«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО)». Сценарий дефиле
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кудашева Людмила Ивановна

Мероприятие проходит в форме дефиле, которое требует предварительной подготовки и пошива костюмов. В дефиле могут участвовать как учащиеся, так и педагоги. Каждому найдётся дело по душе. А в результате интеграции разных учебных дисциплин и досуга происходит не простое «слоистое» или рядоположенное приращение информации, а формируется совершенно новая структура знания, более качественная, с новыми свойствами и воспитательными возможностями. Всё это постепенно превращается в систему, развивающую у детей интерес к учению, формирующую у них глубокие знания, обеспечивающую развитие творческой личности.Мероприятие проходит в форме дефиле, которое требует предварительной подготовки и пошива костюмов. В дефиле могут участвовать как учащиеся, так и педагоги. Каждому найдётся дело по душе. А в результате интеграции разных учебных дисциплин и досуга происходит не простое «слоистое» или рядоположенное приращение информации, а формируется совершенно новая структура знания, более качественная, с новыми свойствами и воспитательными возможностями. Всё это постепенно превращается в систему, развивающую у детей интерес к учению, формирующую у них глубокие знания, обеспечивающую развитие творческой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_kostyuma_na_rusi.10-21vv.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

История костюма на Руси. X-XXI вв.

(интеграция истории, технологии, МХК и ДО)

Автор Кудашева Людмила Ивановна,

Методист, педагог ДО

внеурочное мероприятие для 2-11 классов

Автор идеи и постановщик:

Кудашева Людмила Ивановна,

руководитель детского т/о «СПЕКТР»

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

г. Липецка

Липецк - 2017


История костюма на Руси. X-XXI вв.

(интеграция истории, технологии, МХК и ДО)

ЦЕЛЬ:         Развитие познавательного интереса к изучению истории, технологии и МХК через внеурочную деятельность посредством интегративного подхода.

Задачи:

  • Предоставление школьникам возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности: проектной, исследовательской, творческой.
  • Использование подиума театра моды исторического костюма как средства для развития аналитического образа мышления обучающихся.
  • Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма.
  • Воспитание эмоционально-эстетического вкуса обучающихся.

Оборудование:

1.        Музыкальное сопровождение на проход каждой модели.

2.        Акустическая система.

Оформление:

Импровизированный подиум.

Модели выходят на сцену, проходят по центру через зал и

 садятся в конце зала на отведённые места)

Под мелодию «Всегда» (Н.Кадышева) ведущие выходят на сцену).

Ведущий 1:         Д о б р ы й    д е н ь,   дорогие  гости!

Ведущий 2:         З д р а в с т в у й т е!  Сегодня мы с вами совершим небольшое, но очень  

в а ж н о е   путешествие: путешествие в  и с т о р и ю  русского костюма.

Ведущий 1:         Мы постараемся  рассказать и показать вам, какую одежду носили наши предки, какой фасон  складывался и почему.

Ведущий 2:         Итак, смотрите и слушайте!

(Звучит мелодия «Гусляр». Ведущие спускаются к мкрф  и начинают своё повествование).

Ведущий 1:         К X веку на территории Европы складывается Древнерусское государство со столицей в Киеве. Тесные связи Руси домонгольского периода с Византией и Западной Европой определили характер русского костюма, который, несмотря на свою самобытность, развивался в русле общего направления.

(1 модель на сцене:                 мальчик в  грубо связанной домотканной  рубахе, но искусно вышитой, в простых брюках, босиком, за плечами лапти, в руках – пучок пшеницы ).

Ведущий 2:         На формирование древнерусской одежды огромное влияние оказала суровая русская зима, занятия землепашеством и скотоводством. Поэтому основным материалом для изготовления одежды были льняные ткани, от грубого холста до тончайших полотен.

(Модель проходит по залу, поворачивается).

Ведущий 1:         Домотканная шерсть грубой выделки называлась  с е р м я г а, а цветные ткани получили название  к р а ш е н и н ы. Искусные мастерицы украшали одежду нарядной вышивкой, бахромой из ниток разного цвета, называемой  п е с т р я д ь ю. Крестьяне носили   онучи  с  л а п т я м и, обувь из лыка и берёзовой коры.                 (Уход).

Ведущий 2: Основой мужского костюма была  р у б а х а, подпоясанная узким поясом.

(2 модель:         мальчик в подпоясанной рубахе из дорогой атласной ткани, порты  из шёлка, заправлены в сапоги, на голове – шапка. Большие пальцы рук – за поясом).

