Познавательная игра «ТРЯМ! ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
методическая разработка (7 класс) на тему

Ежегодно, 21 ноября, отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его 2 брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 году, в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру на нашей планете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tryam_zdravstvuyte.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа-интернат № 1

Основного общего образования г. Томска

     

«ТРЯМ! ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Познавательная игра

                                                                             Составила и провела:

Беляева И.И., воспитатель

 МБОУ школы-интерната №1

Томск-2017

«ТРЯМ! ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Познавательная игра

Ведущий.  Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы узнаем что-то новое и интересное о волшебном слове «Здравствуйте!». Ежегодно, 21 ноября, отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его 2 брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 году, в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру на нашей планете. Как вы думаете, почему? Если вам трудно ответить на этот вопрос, попробуйте разобраться, что означает

слово «здравствуйте». Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

Сегодня более 140 стран участвуют в этом празднике-игре. Смысл праздника – в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 человек. Главное – искренне, от души. Поэтому вы тоже можете стать участниками этой игры и сказать добрые слова при встрече с близкими и друзьями и знакомстве с новыми людьми. И будет очень хорошо, если такая игра превратится в норму вашего поведения в обществе. Как же можно поздороваться с человеком при встрече?

  • приветствия с помощью слов, которыми вы пользуетесь в жизни: привет, здравствуй, доброе утро, добрый день, рад тебя видеть, салют, добрый вечер, приятно познакомиться, очень рад знакомству;
  • приветствия на различных языках: здоровеньки булы, шалом, салам алейкум, гуд монинг, гутен морген; бонжур;
  • приветствия с помощью жестов: рукопожатие, кивок головой, поднять руку и помахать, поцелуй руки, снятие головного убора, военные отдают честь, прикладывая руку к фуражке, объятия, если люди давно не виделись.

Конкурс: «Поздоровайся со мной!»

Ведущий просит каждого поздороваться с ним с помощью слов и жестов. Участники конкурса разыгрывают следующие ситуации:

  • нужно поздороваться с ведущим, всем своим видом показывая пренебрежение, нежелание общаться;
  • участник должен поздороваться так, чтобы ведущий почувствовал его расположение и доброжелательность.

И участники, и наблюдающие за ситуацией должны понять, что при встрече необходимо не только поздороваться, но обязательно посмотреть на человека, улыбнуться, отчетливо, внятно произнести слова приветствия.

Ведущий. Владимир Солоухин когда-то сказал: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Поэтому не забывайте приветствовать людей еще и улыбкой. Когда вы разговариваете с кем-то, вы можете выразить жестом, взглядом, улыбкой свое отношение к нему. Но самому человеку улыбка, конечно же, тоже очень нужна. Не случайно существует поговорка: от улыбки человек становится красивее.

Конкурс: «Поздоровайся с другом!»

Несколько пар ребят должны поприветствовать друг друга, каждая новая пара должна использовать разные формы приветствий с помощью слов и жестов (мальчики могут надеть различные головные уборы, девочки могут взять в руку веер и т.д.)

Конкурс: «Пословицы о приветствиях, встречах и гостеприимстве»

Ведущий произносит начало пословицы, участники – ее продолжение:

  • По одежке встречают …(по уму провожают).
  • Каков привет …(таков ответ).
  • Приветливое слово… (гнев побеждает).
  • Доброе слово …(и кошке приятно).
  • Не дорог обед… (дорог привет).
  • Ласковое слово лучше…(мягкого пирога).
  • Своего спасибо не жалей, а чужого (не жди).
  • От доброго слова язык … (не усохнет).

Ведущий. В глубокой древности, когда люди еще не умели говорить, они иногда встречались друг с другом в лесу и что-то бурчали вместо приветствия (некоторые люди делают это и сейчас, но это очень невоспитанно).

Охотники на мамонтов вежливо поднимали копье или каменный топор и обменивались двумя словами. Здоровались и жители Египта, когда строили свои пирамиды, и индусы, и греки, и татары. Рабы приветствовали своих господ, господа дам, подданные рыцарей, рыцари – королей.

Стоило одному встретить другого, он его приветствовал: кто-то потому, что так было принято, кто-то из вежливости, другие – из уважения. Так люди и до сих пор здороваются. А если человек не поздоровался – это очень плохо. А если не ответил на приветствие – еще хуже. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное  ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Итак, ЗАПОМНИ!

  • При знакомстве нужно поздороваться и представиться.
  • Лучше полностью назвать свое имя и фамилию
  • После знакомства принято улыбнуться и сказать несколько вежливых фраз: приятно познакомиться, очень рад знакомству.

Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение «Здравствуйте»:

Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы: «Здравствуйте!»

