о берёзе. Я сейчас прочитаю  одну из ваших загадок , вы  ответьте на такой вопрос, как вы догадались, что это берёза?

         Ветки нежные,

         Кора белоснежная

         Даже в песнях славится

         Дерево-красавица. (береза)

 Послушайте приметы  о берёзе.

-Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

-Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

-Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.

-Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха.

-Если весною на берёзе много почек — просо будет обильное.

-Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба ядрёные (хорошие зерном) родятся.
- Если листья на берёзе густы и тёмно-зелены (при обилии летней влаги) — к урожаю и рослому хлебу.

- Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.

- Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.

Русские пословицы.

Давайте соберём пословицы о берёзе.

Начало пословицы записано, а вы подбираете ей  конец.

Береза не угроза: …                                                  там и березняк.    

Где дубняк …                                                             когда с нее кору дерут

И у березки слезки текут, …                                    а не оденешься.

Березой обогреешься, …                                           где стоит, и шумит.  

Для врага и берёза …                                               угроза.

Кривая берёза не удержит снега,…                     плохой человек не удержит слова.

                    Четвёртая страница « Обычаи и традиции русского народа».  

      В старину у славян  Новый год наступал не зимой, а весной, когда начинались работы на земле.  Поэтому встречали его не елью, а берёзой.  

     Во время христианского праздника Троица берёза была самым уважаемым деревом. В Троицу пастухи из берёзы плели венки, один – корове  на рога, а другой пастух отдавал хозяйке. Первый венок хозяйка вечером скармливала корове, а второй берегла на случай болезни животного.

    Березовыми ветками украшали горницу и вход  в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.

   Парни и девушки на Троицу встречали русалок. Они шли в поле, плели венки и вешали их на берёзы, потому что считалось, что любимое занятие русалок -  качаться на ветвях берёзы. Девушки гадали,  бросая берёзовые венки в воду. Если венок тонул, значит,  девушку в этом году ожидает несчастье, а если плывёт, то смотрят, в какую сторону. Там живёт суженый.

    Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желание.  Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желания.
Нынче праздник Троица. Стройная береза.
Пусть дождем умоется, пусть прольются грозы.
Коль на ветку тонкую ленту повязать,
То береза ломкая счастье может дать.

      Игра «Кто быстрее поможет берёзке?» 

     Описание игры. Нужно пройти по дощечкам (кругам, нарисованным на полу) и не помять травы. Дойдя до берёзы повязать на неё ленточку (перевязать ранку). Побеждает та команда, которая быстрее и аккуратнее, не повредив дерева, повяжет ленточки.

     Вот как весело праздновали Троицу. А наряженную берёзку называли кума, гостейка, сад, куст. Под берёзой гадали, угощали друг друга пирогами, яичницей, пели, плясали, водили  хороводы.

- Итак, во время какого праздника прославляли берёзу?

                        Пятая страница «Образ березки в живописи». 

     Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.

Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее, а наши экскурсоводы расскажут о  некоторых  картинах.  

-Что объединяет все эти картины?

Выступают учащиеся.  

       Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели».

      Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина - тихий гимн русской природе, весне, которая ещё только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас.

На переднем плане –   рыхлый грязный снег. Он тусклый и потому не даёт блики на свету. Несколько голых берёз-кривых и изломанных. Шумно слетаются грачи на облюбованные ими березки. Мы слышим их шум и гам. Березы стоят в талой  воде. Их веточки еще слабы. Не ожили. Своими тонкими ветвями, как кружевом, они украшают хмурое небо. Однако природа пробуждается. И вот-вот зазеленеет молодой листвою березка. –

   Писатель Всеволод Михайлович Гаршин, глядя на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», сказал «Я бы назвал эту картину «Чувства Родины». И действительно, и весенняя звонкая капель, и дымок, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и родное. Эта удивительная картина рождает любовь к Родине.

   Архип Иванович Куинджи  «Берёзовая роща».

   Перед вами картина  Архипа Ивановича Куинджи  «Берёзовая роща». Глядя на  неё, испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые берёзки, напоенные её соками. Смотришь, и, кажется, вот-вот из-за белых берёз выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.

 живительную прохладу. Впечатление свежести усиливает едва различимый клочок водного зеркала на переднем плане картины.

Такое впечатление, что художник смотрит на мир моими глазами. Как-то перестаешь верить, что все это лишь изображено на холсте маслом.

     Эта картина И.И. Левитана «Золотая осень». Здесь также мы видим стройные берёзки. Белоствольные берёзки в ярком осеннем убранстве сияют в лучах солнца. Они сплошь покрыты золотой листвой. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

    И. Грабарь «Февральская лазурь».

    Перед вами  картина И. Грабаря «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды. 

   Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими сережками ещё сохранили свой осенний коричневый цвет. Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость. Ослепительной стала роща по утрам, на заре, когда сюда проникли лучи солнца, - она вся сверкала рубинами и алмазами.

