Сценарий открытого занятия фольклорного кружка "Зимние посиделки. Скоморохи на Руси"
план-конспект на тему

Пелагеина Елена Владимировна

Автор знакомит ребят с традициями проведения посиделок, народными играми, с народным творчеством, рукоделием. С историей появления скоморохов на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_posidelki_yanvar.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник

«Зимние посиделки. Скоморохи на Руси».

Руководитель фольклорного кружка «Росиночка»

Пелагеина Елена Владимировна

Цели:

  1. реализовать талант каждого ребёнка на предельно допустимом уровне его способностей;
  2.  создание условий для проявления творческой активности детей;
  3. снятие комплексов, "раскрепощение" обучающихся;
  4. совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями; обрядами и бытом;
  5. воспитание патриотических качеств:  любви к семье, Родине, истории, культуре своего народа;
  6. пополнение знаний в области русского фольклора.

Оборудование: русские народные песни, самовар, предметы старинной утвари ( дорожки самотканные, салфетки вязанные) баранки, конфеты. 2 скамейки, столы, угощение.

Для игр: валенки, снежинки, карандаши, нитки, крючки, карточки  для гадания, пословицы.

Учитель: Сегодня мы  ребята устроим  посиделки, непростые, а зимние. Что  такое посиделки? Верно, когда люди собираются вместе долгими зимними вечерами общаются, а еще занимались рукоделием: вязали, вышивали, мужчины вырезали домашнюю утварь ложки, тарелки, изготавливали столы, стулья предметы домашнего обихода. Собирались и стар и мал. Старшие передавали свои умения, учили уму разуму свое подрастающее поколение.

Ученик 1: На завалинках, в светелке

                 Иль на бревнышках, каких

                 Собирали посиделки

                 Пожилых и молодых. 

Ученик2:

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод. 

Ученик 3.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир. 

Ученик 4.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!  

Ученик 5.

Отдых-это не безделки-

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки! Открываем посиделки!

 Для друзей и для гостей. 

Учитель: На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещения( 7апреля), когда начиналась серьезная крестьянская работа.

 Недаром на Руси в народе говорилось  « Лето для старания, а зима для гулянья.»

 Молодежь собиралась на свои вечеринки в какой – ни будь избе. Девушки пряли, вышивали, парни плели лапти. И сегодня как в старину ждут вас игры, прибаутки, развлечения и шутки.

А знаете ли вы ребята кто первый на Руси стал шутить. Да всех веселить?

Верно были при дворе шуты, скоморохи плясуны (презентация слайд №1)

СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок.  «Скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства. Появились с 11 в., особую популярность получили в 15–17 вв.

Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи. Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами. В течение 16–17 вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. В других странах шутов - скоморохов называли по разному. Показ слайдов 3,4,5,6,7.

Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток.

А когда на Руси проходят святочные вечера? С 7 – по 19 января.

Что можно было делать в это время? (колядовать, гадать, веселиться)

Небылицы в лицах.

Сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки (дети исполняют шутливые диалоги)

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно зашить .

-Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

Но не надо забывать, что наши люди славились не только своим трудолюбием. Но и умением веселиться сами и веселить своих гостей.

Учитель: Давайте повеселим наших гостей веселыми, задорными частушками.

1ребенок. Много есть у нас талантов,

                  И певцов, и музыкантов.

                  Любим пляску удалую

                   И частушку огневую.

2 ребенок.   Будет вам сейчас гармошка

                     Полтора часа играть.

                     Наши парни и девчата

                     Вам частушки напевать.

(исполняются частушки)  

Балалайка заиграла,

И пустились ноги в пляс,

Мы веселые частушки

Пропоем для вас сейчас.

Я с высокого забора

Прямо в воду упаду.

Ну кому какое дело,

Что я плавать не могу.

По деревне я пошла

И Макара видела.

Под кустом сидел и плакал-

Курица обидела.

На столе лежал арбуз.

 На арбузе муха.

Муха злится на арбуз.

Что не лезет в брюхо.

На болоте , на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

Эх, выйду плясать.

Ножками задрыгаю-

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

   

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки.

   

Сидит ежик на березе-

Белая рубашка,

На головке- сапожок,

На ноге фуражка.

Если б не было воды.

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Вот пропели нам частушки,

Дорогая публика.

Не держитесь за карманы-

Не возьмем ни рублика.

На святках было принято исполнять колядки

Учитель.

Сейчас мы поиграем в игру.

Гости наши. Не скучайте.

Я начну. А вы кончайте.

( проводится игра « Закончи пословицу»)

При солнышке тепло,… ( при  матери добро.)

Старый друг..  лучше новых двух.

Нет друга- ищи,..  а найдешь береги.

Не сиди сложа руки.. так и не будет скуки.

Без дела жить.. только небо коптить.

Без труда… не вытащишь рыбку из пруда.

Делу- время,….потехе- час.

Кончил дело.… гуляй смело.

Скучен день до вечера, …коли делать нечего.

Труд человека кормит,… а лень портит.

Молодцы, а теперь прошу на 2 команды поделиться

Построится в алфавитном порядке на первую букву вашего имени

Кто родился в январе первым сядет на скамье.

На число вашего номера дома начиная с наименьшего.

Ведущая1          

           Я игру вам приготовила,

            Не игру, а развлечение.

           Собирайся детвора.

           Ждет вас русская игра.

