урок швейного дела "Кубанский народный костюм"
методическая разработка (технология) по теме

урок швейного дела на тему "кубанский народный костюм" для 5 класса. В ходе урока учащиеся знакомятся с народами, населяющими Краснодарский край, их национальными костюмами, осуществляется знакомство с кубанским национальным костюмом, мотивами и орнаментами украшавшими одежду кубанцев и предметы интерьера, учащиеся учатся  украшать блузку, используя орнаменты  различной тематики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shveynogo_dela.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ШВЕЙНОГО ДЕЛА

ТЕМА: Кубанский народный костюм.

Цели урока:

Познакомить учащихся с  кубанским народным костюмом, символическим значением кубанского полотенца, мотивами орнамента на одежде.

Развивать эстетический художественный вкус, творческую активность, навыки работы и умения выполнять действия по заданному алгоритму в аппликации.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к малой Родине и её культуре.

Методы обучения: иллюстративно-словесный,  практический

Оборудование:

Мультимедийный проектор, кубанские полотенца,  цветная бумага,  трафареты (женская фигура, птица, конь, древо и др.), ножницы, ватман,  клей ПВА, линейка, карандаш.

Форма организации урока – работа в творческих группах.

Ход урока:

Организационный момент.

 Друзья  мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

II. Сообщение ТЕМЫ и ЦЕЛИ УРОКА.

III. Беседа учителя.

-Как называется регион, в котором мы с вами проживаем?

- Краснодарский край. Кубань. Вот как ласково называют нашу землю россияне.

- Люди, каких национальностей проживают на территории края?

- Так сложилось, что исторически на территории Краснодарского края проживают представители более чем 124 этнических общностей. Однако, этноареальный характер расселения имеют 12 групп: русские, украинцы, армяне, адыгейцы, черкесы (кабардинцы), немцы, греки, молдаване, чехи, ассирийцы, эстонцы, грузины. Еще 5 малых этнических групп (болгары, курды, турки, хемшилы, крымские татары) живут компактно внутри сел с полиэтническим составом.

русские (4 300 451 чел.)

украинцы (195 883 чел.)

адыгейцы (116 234 чел.)

черкесы (3 800 чел.)

кабардинцы

армяне (182 217 чел.)

греки (29 898 чел.)

немцы (31 751 чел.)

молдаване (7881 чел.)

чехи (1 247 чел.)

ассирийцы (1 853 чел.)

эстонцы (1 678 чел.)

грузины (12 748 чел.)

болгары (3 696 чел.)

курды (2 524 чел)

турки (2 135 чел)

крымские татары (17 217 чел)

Каждый народ имеет свою культуру, свои традиции, у каждого народа имеются свои национальные костюмы, в которых нашли отражение быт, основные виды деятельности народа.

Давайте с вами посмотрим, что представляют собой народные костюмы народов, населяющих Кубань.

СЛАЙД

Народные костюмы любого народа имеют богатые украшения в виде вышивки, накладных украшений, выполненных из драгоценных металлов, головные уборы имеют богатое убранство, обувь носит только национальный характер.

Слайд        (украинский и русский костюм)

Слайд     (кубанский костюм)

Традиции южнорусской и украинской культур нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме и мужской не форменной одежде. Надо отметить, что форменный костюм для казаков был единый и состоял из черкески, бешмета или чекменя, брюк, сапог и в зимнее время бурки и башлыка. Традиционный женский казачий костюм сформировался ко второй половине XIX века, в нем сильны традиции украинской народной одежды. Основой этого женского костюма является рубаха, которая шилась из домотканого льняного, конопляного холста или белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Рукава, ворот, манжеты и нижняя часть подола обычно были богато орнаментированы вышивкой. Орнамент цветочный, растительный, геометрический. Покрой рубахи прямой свободный. Низ подола часто украшался мережкой, прошвой, техника вышивки – крест. Головными уборами казаков были шапки-папахи из овчины. В XIX веке они были высокими с суконным красным верхом и кантом. В начале XX века стали шить низкие папахи-кубанки. В летнее время разрешалось носить соломенную шляпу в форме котелка – так называемую «брыль». В линейных кубанских станицах в женской народной одежде был популярен сарафан и головные уборы – кокошники.

СЛАЙД  (изделия)

-  На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки. Уже в 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Обязательными предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни, бочки для  отбеливания холста. Холсты ткали не только для себя,  но и для продажи.  Наши предки были земледельцами,  поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. Наиболее древнее сочетание цветов – белый и красный. Красный цвет – символ плодородия. Красители делали из природного материала. Нити для вышивки красили соком красных ягод. В народной вышивке на Кубани преобладает орнамент с пышными цветами, ягодами. Характерной чертой является симметричное построение узора. На ритуальных полотенцах встречается орнамент с текстом пословиц, поговорок, молитв. Большинство вышитых изделий вышито крестом, реже – гладью. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин.

СЛАЙД           Словарь:

Рушник – полотенце (вышитое и тканое)

Подзор – это полоса из конопляных или других х/б тканей, размером от 30-50 см по ширине и 1 м 80 см – 1 м 95 см по длине – пришивали по краю простыни.

Мотив – это мелкая структурная единица. При последовательном чередовании одного и того же мотива получается орнамент.

Учитель.

Орнаменты Кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды:

СЛАЙД

 Геометрический

 Растительный

 Животный

 Предметный

 Смешанный.

СЛАЙД

Каждая линия каждый знак были полны смыслом.

Прямой линией обозначали поверхность земли.

Волнистой горизонтальной – воду.

Волнистой вертикальной – дождь.

Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.

Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну.

Женская фигура символизировала образ матери-земли.

Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие.

Птица – символ счастья, богатства и радости.

IV. Физминутка. Народная игра «Подкова» Старинное кубанское поверье:

« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./

- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Украшение блузки кубанским орнаментом.

А теперь ребята я предлагаю вам украсить кубанским орнаментом рубаху, фартук. Свои идеи вы воплотите на бумаге, а когда научимся выполнять вышивку гладью, крестом, тогда украсим свою одежду красивой вышивкой в народном стиле.

Давайте посмотрим,  как наши предки делали из невзрачной белой рубахи целые произведения искусства.

Работа по слайдам практической работы.

Расположение орнамента на изделии.

К нам в гости пришли куклы,  они хотят похвастаться своими нарядными костюмами. Это русские народные костюмы, украинские костюмы. Но одна милашка хочет нарядиться в кубанский праздничный костюм. Давайте ей поможем.

Всё необходимое у вас есть на столах: шаблон рубахи, фартука, трафареты орнамента. Ваша задача украсить рубаху, фартук импровизированной вышивкой.

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ КЛЕЕМ.

РАБОТА УЧАЩИХСЯ

ЦЕЛЕВЫЕ ОБХОДЫ:

- контроль правильности выполнения задания

-контроль качества выполнения задания

- соблюдение правил безопасной работы

ВЫСТАВКА РАБОТ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ СВОЕГО ИЗДЕЛИЯ.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

СЛАЙД

Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.

Учитель.

- Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.

РЕФЛЕКСИЯ.

Урока время истекло

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло,

И поработали ударно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"

Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Отделка швейных изделий" с презентацией

Разработка урока швейного дела, тип урока - комбинированный, (7 класс) по теме "Отделка швейных изделий" содержит вопросы  для повторения пройденного материала по конструированию, видам одежды, ...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"...