 Итог. Все картины художников объединяет одна мысль – образ России немыслим без русской березы. Ни в одной стране нет такого количества  

 На вернисаж.

   Не только известные художники изображали нашу красавицу березку, но ученики нашего класса. (Представляются рисунки  уч-ся).

     Вот такой увидели и запечатлели в своих рисунках нашу берёзку вы, ребята.  Сколько любви к берёзе вы вложили в них.

- С каким настроением вы, ребята, рисовали свои рисунки?

-В чем выражена ваша любовь к белоствольной красавице?

                       Шестая страница « Образ берёзы в литературе».

             Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу-березку.  

        Стихотворений о березе великое множество. В них авторы выражают свою любовь к ней, помогают увидеть что-то новое  в простом «русском дереве», дарят нам радость открытия прекрасного. Стихотворение Николая Рубцова – признание в любви березе.

 

Ученица  Я люблю, когда шумят березы,

                   Когда листья падают с берез.

                   Слушаю, и набегают слезы
                  На глаза, отвыкшие от слез.

                   Все очнется в памяти невольно.

                   Отзовется в сердце и крови.
                  Станет как-то радостно и больно,

                   Будто кто-то шепчет о любви.

                   Русь моя, люблю твои березы:
                  С ранних лет я с ними жил и рос!

                    Потому и набегают слезы
                   На глаза, отвыкшие от слез...

 Особую  прелесть образу  «зимней березы» создал А.Фет:

 Ученик.  Печальная береза
                 У моего окна.
                 И прихотью мороза
                 Разубрана она.
                 Как гроздья винограда,
                 Ветвей концы висят,—
                 И радостен для взгляда
                 Весь траурный наряд.
                 Люблю игру денницы
                 Я замечать на ней,
                 И жаль мне, если птицы
                 Стряхнут красу ветвей.

     У поэта  А.Прокофьева есть  замечательное стихотворение о березе. В нём он одушевляет её, наделяет человеческими качествами. Как и человек , она может быть разной по характеру: грустной и весёлой, печальной и жизнерадостной. Её одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора, красивый сарафан, чёрные пятна на коре - карманы или застёжки.

Ученица.   Люблю березку русскую,

                    То светлую, то грустную,

                     В белом сарафанчике,

                     С платочками в карманчиках,

                     С красивыми застёжками,

                     С зелёными серёжками.

                     Люблю её нарядную,

                      Родную, ненаглядную,

                      То ясную , кипучую,

                      То грустную , плакучую.

                      Люблю берёзу русскую,

                      Она всегда с подружками,

                       Под ветром низко клонится

                       И гнётся, но не ломится.

     Берёза стала символом России благодаря С.А Есенину . В его стихах она  становится «героиней». С  большим чувством воспел её поэт. Она у него живая, говорящая, чувствующая. Описывая березу, Есенин обращается к словам с переносным значением. Береза как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его  несбывшимися мечтами. В его стихотворениях берёза сравнивается с родным домом , русской сторонкой.  Кто из нас останется равнодушным, услышав эти есенинские строки: 

          Ученица.  Задремали звезды золотые,

                              Задрожало зеркало затона,
                             Брезжит свет на заводи речные
                              И румянит сетку небосклона.

                               Улыбнулись сонные березки,    

                               Растрепали шелковые косы.

                                    Шелестят зеленые сережки,
                                   И горят серебряные росы.

                                    У плетня заросшая крапива

                                    Обрядилась ярким перламутром
                                   И, качаясь, шепчет шаловливо:
                                  «С добрым утром!»

     Кто не знает стихотворения «Береза»? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. А ведь это – первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.

Ученик.  Белая береза
                Под моим окном
                Принакрылась снегом,
                Точно серебром.

                 На пушистых ветках
                Снежною каймой
                   Распустились кисти
                   Белой бахромой.

                    И стоит береза
                    В сонной тишине,
                    И горят снежинки
                    В золотом огне.

                     А заря, лениво

                     Обходя кругом,
                    Обсыпает ветки
                    Новым серебром.

 

 - Чем похожи все эти стихотворения?   ( Да, береза воспринимается нами как символ родной земли, Родины).

    Нет в нашей стране дерева, которое бы так сроднилось с людьми.  Утомленному  она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады - дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.А.Фета: “И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной”. Белые березы трогают наши души. В многочисленных песнях, стихах, прозе, посвященных березе, проявляется искренняя любовь к этому красивому дереву, олицетворяющему собой Родину!

    Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. И пусть деревом, которое вы посадите, будет береза.

                      Седьмая страница «Берёза-символ непобедимости России».

     Много могли бы рассказать о войне берёзы. Они видели , как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, сёла, леса и поля. И вместе с народом на защиту Родины встали деревья.  

      В грозные  годы войны берёза была символом непобедимой Родины. Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она воин.

Прочитаем стихотворение, а вы ответьте на вопрос, благодаря чему выжил раненый солдат?