А играть мы будем тем, что люди носили и носят зимой? Носок да пятка наверху труба вся жизнь ходьба (валенки)

Сели на скамейки

Игра в городки валенком в кегли попади, кто больше собьет тот и побеждает

Игра «Колечко»

Игра «Золотые ворота»

ИГРА « Как у дедушки  Егора»

 Как  у дедушки Егора

Вот такая голова..

( дети идут по кругу, описывая руками большой круг вокруг головы)

Как у дедушки Егора

Вот такая борода…

( Действия руками от подбородка до пояса.)

Как у дедушки Егора

Вот такие валенки…

( Показывают поочередно ноги)

Как у дедушки Егора

Вот такие валенки,

Ну а сам он маленький.

(идут по кругу гусиным шагом)

ИГРА. «Жила бабка возле речки».

(ведущий предлагает запомнить слова песенки)

А какой же праздник без песни?

Жила –была бабка возле речки.

Захотелось бабке искупаться в речке.

Купила мыло. Купила мочало.

Ух, и песня хороша, начинай сначала!

Затем предлагается запомнить движения. которые в дальнейшем заменяют слова в песенке:

« бабка»- изображаем руками, как бабка завязывает платок под подбородком,

«речка» - волны,

«искупаться»- изображаем пловца.

«купила» - хлопок в ладоши,

«мыло» - правая рука вверх,

«мочало» - левая рука вверх,

«начинай сначала» - вертушка руками перед грудью.

С каждым повтором песенки темп исполнения убыстряется , и главное – не ошибиться в движениях.

Повторяется несколько раз с убыстрением темпа.

Игра фанты А сейчас поиграем в игру «Фант» .Нужно вытащить задание, по данным 2 словам отгадать всю пословицу.

Дружба-служба… (Дружба дружбой, а служба службой)

Лает-кусает …(На смелого собака лает, а трусливого кусает)

Руки-скуки… ( Не сиди сложа руки, так не будет скуки)

Труд-лень …( Труд человека кормит , а лень портит)

Язык-Киев… (Язык до Киева доведет)

Тише-дальше …( Тише едешь-дальше будешь)

Тепло-добро… ( При солнышке тепло, при матери добро )

Не стыдно- стыдно …( Не стыдно не знать, стыдно не учиться).

У: загадки Полно, молодцы и девицы попусту болтать,

                    Не пора ли, милые, загадки отгадать.

1 Сидит старый дед, В золотую шубу одет.

Кто его раздевает, Тот слезы проливает! (лук)

2 Как снег бела, Как сажа черна.

Вертлява, как бес, Повертелась, да в лес! ( Сорока)

3 городе Тит стоит, Ничего не говорит,

Сам с грядок не берет и воробьям не дает! (пугало)

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕНИК!»
Кину веничек сейчас
Все должны пуститься в пляс
Пока музыка играет,
Вы передаете веник по кругу.
Музыка прекращается.
У кого веник остается
- Тому приз наш достается!
(Победителю вручается бублик)
Игра кто песен про зиму много знает? Кабы не было зимы, У леса на опушке жила зима. Три белых коня, зимушка мягкий беленький снежок. Как морозною зимой. Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.

Хозяин: Ну, что, хватит пока песни петь да играть!
Будем праздник продолжать!
Раз в январский вечерок
Девушки гадали: За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Сейчас загадайте все желание
У: Хорошо? А теперь узнаем, сбудется ли оно у вас?  (С завязанными глазами,  надо сесть на стул. Если это игроку удается,  то и желание его исполнится)

Шляпа желаний каждый достает записку что на ней написано пока не говорить, что обозначает вам скажу. (конфета – сладкая жизнь, лента – дальняя дорога, конверт - известие, монетка – богатая жизнь, ключик - новоселье, колечко – новое знакомство, зеркало – прославитесь о вас узнают)

У: А праздник наш не кончается. Сейчас чаепитие начинается. За столы садитесь да подкрепитесь. Понравилось вам у нас Приходите снова к нам, –
Рады мы всегда гостям! До новых встреч! На следующем занятии займемся рукоделием приносите свои работы, вышивки, вязание. Тема следующего занятия «Умелые мастера»

Рефлексия: ребята, у вас на столах листочки с фразами, нужно записать окончание фразы.

Мне понравилась…Я узнал (а)…Я запомнил (а)…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого занятия танцевальной студии "Ритм" История развития танца""

Данное мероприятие проводилось для педагогического коллектива, родителей танцевальной студии, как показательное. Сценарий можно использовать в школе как мероприятие, посвященное "Дню Танца", как класс...

Сценарий открытого занятия "Поговорим о доброте"

Главной целью проведения данного занятия является: формировать представление детей о доброте, умение замечать в людях хорошее, формировать отрицательное отношение к злости, жадности и зависти. Развива...

сценарий открытого занятия "Рождение джаза"

Формирование музыкальной культуры через знакомство со стилевыми особенностями афро-американской музыки  XIX - начала XX столетия...

Конспект открытого занятия фольклорного кружка

Конспект занятия -введение в образовательную программу. Цель занятия: зинтересовать ребят преспективой участия в кружке....

Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Казацкие посиделки»

Хозяин. Приветствуем вас, добрые люди!Хозяйка. Добро пожаловать, гости дорогие!Хозяин. Просим в хату. Красному гостю — почетное место.Хозяйка. Будьте как дома, присаживайтесь! Здесь для вас, дорогих г...

Сценарий открытого занятия "Крещенские традиции на Руси"

Празднование "Рождетсвенские вечера"...