Ведущий 1:         Рубаха шилась ниже пояса, но не ниже икры ноги. Почти все одежды надевались через голову, то есть, не были  р а с п а ш н ы м и, а имели спереди небольшой разрез.

(Модель начинает медленно двигаться по залу, поворачивается).

Ведущий 2:          Если бедные люди носили одежду из холстины и лапти, то богатые крестьяне использовали дорогие шёлковые ткани и высокие сапоги без каблуков.

(Уходит).

Ведущий 1:         Одежду киевских князей дополнял небольшой плащ – к о р з н о,  который на правом плече застёгивался  ф и б у л о й.

(3 модель:        мальчик в длинной оранжевой  рубахе, на левом плече – корзно,

на голове – обруч, на  ногах – сапоги, на поясе – меч и кошелёк).

Ведущий 2:         В Новгороде и Владимире корзно заменялся  шубой, которую носили внакидку. К поясу подвешивался   к о ш е л ё к – к а л и т а.                 (Уходит).

Ведущий 1:         Шло время. Русь освободилась от монгольского ига. (Звучит «Скоморох»). Росли границы государства, налаживались  экономические и торговые связи. Одежда становилась богаче и тяжелее. Появляется удлинённый  кафтан – т я г и л я й   со   стоячим воротником –  к о з ы р е м.

(4 модель: мальчик  в кафтане,  в тюбетейке, в сапожках. В руках – ларец.).

Ведущий 2:          Как следствие монгольского ига в русском костюме появились предметы восточного обихода: тюбетейка  (т а ф ь я)  и  пояса  (к у ш а к и). 

(Модель проходит по залу, поворачивается).

Ведущий 1:         Одежды этого периода шьют из привозных тканей: из Италии, Турции, Византии, Ирана, Англии, Франции. У знати в почёте бархат, парча, атлас ярких цветов. Но для народного костюма использовались ткани, изготовлявшиеся дома.         (Уходит).

Ведущий 2:         Женщины на Руси тоже носили рубаху, которая отличалась от мужской лишь длиной.

(5 модель:        девушка в кокошнике, в косе – лента, в длинной красной  рубахе, в душегрее, в туфлях на каблучке. В руках – зеркальце с ручкой, на пальчике платочек).

Ведущий 1:         Отличием женского костюма являлась  д у ш е г р е я, пошитая из дорогих тканей и отороченная мехом  Её носили  женщины всех  сословий и только в праздник. Вышивку  исполняли  шёлком  и   к а н и т е л ь ю,  кручёной золотой и серебряной нитью.

(Модель проходит по залу. Поворачивается).

Ведущий 2:         Женские причёски довольно просты. У девушек - длинные распущенные волосы, подхваченные тесьмой  или  лентой, а также косы, низко заплетённые на затылке.  На голове – к о к о ш н и к.  (Ждёт  следующую  модель). 

Ведущий 1:         Замужние женщины полностью скрывают свои волосы под головным убором:  ч е п ч и к о м - п о в о й н и к о м,  нарядным  к и к у,   платком - у б р у с о м. 

(6 модель: на девушке – понёва, поверх нарядный фартук, свободная кофта, в руках – крынка, на ногах – сапоги на широком устойчивом каблучке).

Ведущий 2:         Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали  п о н ё в у – юбку, которая закреплялась на талии шнуром – г а ш н и к о м. Понёву шили из пёстрых и ярких тканей.

(Модели делают круг по залу и уходят).

Ведущий 1:         Модель, которую вы видите, была продемонстрирована в Москве на выставке достижений народного хозяйства в 1997 году. Этот костюм принадлежит уроженке села Колыбельское Чаплыгинского района Липецкой области.                (Уходит). 

(Мелодия на выход боярыни, царя и царевны).

Ведущий 2:                 Костюм боярыни отличался пышностью и богатством.  Л е т н и к  убирался мехом. Иногда костюм весил 15-20 килограммов. Это придавало походке плавность и гордую осанку.

(7 модель: боярыня в бордовом сарафане, в летнике, руки - в муфте, бордовые сапожки)

Ведущий 1:          Головной убор украшался драгоценными камнями. На ногах – сапожки. Чело  к и ч н о е,  украшено  р я с н ы м и   жемчужными прядями с подвесками вдоль щек, спадающими на плечи.

(Модель проходит по залу и уходит).

Ведущий 2:         Царские одежды настолько ярки и богаты, что их сравнивали с «солнцем, убранным звёздами».

(8 и 9 модели: Царь с посохом и поодаль за ним царевна  выходят на сцену).