Ученица.    За селом, вдали на перекрёстке

                     Полевых, едва заметных троп

                     Я узнал знакомые берёзки,

                      У которых рыл себе окоп.

                      И невольно вспомнил, как стонали

                      Ветки их от взрывов и огня…

                      Возле тех берёзок подобрали

                      Чуть живым товарищи меня.

                      С той поры остались на берёзках

                      Чёрные глубокие рубцы,

                      С той поры с любовью о берёзках

                       говорили часто мне бойцы:-

                       Ты бы злую смерть не пересилил,

                      Ты бы тяжких ран не перенёс,

                       Если б мы тебя не напоили

                       Светлыми слезинками берёз…  

      А ещё в годы войны белоствольная берёза давала силы нашим солдатам. Она стояла, напоминая про любимых жён, сестёр, невест. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую берёзку.

Ученик.           Я помнил, ранило берёзку

                          Осколком бомбы на заре,

                          Студёный сок бежал,

                          Как слёзы, по изувеченной коре

                          За лесом пушки грохотали,

                          Клубился дым пороховой,

                          Но мы столицу отстояли,

                          Спасли берёзу под Москвой…

                           И рано- раненько весною

                           Берёза белая опять

                           Оделась новою листвою

                           И стала землю украшать

                           И с той поры на все угрозы

                           Мы неизменно говорим:

                          «Родную, русскую берёзку

                          В обиду больше не дадим!».

                           Восьмая страница «Берёза- зелёная аптека».  

    А вот какими целебными свойствами обладает береза? Для лечения заболеваний используются все части берёзы.

    Берёзовая пыльца- хороший витамин, дающий бодрость и жизненную силу.

    Листья используют при кашле, отёках как мочегонное средство, употребляют от нарывов, прикладывая их наружной стороной к больному месту, а внутренней стороной- при порезах.

   Мазь из золы сухих зеленых листьев на сливочном масле употреблялась при ожогах.

   Свежими прогретыми листьями обкладывали больные места при ревматизме и радикулите.

    Отваром листьев березы моют голову для лучшего роста волос, настоем для избавления от перхоти.

     Берёзовые почки используют для лечения заболеваний сердца и нервной системы.

     Берёзовый деготь – он изготавливается из древесины -используют для лечения кожных болезней, ожогов, ран. Он входит в состав мази Вишневского.

     Берёзовый уголь применяют при пищевых отравлениях.

При каких заболеваниях используют берёзовый сок,  вы мне скажете после того, как посмотрите сценку.

(Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)

Врач: Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щелкают, скрипят.

Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

(Больная кивает).

Врач: (подает бутылочку):

Принять лекарство «Сок березы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

(Больная пьет… Выпрямляется).

Врач: Что, полегчало, милая, немножко?

Как ваши поясница, ручки, ножки?

Больная: (с легкостью встает)

Да, очень, очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока-пока! Я поскакала!

Убегает, забыв про костыли.

          Врач: Следующий.

(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая)

Вас слушаю.

На что есть жалобы, больная?

Больная: (сквозь кашель):

Удушье, доктор, видно, доконает.

И кашель напрочь одолел!

Бронхит до смерти надоел!

Врач: Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.

(Больная приходит в ужас, плачет).

Врач: Да не рыдайте, дайте срок –

Болезни лечит из березы сок.

(Достает бутылочку с соком.)

Примите ложечку-другую.

(Больная принимает лекарство.)

Ну что? Я верно вам толкую?

Больная: Да, белый свет я увидала!

Не кашляю! Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!

(Убегает).

 III. Итог занятия.
  Дорогие  ребята! Наш рассказ о символе России – белоствольной берёзке подошёл к концу.

Понравилось ли вам занятие?

-Что нового вы узнали?
 -За что русский народ выбрал березку символом России? ( за её красоту, за её нежность, за её белизну и свет,  за её полезные свойства, за то, что она – воин) .

      И где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она красавица русского леса и будет стоять вечно. И как бы далеко вы не оказались от родного дома, я думаю, вы всегда будете вспоминать  свет родных берёз, своё село или город, и, конечно же , берёзку.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голос Родины моей малой.

Тема урока: Голос Родины моей малой.Цель урока: формирование образа Родины средствами различных видов искусств.Задачи урока:Образовательные:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать му...

Проект "Здесь Родины моей начало"

Данный проект создан по краеведению. В проекте показана совместная работа учителей и учащихся по созданию районной краеведческой энциклопедии, которую мы назвали "Здесь Родины моей начало"....

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Мероприятие «Русская береза - символ Родины моей»

Цель:   Формирование гармонически  развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию....

Проектный модуль по русскому языку "Красивые места моей малой родины" (описание места)

Проектный модуль уроков, посвященных теме "Описание места"...

Тема внеклассного мероприятия: «Защита проекта: «Русская берёзка – символ Родины моей»».

У каждого государства есть свои символы герб, флаг, гимн. А ещё каждое государство символом выбирает дерево. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии – священное дерево &nda...