Литературно-музыкальная композиция "Маленькие солдаты Великой войны"
материал по теме

Закамская Надежда Анатольевна

Сценарий  "Маленькие солдаты Великой войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_deti_vov_provodili_2013_g_.docx33.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа№174» Советского района г.Казани

Литературно - музыкальная

композиция

«Маленькие солдаты Великой войны»

Автор сценария:

 Закамская Надежда Анатольевна

Сценарий

«Маленькие солдаты Великой войны»

Цели и задачи мероприятия:

- расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;

- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;

- формировать положительную оценку таких нравственных качеств,

   как самопожертвование, героизм, патриотизм;

- формировать активную жизненную позицию;

-  побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить

   историю страны.

Ведущий: (говорит за кулисами)

Эпиграф: Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

    1-й ведущий: Девятого мая народ отмечает великий праздник – День Победы над фашисткой Германией. Великая Отечественная война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Она длилась 4 страшных года, 1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев.  

 

    2-й ведущий: Унесла более 20 миллионов человеческих жизней. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

      1-й ведущий: Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 ребята получили медали «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

    2-й ведущий: До войны это были  самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришёл час - они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

      1-й ведущий: Мальчишки и девчонки. На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

     2-й ведущий: О чём думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. Об этом могут рассказать они сами.

1-й ведущий: Те, кто видел эту войну.

2-й ведущий: Те, кто выжил в ту войну.

1-й ведущий: Те, кто еще живы.

2-й ведущий: Тем, кому 67 лет назад не было 16….

1-й ведущий: Тем, чье детство опалено огнём ВОВ, посвящается….

Гаснет свет, проецируются фотографии пожилых людей (это могут быть фотографии бабушек и дедушек учащихся школы).

1-й чтец: Гляньте на живых,

Пока они живые…

Запомни шрамы их и седину.

Их мужество в те годы грозовые

Спасло от рабства вольную страну.

Глянь на живых.

Они ведь смерть встречали.

И смерть поныне снится им порой.

Они грустят,

Они скорбят ночами

О тех друзьях, что спят в земле сырой…

2-чтец: Четыре года было мне

В тот страшный день и час

Когда в июньской тишине

Он шел убить всех нас.

Он шел , сжигать города,

Осатаневший зверь.

И трудно виделось тогда

Далекое теперь.

Года немыслимых атак

Еще пройти суметь!

Так далеко стоял рейхстаг…

И очень близко смерть…

Песня бухенвальдский набат (поёт вся школа)

2-й ведущий: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин, Саша Ковалев.

1-й  ведущий: В небе, как Аркаша Каманин, Маркс Кротов.

2-й ведущий: В партизанском отряде, как Леня Голиков, Надя Богданова, Нина Куковеровка, Марат Казеев, Зинаида Портонова, Валентин Котик, Василий Колобко, Витя Хоменко, Галя Комлева, Юта Бондаровская.  

2-й ведущий: В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Кинохроника

1-й рассказчик: Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев «Ташкент», принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.

  На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин. Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.  

    И  мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

   Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная

усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 – х героических лет провел Боря на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

Кинохроника

2-й рассказчик: Аркадий Каманин  он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза.  Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.

   Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
   После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

    Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

    До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

Кинохроника

     3-й рассказчик: Зину Портнову война застала ленинградскую пионерку  в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь, Витебской области. Ребята создали  организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она помогала партизанам вести разведку вражеских расположений в тылу.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Немцы схватили Зину, пытали, мучили – но она молчала. Не выдала ни места расположения партизанского отряда, ни его численности, боеспособности.

     Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Ей присвоено  звание  Героя Советского Союза.

Кинохроника

  4-й рассказчик: Саша Колесников учился в 3-м классе московской школы. Осенью 1943 г. Он сбежал из дома на фронт. Там он сказал, что у него все погибли, и его приняли воспитанником в танковый корпус.

    Необходимо было взорвать мост через реку, по которому к немцам шло боевое пополнение, боевая техника. Мост очень усиленно охранялся, к нему никак не могли даже подойти. Но  Саша забрался в ящик под  вагон и, проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили из реки, пытали, но ничего не добились и распяли на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в руки и ноги, молотком били  по пальцам. Но партизаны все-таки отбили его  у немцев. Саша долго лежал в госпитале. После войны он жил в Москве. Родина отметила  его подвиг высшей наградой. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Кинохроника

5-й рассказчик: В свои 12 лет Валя Котика, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Кинохроника

6- рассказчик: Надя Богданова. Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

    Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

    Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки

6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь… Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Кинохроника

7-й рассказчик: Марк Кротов  этому мальчику со столь выразительным именем были бесконечно благодарны наши летчики, которым приказали разбомбить вражеский аэродром. Аэродром находился в Ленинградской области, под Тосно, и тщательно охранялся гитлеровцами. Но Марксу Кротову удалось незаметно подобраться к аэродрому и подать нашим летчикам световой сигнал.

Ориентируясь на этот сигнал, бомбардировщики точно атаковали цели и уничтожили десятки вражеских самолетов. А до этого Маркс собирал для партизанского отряда продовольствие и передавал его лесным бойцам.

