Выполнение простейших ручных швов
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Ипатьева Нина Васильевна

Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку» , сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности;

Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx164.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок технологии в 5 классе

                         

Тема: «Выполнение простейших ручных швов».

                    учитель технологии Ипатьева Н.В.

                              10 декабря 2018 г.

                Тема: «Выполнение простейших ручных швов».

Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:                                                                                                                                  Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку» , сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности;

Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: комбинированный; вводный нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, в малых группах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, смена физической активности.

Оборудование и материалы: технические средства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и современном костюме; эскизы орнаментов вышивки народного костюма, выполненные учащимися; раздаточный материал: «Инструкция по вышивке», «Выполнение шва «вперед иголку» карточки-задания; кусочки хлопчатобумажной ткани; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, иглы, нитки мулине, ножницы, наперсток); музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.

 Учитель раздаёт цветные ниточки учащимся на входе в класс (ребята сами выбирают ниточки) и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки (в каждой группе 4 разных цвета). Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:                                                                                                                             - создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;                                 - создание ситуации успеха на уроке;

Учитель: У вас в руках ниточка, выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с разными нитками и дайте название своей радужной команде напишите на листе и повесьте на доске, в каждой группе координатором будет тот, у кого ниточка цвета вашей карточки на столе.

Учитель: У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового.          Достает «Сундучок с сокровищами».                                                                                                 – Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. (Раздать каждой команде листы с заданием.)

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)

3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

5.НОТА-ОТА+АПТЕКА-ТЕКА+ЁРШ-Ш+СТОЛ-Л+ К =(напёрсток)

(Проверить выполнение задания каждой командой - участницей)

Учитель: Зная, какие предметы лежат в сундучке, назовите тему сегодняшнего урока. (Простейшие виды швов)

 На каждом столе стоит веточка дерева и 8 ниток: по 4 штуки белого и чёрного цвета.

Учитель: Зная тему урока, вы наверно задаёте себе вопрос: интересно ли вам будет, получится ли то, что запланировано на уроке, а может наоборот, будет неинтересно, потому, что опасаетесь, что не справитесь с работой. Дорогие ребята, часто мы не добиваемся поставленных целей из-за страха перед тем, что у нас что-то не получится. Встречаясь с чем-то новым, случается, вдруг, мы пасуем и в результате к финишу приходит кто-то другой. Но сегодня у всех все получится. Вспомните, какая мысль у вас возникла, когда вы увидели тему урока?  А теперь возьмите ниточки и привяжите их к дереву. Подумайте – позитивную белую ниточку  привяжите,  или же, засомневавшись, что справитесь – черную?                                                                                                                                         Учитель: в умелых руках нитка с помощью иголки превращается в неповторимые орнаменты, настоящие письмена от наших предков.

Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и эскизов работ учащихся.                                                                                    Вышитые орнаменты на Руси использовали для украшения одежды. А какую одежду тогда носили? Она отличалась от современной? Из чего состояла? Посмотрите - одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. В народе  русский костюм описывают  так:                                                                                             Заговор-заклятье. Пойду ль я во чисто поле – под красное солнце,                                                                                         Под светел месяц, под полетные облака,                                                                                                Стану я во чистом поле на ровное место,                                                                                             Облаками облачуся, небесами покроюся,                                                                                                      На главу свою кладу красное солнце,                                                                                                       Подпояшусь светлыми зорями, обтычуся частыми звездами,                                                                     Что вострыми стрелами – от всякого злого недуга.                                                                       Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Именно вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Какие орнаменты вам знакомы? (обращается внимание на эскизы)                                                                                                    Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом. Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала. Русский народный костюм достаточно распространён в произведениях известных художников. Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке и мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары. И вы сегодня сами создадите неповторимые авторские работы. Но качество и безопасность работы во многом зависит от умения использовать приспособления и инструменты.                                                                                            Вспомните правила безопасной работы с сокровищами из сундучка.                                           На карточках написаны предложения с неправильно расставленными словами, поэтому пока бессмысленные. Командам необходимо уловить смысл этого предложения и правильно расставить слова. Затем  вам самим встать по порядку расставленных слов и  назвать их.

