урок 5класс «Выполнение простейших ручных швов»
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Мальченко Мария Леонидовна

Раздел: «Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов».
Тема урока: 
 «Выполнение простейших ручных швов».

Тип урока: урок открытия нового знания.

урок  построен в соответствии с ФГОС, используются информационно-коммуникативные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malchenko_m.l_urok_.rar14.61 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по «Технологии»

Ф.И.О.

Мальченко Мария Леонидовна

Место работы

МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск Пуровского района

Должность

учитель

Предмет

технология

Класс

5

Тема и номер урока в теме

  урок №2 «Выполнение простейших ручных швов»  

Базовый учебник

В.Д.Симоненко

раздел

«Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов».

Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

   Образовательные:

 - способствовать формированию и развитию умений и навыков по выполнению           простейших ручных швов для вышивки;

- создать условия для формирования знаний по проектированию изделий, умений проектирования изделия из текстильных материалов.

   Развивающие: развивать инициативу и творчество учащихся, умение действовать рационально;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

-развитие творческих, художественных способностей; расширение кругозора.

 - способствовать развитию двигательной сферы ( овладение моторикой мелких мышц пальцев, развить двигательную сноровку, соразмерность движений);

- способствовать  формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать желание учиться и делать открытия; интерес к декоративно - прикладному искусству; прививать эстетический вкус, аккуратность, культуру труда, организации рабочего места, экономное отношение к использованию сырья и материалов,

воспитывать умение слушать других.

Профориентационные - воспитывать уважение к работающему человеку.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

внутренняя позиция школьника;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

-способность и умение учащихся производить технологические  действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:

- умение планировать свои действия в процессе освоение ручных вышивальных швов;
-навыки контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- навыки самоконтроля, умения сравнивать, анализировать, принимать решения и аргументировать их.

 Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник: Технология. Технология ведения дома: 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2013.-192с.   Образцы объектов труда.                      

Материально-техническая база:

- инструменты, приспособления для вышивания;

-ткань для вышивания;

- нитки мулине.

Тип урока: комбинированный - открытие новых знаний, проектирование.

  Основные этапы урока:

-мотивация

 -активизация

 -актуализация проблемы, целей, задач урока

 -построение проекта

  -включение в систему новых знаний

  -первичное закрепление

  -рефлексия

                                                    Ход урока

1Мотивация:

    Подготовка учащихся к уроку.

2Активизация: повторение пройденного материала. Используется игровая форма

передай вопрос другому:

  - Правда ли, что вышивка является самым старинным видом рукоделия?

 -Какие нити применяли для вышивания?

 - Что скрывают курганы?

 -На какие виды делится вышивка?

 -Каким ремеслам обучали девочек с ранних лет?

  -Перечисли инструменты и  приспособления для вышивания

 -Как правильно отмерять длину нити, способы  

 -  Как ухаживать за изделиями с вышивкой.

3.Актуализация проблемы, целей, задач урока. 

    Изложение нового материала (рассказ и показ приемов работы) (слайд)

  Основой любой вышивки являются  простые ручные швы. Рассмотрим некоторые из них.

      Шов «вперед иголка» выполняют по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Это ряд стежков, состоящих из видимой нитки и пропусков одной длины. Шов выполняется по счету нитей или по рисованному контуру. Применяют  для украшения одежды, предметов домашнего обихода.

      Шов «Шнурок» выполняют в два приема - сначала прокладывают шов «вперед иголку», после этого иглу с ниткой другого цвета подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если наоборот - получится другой стежок.

     Стебельчатый шов – это сплошной ряб косых стежков, плотно прилегающих друг к другу.

 Используют такой шов для вышивания стеблей растений, меток монограмм.

       Метка - обозначение принадлежности предмета или одежды определенному лицу. (Слайд)

      Монограмма - вязь (сплетение) из начальных буква, имени фамилии. Является украшением изделия.  (Слайд)

4.Закрепление знаний уч-ся.

Подготовка ткани

Заправка нити

Запяливание ткани

Физминутка  (слайд)

Практическая работа: «Выполнение шва «вперед иголка», шов «шнурок»

Вводный инструктаж учителя:

- Разъяснение задач практической  работы

  - Ознакомление со средствами обучения

 - Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы

 -  Инструктаж по технике безопасности.

Самостоятельная работа уч-ся.

Текущий инструктаж (обход)

Формирование новых умений:  

 -проверка организованности начала работы

 - проверка организации рабочих мест

-  соблюдение правил т\б, санитарии и гигиены при выполнении задания.

Усвоение новых знаний:  проверка правильности использования учащимися учебно-технической  документации  Инструктирование по выполнению задания

Целевые обходы:  инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций  и задания в целом

  Концентрация внимания уч-ся на наиболее эффективных операциях ( оказание помощи слабым);  

 контроль за бережным отношением  учащихся к средствам обучения;

 рациональное использование учебного времени.

5.Заключительный инструктаж

 6. Рефлексия

Анализ выполнения практических работ.

Показ лучших работ.

Разбор ошибок.

Рассмотрение случаев потери рабочего времени.

Выставление оценок и их аргументы (сувенир-оценка «Цветик – семицветик). В центре цветка учитель рисует смайлик: с улыбкой – 5, серьёзный – 4, грустный – 3. (слайд)

Домашнее задание. Закончить работу дома. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Подготовить ткань для салфетки.

Уборка рабочих мест.

Цели урока достигнуты если: на всех этапах урока учеников вовлекать в активную мыслительную и практическую деятельность. Умственную деятельность необходимо постоянно пересекать с практической.

Для каждого  ученика на уроке необходимо создавать ситуацию успеха, что также способствует поддержанию мотивации и познавательного интереса к учению (создание хорошего настроения себе и другим).

После включения в практическую деятельность проводить  выявление затруднений при выполнении хода  работ, текущий инструктаж  по плану выполнения проекта и соблюдению ТБ.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывать индивидуальные особенности учеников,  необходимо давать только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулирует деятельность детей и повышает их активность на уроке.

Учебную информация делать  привлекательной для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повышаются возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке необходимо  использовать эффективно, запланированный объём урока должен соответствовать психологическим особенностям учащихся и оптимальной с учётом формирования УУД.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ТРУДА.

(ПАМЯТКА)

                  При выполнении ручных работ:

  • хранить иголки в специально отведенном месте – подушечке, игольнице;
  • шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
  • ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;
  • передавать ножницы кольцами вперёд.

            При работе с утюгом:

  • перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;
  • включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой – держа вилку;
  • ставить утюг на подставку;
  • следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;
  • правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);
  • после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология выполнения простейших ручных швов

Способствовать формированию и развитию умений и навыков по выполнению ручных швов по вышивке....

Выполнение простейших ручных швов

Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку» , сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении т...

Выполнение простейших ручных швов

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Вышивка не только делала костюм красивее и бо...

Конспект открытого урока на тему: «Выполнение простейших ручных швов».

Цели: ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки; сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к ...

Конспект урока по теме " Применение ручных швов при изготовлении игольницы"

Конспект урока служит приложением к технологической карте с таким же названием. Конспект более подробно раскрывает каким образом мотивируется учебная деятельность учащихся. Технологическую последовате...