Ведущий 1:         Царское облачение состояло из  п л а т н а – длинного одеяния без воротника, с широкими рукавами. Сверху надевался круглый широкий воротник – б а р м ы. 

        (Царь проходит через зал, останавливается, ждёт царевнц).

Ведущий 2:         Шапка Мономаха представляла собой кованную золотом тюбетейку, обтянутую бархатом с драгоценными камнями, с собольей опушкой и крестом сверху. По-видимому это был подарок хана Узбека Ивану Калите.

(Царевна идёт через зал, подходит к царю. Оба  начинают движение по кругу).

Ведущий 1:         Костюм царевны состоял из царского платья. Линия застёжки борта, низ рукавов обшивались декоративной полосой. Голову украшал  убор, расшитый золотом, жемчугом, драгоценными камнями и самоцветами.        

                (Оба уходят).

Ведущий 2:  Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась.

(10 модель:         Колокольный перезвон. Входит митрополит с посохом и крестом в руках).

Ведущий 1:         Головным убором священнику служил белый или чёрный (в зависимости от сана)  к л о б у к. Во время службы надевали специальное облачение. С конца XVII века чёрный цвет стал считаться траурным.

(Священник медленно проходит через зал и уходит).

Ведущий 2:         Бояре, купцы, крестьяне сотни лет оставались при своём, исконно русском, лишь постепенно осваивая отдельные детали европейской моды.

Ведущий 1: В XVIII веке европейская мода шагает в Россию!

(11 модель:         Фейерверк. Появляется Император Петр I, в руках – грамота, читает).

Ведущий 2:         Замена русского платья на общеевропейский костюм произошла в начале XVIII столетия по воле Петра Первого и имела большое политическое значение. Это было одним из средств борьбы со старозаветным боярством. С трудом, со скрипом приживается новое. Иноземный костюм, спущенный сверху петровским указом, не пошёл дальше дворянского сословия.

(ПетрI проходит через зал. Останавливается).

Ведущий 1:         Пример в простоте одежды подавал сам царь. Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным  ж а б о,  и   к а ф т а н а  с расширенными полами. Наиболее распространённой формой шляпы была  т р е у г о л к а.  

(Останавливается, ждёт модель в костюме Екатерины).

Ведущий 2:           Женскому костюму периода царствования Екатерины II в 70-90 годы XVIII века характерны особая пышность и богатство.

(12 модель:         Выходит на сцену Екатерина II, в руках – веер).

Ведущий 1:         Придворные дамы носили широко декольтированные, приталенные платья на каркасной основе. Для каждого парадного выхода императрице готовилось новое платье.

(Модель проходит через зал. Петр I подаёт ей руку, делают круг, уходят).

Ведущий 2:         В Петербургских и Московских музеях хранятся тронные и свадебные наряды царственных особ. После дочери Петра I Елизаветы осталось 15 тысяч парадных платьев.                                 

(Петр I и Екатерина  уходят).

Ведущий 1:         В начале XIX века народный костюм остался почти без изменений. Но под влиянием французской моды девушки стали подпоясывать сарафаны под грудью.

(13 модель: Звучит мелодия «Я в садочке была». Девушка в зелёном сарафане и девушка в юбке и вышитой рубахе, у обеих в руках  корзинки, на  ногах полусапожки).

Ведущий 2:          Русская аристократия тоже увлеклась  античностью. Дамы носили прямые платья с завышенной талией, длинную юбку и узкий лиф, короткий  рукав - фонарик  и перчатки, на ногах туфельки без каблука.

(14 модель:         Появляется девушка в костюме Наташи Ростовой, в руках ридикюль).

Ведущий 1:         С XIX века в России регулярно выходят журналы мод, и российские модницы привозят платья из Парижа или шьют их по модным образцам.

(Наташа Ростова, вальсируя, проходит через зал. Потом уходит).

Ведущий 2:           Детский костюм отражал детали взрослого костюма, а мужской – вобрал  в себя военный дух того времени. В моде на балах –  вальс и  мазурка. 

(Звуки мазурки. Танцует детская пара, потом проходят по залу и уходят).

Ведущий 1:         Атрибуты и аксессуары  женского костюма несут дополнительную информацию о хозяйке платья, подчеркивая её вкус и индивидуальность.

(Мелодия из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово»).

(15 модель:         девочка в серебряном платье и шляпке-капоре, в руках ридикюль).

Ведущий 2:         В моде жабо, пуговицы, карманы, шляпки, перчатки, платки и сумочки. Лицо обрамляют локоны. Всё очень  женственно и возвышенно.