Маркса Кротова схватил гитлеровский патруль, когда он в очередной раз вместе с другими школьниками наводил на цель наши бомбардировщики. Мальчик был казнен на берегу озера Белого в феврале 1942 года.

Кинохроника

8-й рассказчик: Леня Голиков он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Кинохроника

  7-й рассказчик: Из письма пятнадцатилетнего бойца Петра Крылова матери. «…Меня посадили в чулан и сказали, что жить мне осталось одну

ночь. Дорогая мама, мне только шестнадцатый год  пошел и вся жизнь впереди, но все равно я решил фашистам ничего  не говорить. Пускай лучше убивают. Утром приходит солдат и требует  показать дорогу на Филимоново. Как сказали «Филимоново», так  у меня сразу в голове план сложился. Я согласился. Как стали  мы подъезжать к Филимоново, я даже вспотел, потому что  у самой околицы мины  были  заложены. Я сам видел, как наши саперы минировали дорогу. Спрашивают меня немцы: «как лучше тут проехать? И вот тут произошел взрыв. Но я, дорогая мама, остался жив, и только меня в голову ушибло…»

Кинохроника

1-й ведущий: Вся послевоенная молодежь знала этих юных героев. А  сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои  маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

Кинохроника

2-й ведущий: Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жен, матерей и детей.

1-й ведущий: И дети солдата понимали это и вставали на рабочие места своих отцов.

8-й рассказчик:  Из воспоминаний токаря  завода «Красный пролетарий» Ячменевой-Шиловой Т.П. .: «Пришла я на завод в июне 1942г. со школьной скамьи. Мне было 15 лет... В бригаде нас было девять человек: самому старшему не было и 18-ти, самому младшему - 12-13 лет. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания... Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая... Теперь понимаешь, что это был великий подвиг молодого поколения».

2-й ведущий: А Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады.

Кинохроника

9-й рассказчик: Тамаре Бурцевой  было 13, когда началась война. Вспоминая   жизнь в осажденном городе, она плачет до сих пор.

«Люди падали от голода прямо на улице - замерзали, умирали. Покойники были страшными: кости, обтянутые желтой кожей, не закрывающиеся рты. …Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки и мужчины. По «дороге жизни» тетя Сима вывезла меня и Лиду из города… в Тихвин… В поезде кормили. Многие блокадники умерли  в дороге от переедания, так как напрочь были лишены чувства насыщения. Я сама два года не знала сытости. Два года все время хотела есть…»

Война… и под набрякшим небом,

Уже не мысля ни о чем,

Давлюсь холодной пайком хлеба

Я над блокадным котелком…

Опять мне снится Пискаревка,

И снизу вижу я потом,

Как погребальная веревка

Еще колеблется над рвом…

Не караваи снятся хлеба,

Не колосистые поля.

А та, засеянная с неба,

Вся в ржавых брустверах земля.

Не снятся мне друзья живые,

С кем я лишения забыл,

А снятся только смерть не разделил…

1-й ведущий: У меня нет фотографий в черных рамках на стене. Мои родители не слишком часто говорят о войне, потому что родились уже после войны. Но моя бабушка никогда не смотрит фильмов о воине, боится, что не выдержит сердце…

1.Глянь на живых,

Пока они живые…

2.Запомни шрамы их и седину.

Их мужество в те годы грозовые

Спасло от рабства вольную страну.

3.Глянь на живых.

Они ведь смерть встречали.

И смерть поныне снится им порой.

4.Они грустят,

Они скорбят ночами

О тех друзьях, что спят в земле сырой…

5.И помни ты,

Живой и невредимый,

Довольный положеньем и судьбой,

Что мы до той поры

Непобедимы,

Покамест память павшего с тобой!

6.Вам, кому  ещё нет и 16

Вам, кто пока не знает, что такое война…

7.Посвящается.

Чтобы помнили…

Чтобы поняли…

Минута молчания

2-й ведущий: Сколько бы лет ни прошло со дня окончания Великой отечественной войны, это великое событие будет жить в наших сердцах, так же как наша память всегда будет хранить имена тех, кто отдал свои жизни, защищая Родину.

1-й ведущий: Вечная благодарность потомкам нашим защитникам, отвоевавших мир на земле.

1.Мир – это утро, полное света и надежд.

2.Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

3. Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

4. Мир – это жизнь!

Заключительная песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Шёл солдат"

Сценарий был составлен для подготовки и проведения мероприятия, посвященного Дню Победы. В ходе подготовки к празднику учащиеся выполняли творческие задания поискового и языкового характера. Можно исп...

Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"

Проводится в форме вечера для старшеклассников....

Литературно-музыкальная композиция "Маленькие солдаты Великой Отечественной"

Был использован краеведческий материал об участии детей Ставропольского края в Великой Отечественной войне....

Конспект литературно-музыкального ринга «О героях великой войны»

Конспект и презентация к литературно-мызыкальному рингу "О героях великой войны"...

«Спасибо солдатам великой войны»

СтихотворениеРощупкина Виктория, 07.04.2001гМАОУ «Гимназия №6»Руководитель: РощупкинаИрина Александровна...

Маленькие солдаты Великой войны

О детях воевавших в ВОВ...

Литературно-музыкальная композиция " «ЮНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Цель:   способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой  Отечественной войны, о  мужестве,  отваге  и  самоотверженности мальчишек и...