Информационно-коммуникационные технологии и цифровые ресурсы на уроках технологии
статья по технологии по теме

Панюков Юрий Анатольевич

Информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы как средство реализации целей образования на уроках технолгии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_i_cifrovye_resursy.doc34 КБ
Office presentation icon itk_i_cifrovye_resursy.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Ю.А. Панюков, учитель технологии

МБОУ «Излучинская ОСШ №1»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Использование информационных технологий в планировании и организации проектной деятельности учащихся, представляет учителю широкие возможности. Необходимость использования компьютеров в технологическом образовании обусловлена тем, что с помощью компьютера значительно легче проводить исследования, находить и хранить информацию, моделировать и решать другие задачи.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и чётко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.

В проектной деятельности актуальна проблема организации самостоятельной  (индивидуальной или в группе) исследовательской деятельности учащихся. Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик приобретают новое (пусть даже субъективно новое) знание и приобретают навыки самостоятельного приобретения нового знания. Это могут быть несложные наблюдения или серьёзные логико-теоретические исследования. При различных методических особенностях их объединяет общий подход к познаваемым объектам.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности в первую очередь необходимо решать задачу проектирования исследования.

Для применения информационных технологий в процессе обучения преподаватель, планирующий внедрение компьютеров на своих уроках должен иметь достаточный выбор демонстрационного материала, поэтому создание программного обеспечения учебного назначения весьма актуально. Учащиеся под руководством учителя должны произвести отбор материала, найти оптимальный способ представления информации, оформить проект средствами компьютера.

Работа учеников организована в соответствии с индивидуально-коллективным способом обучения, соответствующим творческой природе человека: кроме занятий, на которых участвуют все ученики единовременно, вся остальная учебная деятельность рассматривается как сочетание индивидуальной работы ученика с учебным пособием (за компьютером) и его работы в диалоге с товарищами.

Творческие задания должны быть направлены на реализацию следующих потребностей учащегося:

- уважения желания учащегося работать самостоятельно;

- умение воздержаться от вмешательства в процесс творческой деятельности учащегося;

- предоставление учащемуся свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели;

- поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.

        В моей практике использование ИКТ и ЦОР в исследовательской деятельности при работе над творческими проектами учащихся на уроках технологии и во внеурочное время выглядит следующим образом:

1 этап: « Поиск проблемы и определение потребности»

  1. Поиск информации в сети Интернет во внеурочное время (с использованием либо домашнего компьютера, либо школьной сети в регламентированное время).
  2. Использование ЦОР, имеющихся в наличии в кабинете технологии, в урочное и внеурочное время.

2 этап:  «Набор первоначальных идей и их проработка»

  1. Поиск информации об аналогах в сети Интернет.
  2. Использование ЦОР, имеющихся в наличии в кабинете технологии, в урочное и внеурочное время.

3 этап:  «Подготовка пояснительной записки»

  1. Использование средств Microsoft Office для создания пояснительной записки.
  2. Использование ЦОР и фотоархива кабинета, в урочное и внеурочное время.

4 этап: « Представление проекта»

  1. Создание презентаций и рекламных проспектов (Power Point, Publisher, Adobe Photoshop, 3D Studio Мах, Corel Draw, Flash MX)
  2. Использование ЦОР и фотоархива кабинета, в урочное и внеурочное время.

Многие творческие проекты моих  учащихся до настоящего времени используются в учебном процессе, хотя сами ученики уже давно стали выпускниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.

Основная цель изучения иностранного языка в общеобразовательной школе - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к меж...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В настоящий момент происходят глубокие из...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Процесс использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов на уроке и во внеклассной работе по английскому языку.

Процесс использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов на уроке и во внеклассной работе по английскому языку....