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ведущий. Вот видите, вы поздоровались – и «на капельку радостней сделалась жизнь». Правда, многое зависит еще и от того, как вы поздоровались. Один мальчик жаловался, что с «этими здоровканьями – одни

неприятности». «Я, – говорит, – уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «здрасьте!» кричу. И мне же еще выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный – просто ужас!» Но вы бы видели, как Кеша здоровается. Бежит Кеша по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу ему школьная медсестра. Он на бегу бодро прокричал не то «дрась», не то «брысь» и помчался вперед. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало». Нет, поздороваться с человеком так, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире», тоже надо уметь. Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками можно произнести простое слово «здравствуйте!».  В одном случае оно звучит тепло, в другом – официально, в третьем – холодно, в четвертом – иронично, в пятом – вопросительно и т.д. Все зависит от ситуации и от воспитанности человека.

        

Конкурс: «Разноцветное слово «здравствуйте»

Ребятам предлагается произнести слово «здравствуйте» со множеством разных оттенков голоса, в зависимости от интонации слово «здравствуйте» может прозвучать:

  • официально (сухо, строго, по-деловому);
  • весело, по-дружески;
  • вопросительно (испуганно, недоверчиво);
  • пренебрежительно (без желания общаться);
  • грустно, печально;
  • уважительно (с почтением, с поклоном);
  • доброжелательно, бодро (оптимистично, в хорошем настроении).

Ведущий. В разные времена и в разных странах здороваются по- разному. Кто знает, как приветствуют люди друг друга в разных странах?

  • Русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.
  • Китайцы – кланяются друг другу.
  • Эскимосы выражают свое уважение и почтительность, поверит, что вы эскимосы, если вдруг где-то, встретив знакомого, вы высунете язык, вряд ли ваш знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз).
  • Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и, получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу – все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.
  • Самыми забавными и по сегодняшний день остаются приветствия африканских племен. Словами «я тебя вижу» обмениваются при встрече зулусы. Акамба в Кении в знак глубокого уважения плюет на встречного. В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава. Египтяне раньше интересовались: «Хорошо ли вы потеете?», а папуасы предлагали: «Дай я тебя всего обнюхаю!».
  • У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.
  • Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще высовывают язык.
  • Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.
  • Японцы предпочитают поклоны.

Ведущий. Почему военные, здороваясь, поднимают руку к шапке или фуражке? Послушайте такую историю. В давние времена рыцари были закованы в латы, а на головах носили шлемы с опущенным забралом. Здороваясь, они хотели видеть, кого они приветствуют. Поэтому и поднимали забрало. Рабы в Древнем Риме, встречая господина, должны были снимать шапку, чтобы показать бритую голову – знак рабства. Ну, а мушкетеры? Если бы они кланялись в своей широкополой шляпе, украшенной перьями, то даже носа не было бы видно. Поэтому они стали снимать шляпу элегантным движением.

Существует забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать «золотую середину» – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. Может быть, хорошие манеры – это «золотая середина», которую

нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов, натянутости в отношениях. По тому, как человек держится, как он ходит, садится, ест, как держит руки, какие слова произносит, судят об уровне культуры.

Этикет – это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и

многое понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Человек может говорить приятные слова, а его жесты, поведение говорят о его невоспитанности, могут даже оскорбить человека.

Этикет – это свод определенных правил: как поздороваться, как вступить в разговор, как вести себя за столом, как делать подарки.

Этикет позволяет поступать уважительно, доброжелательно, с доверием к людям.

Каковы основные правила приветствия?

  • Куда бы ни пришел вежливый человек: в школу, домой, в гости, – он всегда поздоровается. Даже тогда, когда он входит в кабинет к зубному врачу. А самое главное, он всегда поздоровается первым и сделает это сразу же.
  • Когда входишь в дом, в театр, музей, снимай головной убор (обязательное правило для мальчиков, юношей, мужчин).
  • Вежливый человек всегда пожмет протянутую руку. Но не забудьте: поздороваться нужно первым, но руку протянуть сами мы не можем, это право взрослых. Пожимая руку, не надо стараться при этом показывать всю свою силу. Нельзя ни в коем случае здороваться сидя, нужно встать. Пожимая руку, мы не косимся по сторонам, а смотрим прямо в глаза тому, с кем здороваемся.
  • Если на улице холодно и у вас на руках перчатки, что делать? Нельзя протягивать руку в перчатке тому, кто без перчаток. Но если взрослый в перчатках, то вы тоже можете их не снимать.

Вот история происхождения правила снимать перчатки.

Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал на себя тяжелые латы, железные рукавицы, железный шлем с забралом, закрывая им лицо. Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь, снимает шлем и держит его в руке. «Я тебя не опасаюсь, – говорит он этим жестом, – моя голова открыта, потому что я доверяю тебе». А, сняв железную рукавицу, человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Да к тому же в железной рукавице непросто было пожать руку.

Конкурс: «Познакомься»

Представьте, что вы – отличник, хулиган, спортсмен, рыцарь. Вы пришли в новый класс. Вам надо познакомиться.

Конкурс: «Найди ошибки!»