(Девочка проходит через зал).

Ведущий 1:         Поражение Наполеона в Отечественной войне 1812 года привело к поражению французской моды в России.                 (Делает круг и уходит)

Ведущий 2:         В 30-е годы  XIX  века утверждается пышность и помпезность русского аристократического костюма. Она является своего рода отголоском жестокой реакции в общественной жизни после расправы с декабристами. 

(Звучит «Романс» из к/ф «Метель»).

(16 модель:         девушка в пышном голубом платье медленно идёт по залу и читает роман).

Ведущий 1:         Снова в моде – приталенный  с и л у э т.  Платье украшено кружевом, бантами, воланами.  В моде – мечтательность и увлечение сентиментальными романами.  (Ждёт).

Ведущий 2:            Украшение кружевами и искусственными цветами делает светскую красавицу ослепительной. Тонкую талию подчёркивают пышность юбок и особый крой рукавов   б и д  е р м е й  е р.        (Продолжает звучать мелодия «Романса»).

(17 модель:                девушка в вечернем белом платье, в руках букетик цветов).

Ведущий 1:          Естественную красоту лица подчёркивает причёска из туго стянутых волос и свободных локонов с вплетёнными цветами. А как хороши украшения! Как не вспомнить слова  А.С. Пушкина: «Чистейшей прелести чистейшей образец».

(Обе модели делают круг и уходят).

Ведущий 2:         Вторая половина  XIX  века. В моду входит  т у р н ю р,  женский  силуэт в профиль S-образной формы.                 (Звучит «Вальс» из к/ф «Метель»).

(18 и 19 модели: появляются девушки в розовом платье с зонтиком  и в зимнем наряде с муфтой. Обе останавливаются на сцене. Через зал идёт девушка в розовом платье).

Ведущий 1:         Талия сзади несколько завышена и прямо от неё начинаются сборки, украшенные воланами. Огромную роль в костюме играют дополнения: перчатки, зонтик и маленькая шляпка.

(Модель проходит через зал и останавливается).

Ведущий 2:         В зимнем костюме турнюр заменён мягкой драпировкой. Костюм дополняют головные уборы, украшенные бантами или вуалью.

(Обе девушки поворачиваются и уходят).

Ведущий 1:                 Мода начала  XX  века – это новый ритм жизни. Стиль  м о д е р н,  то есть, новейший, современный. Появляются автомобили, фотография, кино. В парках играют духовые оркестры.        (Звучит вальс «Воспоминание» в исполнении духового оркестра).

(20 модель:         Появляется девушка в чёрно-оранжевом платье с цветком в руке. На голове большая шляпа с газовым шлейфом, украшенная цветами).

Ведущий 2:         Идеалом моды становится  женщина–цветок, женщина – украшение салонов и театров.                 (Проходит через зал. Уходит). 

Ведущий 1:         В начале XX века формируется тип самостоятельной женщины и костюм русской интеллигенции.  

(21 модель:         Мелодия «Время, вперёд!». Появляются три марксистки,

в руках одной из них – книга. Стоят на сцене, склонившись к книге, читают).

Ведущий 2:                   У женщин –  п а р о ч к а: тёмная юбка и светлая блузка. Одежда скромная, строгая, которая следовала общепризнанной моде, но при этом была удобной и доступной.

(Девушки-марксистки  пересекают зал и уходят. Мелодия продолжает звучать).

Ведущий 1:         Октябрьская революция изменила социальный состав общества. Исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности, а также слепое подражание западной моде.

(22 модель:         появляется девушка-революционерка в кожаной куртке, в красной косынке,

в сапогах, в руках – газета. Стоит на сцене, рука с газетой поднята.).

Ведущий 2:         Красный цвет, цвет знамени, приобрёл в это время важнейшее символическое значение в декоративном решении костюма. Кожаные куртки, прямые юбки, красные косынки, повязанные на лоб – одежда женщин.

(Модель решительно пересекает зал и останавливается).

Ведущий 1:         В обстановке хозяйственной разрухи и гражданской войны создавался новый человек, боец, герой, красноармеец-буденновец!

(23 модель:                 мальчик в шинели и будённовке с винтовкой в руках чётко выполняет команду «кругом», пересекает зал и останавливается рядом с революционеркой).

Ведущий 2:         Форма красноармейца – матерчатый   ш л е м,   ш и н е л ь,   с а п о г и. Старинные мотивы отделки петлицами удачно сочетались с красным цветом звезды на шлеме. Скромность и строгость  пролетарского народного костюма объяснялась тем, что, разрушая старый мир «гнёта и насилия», революционеры отреклись от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нём.

