Кулинария: консервирование.
элективный курс по технологии (9 класс) по теме

Консервипрование сегодня - для одних увлечение,  для  других - надежное подспорье и возможность экономии семейного бюджета. Цель программы - сформировать у учащихся знания и умения по консервированию, которые пригодятся им в будущей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_kulinariya_konservirovanie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Ханымей Пуровского района

Учитель технологии Иващенко Татьяна Михайловна

Программа элективного курса

«Кулинария: консервирование»

9 класс

Пояснительная  записка

        Консервирование сегодня для одних – увлечение, для других – надежное подспорье  и возможность экономии  семейного бюджета. В нем все: полет мысли и буйство фантазии, мастерство рук и практическая ценность – удивительное сочетание полезного и приятного.

        Постижение его основ становиться для многих людей насущной потребностью.  Все новые и новые владельцы земельных участков, движимые народной мудростью – что посеешь, то пожнешь, ежегодно вливаются в ряды беспокойных садоводов и огородников. Награда за их нелегкий труд, помноженный на опыт и знания, - богатые урожаи – гарантия достатка, разнообразного рациона и источник морального удовлетворения. Но не только возделанная земля, а и леса, реки, озера, одним словом, дикая природа, благосклонно открывает человеку свои щедрые дары. Все это выращенное и собранное, а, кроме того, откормленное на своем подворье богатство необходимо сберечь на долгие зимние месяцы. И потому в ожидании первого дыхания зимы те, для кого заготовки представляют исключительно гастрономический интерес, и те, кто находят в консервировании немалое удовольствие, принимаются за работу.  День ото дня полнятся их припасы не невзрачными консервами отечественной промышленности, не яркими, внешне привлекательными, но нередко сомнительного качества консервами зарубежного производства, а своими, домашними, хранящими аромат лета и тепло человеческих рук.

        Цель программы – сформировать у учащихся знания и умения по консервированию, которые пригодятся им в будущей жизни;

- применить их на практике, дать возможность почувствовать связь времен и ощутить ценность опыта, накопленного веками.

Задачи:

- сформировать знания о возможностях сохранения продуктов посредством консервирования;

- сформировать знания о способах консервирования, технологических операциях;

- вооружить умением  выполнять заготовки;

-  научить пользоваться дополнительной литературой;

- ознакомить с энергетическим потенциалом продуктов;

- воспитывать уважение к обычаям и традициям национальной кухни;

- сформировать знания и умения по соблюдению норм санитарии и гигиены, безопасного труда.

        Овладение школьниками содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий.

        Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, вызывающие познавательный интерес и содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей обучения. В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путем» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.

        Изучение курса включает в себя чтение лекций, беседы с учащимися, практические и проверочные работы.

        Продолжительность обучения: первое полугодие.

Содержание программы реализуется на занятиях в виде урока, который проводится один раз в неделю.

        Учащиеся должны иметь представление о:

 - способах консервирования и технологических операциях;

- применяемой таре, инвентаре и оборудовании;

- способах хранения, замораживания, сушки, консервирования сахаром, молочной и уксусной кислотой и в натуральном виде.

        Учащиеся должны уметь (пользуясь дополнительной литературой):

        - приготавливать сиропы, рассолы  и маринады;

        - использовать необходимую тару, оборудование и инвентарь;

        - выполнять технологические операции по консервированию.

Тематический  план

Название темы

Количество часов

1

Способы консервирования.

Технологические операции.

1

2

Пряности и приправы.

Приготовление сиропов.

2

3

Тепловая обработка консервов.

1

4

Тара, инвентарь, оборудование.

1

5

Овощи, плоды и ягоды: хранение продуктов в свежем виде, замораживание, сушка.

3

6

Консервирование сахаром (варенье, повидло, мармелад, желе, джем, конфитюр, пастила, цукаты, смоква, пюре, компоты, сиропы)

3

7

Консервирование молочной кислотой (квашение, мочение, соление)

1

8

Консервирование уксусной кислотой (плодово-ягодные  и овощные маринады)

1

9

Консервирование в натуральном виде (овощи, плоды и ягоды натуральные)

1

10

Закусочные консервы

1

11

От меню до этикета

1

12

Заслушивание рефератов, сообщений и других работ учащихся.

1

Итого

17 часов

Программа

  1. Способы консервирования. Технологические операции – 1 ч

Сохранение продуктов на длительное время: замораживание, сушка, консервирование, маринование, соление, мочение, квашение, вяление, копчение.

Независимо от способов переработки продуктов, консервирование включает ряд общих приемов и процессов (технологические операции): сортировка, мойка, обсушивание, очистка и измельчение,  бланшировка,  обварка, пропаривание, наполнение банок.

  1. Пряности и приправы. Приготовление сиропов – 2 ч

Пряности и приправы, используемые в консервировании: сахар, соль, уксус, лимонная кислота, ванилин, горчица, лавровый лист, перец (горький и душистый), гвоздика, корица, укроп, эстрагон, чабер, базилик, кориандр (кинза), зелень петрушки и сельдерея, хрен, каперсы, настурция, бархатцы.

Приготовление и осветление сахарного сиропа. Приготовление рассолов разной концентрации.