1. ножницы концами должны себе стороны, с сомкнутыми с правой кольцами к всегда лежать

2. игольнице иголки хранить и в булавки

3. кольцами ножницы сомкнув вперед, их лезвия передавай.

4. вкалывать во работы не время и булавки в иголки одежду нельзя.

После окончания инструктажа по технике безопасности приклеить стикеры на доске каждой команде.

Объяснение учителем выполнения домашнего задания на следующий урок.

 Учитель: А теперь ,как говорится, "дело мастера боится", мы с вами выполнив всего один ручной шов «вперед иголку» , создадим авторский орнамент, который вы представите на всеобщее обозрение.

Актуализация прошлых знаний:

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.                                                     Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.                                                                               Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.                           Шов – это ниточное соединение деталей.                                                                                                                   Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.                                                                                                      По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.                                                                                                               Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует (раздаточный материал на рабочих столах: ткань, нитки мулине разного цвета вдеты в иголки).                                                                                                                        Учитель: ребята, необходимо создать единый орнамент, сделав всего 10 стежков швом «вперёд иголка», каждый выбирает нить своего цвета. Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками. Это самый простой шов, применяемый в вышивке. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. стежки располагают в направлении справа налево. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Вы будете вышивать швом «вперед иголку» по рисованному контуру, применяя нитки различных цветов, можно найти множество интересных исполнений этого шва (показ на слайде инструкционно-технологической карты по выполнению шва «вперед иголку»).                                         На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой, поэтому для вас я включу русскую народную песню.
 Выполняется учащимися самостоятельная практическая работа (инструкционная карта на столе каждой группы), во время которой звучит русская народная песня.

Итог урока.                                                                                                                                      Презентация работ.                                                                                                                                                                                 Каждая группа презентует свои работы и комментирует орнамент, который вышили.

Учитель: Из отдельных стежков ручным швом «вперед иголку» получился индивидуальный народный орнамент.                                                                                                               Вы все, ребята, очень старались и поэтому качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.

 Рефлексия.                                                                                                                                                   Учитель: Посмотрите на своё дерево и решите для себя оправдались ли ваши опасения, которые были в начале урока, если да, то поменяйте ниточку на дереве.

А сейчас приступим к уборке рабочего места. Инструменты и приспособления сложите, пожалуйста, в рабочие коробки, соберите обрезки ниток.

                Всем спасибо! Удачи! Длинной вам ниточки во всех ваших делах....


Шов «вперед иголкой» – самый простой. Он используется для имитации и наведения контуров рисунка. Иголку с ниткой пропускают в ткань справа налево, все время вперед, набирая один или несколько стежков. Этим швом вышивают узоры на блузках, салфетках, сумках.

8_prev.jpg

ед иголку

Страница 4 из 15

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».

Мастер – класс был дан для воспитателей детского дома с целью выработать единые требования для маркировки одежды воспитанников, расширения кругозора, повышения интереса к работе кружка «Умелые руки»....

Мастер – класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».

Мастер – класс был дан для воспитателей детского дома с целью выработать единые требования для маркировки одежды воспитанников, расширения кругозора, повышения интереса к работе кружка «Умелые руки»....

урок 5класс «Выполнение простейших ручных швов»

Раздел: «Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов».Тема урока:  «Выполнение простейших ручных швов».Тип урока: урок открытия нового знания.урок  построен в соо...

Технология выполнения простейших ручных швов

Способствовать формированию и развитию умений и навыков по выполнению ручных швов по вышивке....

Выполнение простейших ручных швов

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Вышивка не только делала костюм красивее и бо...

Конспект открытого урока на тему: «Выполнение простейших ручных швов».

Цели: ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки; сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к ...