  • Ученик подходит к взрослому (руки в карманах, жует) и говорит «Здравствуйте!»
  • Мальчик сидит дома на диване и смотрит телевизор. Входит мамина знакомая. Мальчик, повернувшись, говорит «Привет!» и поворачивается обратно к телевизору. (Мальчик должен встать, подойти к гостье, сказать «здравствуйте, тетя Маша!», предложить сесть, узнать, не мешает ли ей телевизор.)
  • Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с человеком, которого вы не знаете, и приостановился, чтобы спросить как дела? Вы, не здороваясь и не останавливаясь, пошли дальше. (Если здоровается ваш товарищ, следует поздороваться и вам. Надо пройти немного в сторону, чтобы не мешать беседе, и остановиться, чтобы подождать товарища.)
  • В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы видите своего классного руководителя. Проходя мимо, вы вежливо с ним здороваетесь: «Здравствуйте, Мария Петровна!» (Обязательно надо поздороваться со всеми учителями, а на Марию Петровну можно выразительно посмотреть, улыбнуться или чуть- чуть склонить голову).
  • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. «Привет, Коля, Леха, Андрюха!» – закричали вы на весь автобус и начали проталкиваться вперед, бурча под нос, что все мешают. (Если вы увидели знакомых в автобусе, в библиотеке, на другой стороне улицы, то следует их поприветствовать, при условии, что они вас заметили. Кричать во весь голос, так, что люди начинают в испуге оборачиваться, не стоит. Вы можете помахать им рукой, улыбнуться, слегка поклониться.)

Игровое задание: «Разыграем ситуацию»

Оригинальное знакомство

Играющие становятся в круг. Каждый придумывает себе иностранное имя или любой псевдоним и, сделав шаг вперед, представляется. Например: «Я – Иван-царевич». Кроме того, надо придумать жест, сопровождающий ваши слова и соответствующий образу. Например, вы представились и хлопнули в ладоши. Как только представился первый человек, второй должен повторить

имя и жест первого, а затем представиться самому. Третий повторяет имя и жест первого, имя и жест второго, а затем сам представляется, сделав какой-нибудь жест. И так по кругу несколько раз. Выигрывает тот, кто запомнил самую длинную цепочку имен и жестов.

Викторина.

  • Назвать стихи, рассказы, фильмы, где употребляется слово «Здравствуйте» («Здравствуйте, я ваша тетя», «Трям, здравствуй»…).
  • Кто здоровается и называет себя первым, если встретились:

-младший и старший? (первым здоровается младший)

-мальчик и девочка? (первым здоровается мальчик)

-два мальчика? (первым здоровается тот, кто лучше воспитан)

-девочка и пожилой мужчина? (девочка здоровается первой)

Сказочные вопросы.

  • Какой сказочный герой здоровался такими словами: «Приветствую тебя, о прекрасный мудрый отрок!», к кому он обращался? (Старик Хоттабыч к Вольке
  • Кто обращается к герою со словами: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» (Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане»).
  • Герой, какой сказки говорил: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна?» – старик в «Сказке о рыбаке и рыбке»
  • В одной сказке медвежонок придумал страну тили-мили-трямдию. Что означает по тили-мили-трямски слово «трям»? – здравствуйте (С.Козлов «Трям, здравствуйте!»).

В конце мероприятия показ мультфильма «Трям, здравствуйте!».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зайцева, О. В. Встретим праздник весело [Текст] / О. В. Зайцева, Е. В. Карпова. – Ярославль : Академия развития,1999. – 53 с.
  2. Колоскова, Н. Е. Это многоликое «Здравствуйте!» [Текст] / Н. Е. Колоскова // Внешкольник. – 2005. – № 11. – С. 8–14.
  3. Кузнецова, Э. Г. Игры, викторины, занимательные уроки в школе [Текст] / Э. Г. Кузнецова. – Москва : Аквариум, 1998. – 61 с.
  4. Погодина, А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире [Текст] / А. Погодина // Первое сентября. – 2002. – № 11. – С. 13–15 Прил «История».
  5. Страны мира [Текст] : справочник-путеводитель / ред.-сост. О. А. Хорошев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 286 с.: карты. – (Страны и народы мира).
  6. Шмаков, С. А. Досуг школьника. [Текст] / С. А. Шмаков – Липецк, 1993. – 178 с.
  7. Яновская, М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] / М. Г. Яновская. – Москва, 1974. – 137 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо!»

Игра-путешествие по этикету  «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо!» для учащихся 3-5 классов...

Игра-викторина "Здравствуй, зимушка-зима"

ВОСПИТАТЕЛЬСКОЕ ЗАНЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ЗИМЕ В ВИДЕ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ....

Познавательно - творческий проект «Здравствуй, славная осень!»

. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, в а...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...

Танец с платочками. Игра -приветствие "Здравствуйте , ладошки"

Группа раннего возраста.Танец с платочкамиИгра - приветствие «Здравствуйте, ладошки!»Цель: развитие личности ребенка раннего дошкольного возраста на основе использования в практике во...

Познавательно-творческий проект « Здравствуй, Осень золотая!!!!»

Познавательно-творческий проект « Здравствуй, Осень золотая!!!!»...