        (Уходят, делая круг по залу).

Ведущий 1:         Рациональный крой народного костюма и его декор сохранились едва ли не в первозданном виде.

Ведущий 2:         Поэтому   русский  к у т ю р ь е   Вячеслав Зайцев советует: «Нам в наследство оставлена жемчужина  народной мудрости – народный костюм. И его надо использовать повсеместно!».  

Ведущий 1:         И в заключении мы предлагаем вам посмотреть деловой стиль нашего современника, ваших ровесников, учеников  г и м н а з и и  № 19!

(24 – 33 модели:         Звучит мелодия «Сказочный бал». На сцену выходит шеренга старшеклассников, затем шеренга учащихся среднего звена. Становятся в два ряда. Выходят по одному на центр сцены, поворачиваются, проходят через зал, останавливаются).

Ведущий 2:  Перед вами брючный костюм, он подчёркивает строгость и элегантность.

Ведущий 1:         Брюки – это одна из 5 вещей, которые одели людей XX века. Брюки определяют свободу движений, а брючный костюм делает стройной любую фигуру.

Ведущий 2:    Жилет наряду с галстуком составляет яркую деталь делового стиля.

Ведущий 1:    Костюм «тройка» был и остаётся основной формой одежды деловых мужчин

Ведущий 2:        Удачно подобранные цвета пиджаков и брюк сохраняют за мужским костюмом стиль делового.

Ведущий 1:        Строгую деловитость этой мужской одежды подхватили женщины: появились прямые юбки, пиджаки на подкладке. Белый цвет блузок всегда делает костюм парадным.

Ведущий 2:         Синий цвет костюма наряду с чёрным считается цветом делового стиля.

Ведущий 1:        Звание гимназиста требует от учащихся соблюдение опрятного вида и ношение одежды делового стиля.

Ведущий 2:         Всё это в сочетании с причёской, обувью и походкой воспитывает человека нового тысячелетия.

(Модели делают круг по залу и уходят. Все Ведущие в это время поднимаются на сцену).

Ведущий 1:         Мы благодарим всех, кто совершил с нами путешествие в историю русского костюма. Хочется надеяться, что сегодня Вы узнали много нового и интересного.

Ведущий 2:         В показе моделей участвовали учащиеся 2-11 классов!

Ведущий 1:         Художники по костюмам  педагог дополнительного образования и учитель технологии!

Ведущий 2: _        Постановщик и музыкальный редактор педагог дополнительного образования!

Ведущий 1: А вели сегодняшнее шоу ученик 11 класса ____________________,  

Ведущий 2: И ученица 11 класса

Ведущие оба: До новых встреч,  друзья!

(Звучит мелодия «Всегда»)

__________________________________________________________________________

Список использованной литературы

  1. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2002. – 176 с.
  2. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности / Раиса Владимировна Захаржевская.-3-е изд.доп.-М.: РИПОЛ классик, 2007.-288 с.: ил.
  3. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. – 496с.
  4. Современная энциклопедия. Аванта+. Мода и стиль/Глав.ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 480 с.:ил.
  5. Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик; Худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 509 с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы дополнительного образования " История Отечества - в истории костюма ".

Данная программа может быть использована в качестве дополнительного образования учителями истории, МХК,а так же педагогами школьных музеев и всеми преподавателями, интересующимися этнографией....

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «В ИСТОРИИ КОСТЮМА - ИСТОРИЯ НАРОДА»

Данный проект связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями. История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме являе...

Практическое занятие по дисциплине История костюма по теме: Сравнительный анализ костюмов стран Древнего мира

Цель урока: Закрепить знания о составных частях костюмов Древнего мира, их характерных особенностях для стилизации современного костюма К уроку студенты должны знать: Характеристику материально-культ...

Фефилова Т.Ю. Звягина Л.Ю. Простые формы изучения сложных тем в истории костюма (на примере урока-игры «Костюм ханты»)

В статье описывается урок-игра "Апликация" по теме "Костюм ханты". Урок может быть проведен как на уроках истории и КНС, так и во внеурочных занятиях, а также в работе детских лагерей дневного пребыва...

Технологическая карта урока технологии 6 класс «История костюма. Женская рубаха Тамбовской губернии конца18 начала19 века ».

Класс: 6 «А»Время: 45 минутПедагогические целиЗакрепить знания по теме плечевое изделиеЗадачиобучения –  научить классифицировать плечевые изделия, познакомится с женским костюм...