  1. Тепловая обработка консервов – 1ч

Прогревание – процесс тепловой обработки консервов: водяной прогрев, способ горячего разлива, способ горячей заливки, причины порчи консервов, хранение консервов.

  1. Тара, инвентарь, оборудование – 1ч

Основные виды тары: стеклянная, деревянная, из полимерных материалов, металлическая. Инвентарь для укупоривания консервов: крышки жестяные, с зажимами, с винтовой нарезкой, полиэтиленовые, пробки. Приспособления и оборудование для мойки, измельчения массы и объема продуктов, измерения температуры и времени, обработки плодов, овощей и ягод, извлечения сока, сушки, обработки мяса и рыбы.

  1. Овощи, плоды и ягоды: хранение продуктов в свежем виде, замораживание и сушка – 3ч

Температурный режим хранения, питательная ценность. Оборудование для замораживания, способы, тара, хранение замороженных продуктов.

Условия и приспособления, необходимые для сушки; факторы, влияющие на качество сушеных продуктов. Способы и приемы сушки. Условия хранения и тара, использование сушеных плодов и ягод.

  1. Консервирование сахаром  (варенье, повидло, мармелад, желе, джем, конфитюр, пастила, цукаты, смоква, пюре, компоты, сиропы) – 3ч

Сырье, технология приготовления, тара, инвентарь, определение готовности, хранение.

  1. Консервирование молочной кислотой ( квашение, мочение, соление) -1ч

Химические процессы. Пряности и приправы. Условия получения качественных консервов. Квашение – сырье, технология квашения, тара, хранение. Мочение – сырье, технология мочения, способы, тара, хранение. Соление – сырье, технология соления, тара, хранение.

  1. Консервирование уксусной кислотой (плодово-ягодные и овощные маринады) – 1ч

Маринование – распространенный способ заготовки овощей, плодов и ягод. Условия получения качественных консервов.  Тара и инвентарь. Маринад: сырье, технология, хранение

  1. Консервирование в натуральном виде (овощи, плоды и ягоды натуральные) – 1ч

Заготовки в собственном соку либо в соке (пюре) других плодов – максимальное сохранение ценных питательных свойств и вкусовых качеств исходного продукта. Сырье, технология, тара, хранение.

  1. Закусочные консервы – 1ч

Закусочные консервы – условное название большой группы консервов, включающей фаршированные овощи, всевозможные виды икры, лечо, овощные ассорти. Сырье, технология, укупоривание и хранение.

  1. От меню до этикета. – 1ч

Порядок составления меню. Предметы сервировки стола. Некоторые правила этикета.

        12. Заслушивание рефератов, сообщений и других работ учащихся. -1ч

Литература

Н.В.Кудрина «Книга о консервировании», Рыбинск, «Вече», 1998г

Бриджет Джонс «Сладкое консервирование» М «Мой мир» 2006г

Т.В.Лагутина «Искусство общения» М «Мой мир» 2007г

Календарно-тематический  план

Название темы

Дата проведения

Кол-во час (всего)

В.т.ч. теория

В.т.ч. практика

Форма проведения занятия

Образовательный продукт

по плану

Фактически

примечание

1

Способы консервирования.

Технологические операции.

1

1

Лекция

Знакомство со способами консервирования и технологическими операциями

2

Пряности и приправы.

Приготовление сиропов.

2

1

1

Беседа, п\р по пригот сиропа рассола

Изучение применяемых в консервировании пряностей и приправ и правил приготовления сиропов и рассолов

3

Тепловая обработка консервов.

1

1

Лекция

Способы и приемы тепловой обработки консервов

4

Тара, инвентарь, оборудование.

1

1

Беседа

Применяемое при консервировании оборудование, тара, инвентарь

5

Овощи, плоды и ягоды: хранение продуктов в свежем виде, замораживание, сушка.

3

2

1

Беседа, п\р

Особенности сохранения качественных продуктов

6

Консервирование сахаром

3

2

1

Беседа, п\р

Варенье, повидло, мармелад, желе, джем, конфитюр, пастила, цукаты, смоква, пюре, компоты, сиропы

7

Консервирование молочной кислотой

1

1

Беседа

Квашение, мочение, соление

8

Консервирование уксусной кислотой.

1

1

Беседа

Плодово-ягодные  и овощные маринады

9

Консервирование в натуральном виде (овощи, плоды и ягоды натуральные)

1

1

Беседа

Овощи, плоды и ягоды натуральные

10

Закусочные консервы

1

1

Беседа

Заготовка закусочных консервов

11

От меню до этикета

1

1

Беседа

Правила поведения

12

Заслушивание рефератов, сообщений и других работ учащихся.

1

1

Сообщения уч-ся

Умение защищать свое мнение

Итого

17

13

4

Учитель Иващенко Т.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кулинарии 6 класс "Консервирование овощей"

Урок - путешествие для 6 класса по кулинарии "Косервирование овощей"  - практическая работа "Заготовка капусты "здоровье"...

консервирование продуктов

Презентация для проведения урока технологии в 8 классе по теме "Консервирование". Различаются виды консервированных продуктов...

Методическая разработка урока по технологии, раздел кулинария. Тема: "Кулинария. История возникновения кулинарии".

Данная методическая разработка познакомит учащихся с историей возникновения кулинарии и когда на земле появились первые повара....