Выполнение простейших ручных швов
материал по технологии

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок по технологии в 5 классе

Тема: «Выполнение простейших ручных швов»

 

Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

1. Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов

«вперед иголку», сформировать действенно-коммуникативные навыки, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

2. Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать

свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

3. Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе;

формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре

своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: комбинированный; вводный нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение

Оборудование и материалы: технические средства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и в национальном костюме; эскизы орнаментов вышивки народного костюма, выполненные учащимися;

раздаточный материал: «Инструкция по вышивке», «Выполнение шва

«вперед иголку» карточки-задания; кусочки хлопчатобумажной ткани; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, иглы, нитки мулине, ножницы, наперсток);

                                            Ход урока:

«Выполнение простейших ручных швов»

I. Организационная часть урока «Ниточка цветонастроения» (3 мин).

Учитель перед началом урока раскладывает цветные ниточки на парты учащихся  

Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:

 создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;

 создание ситуации успеха на уроке;

- У вас в руках ниточка, выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с разными нитками и дайте название своей радужной команде напишите на листе и повесьте на доске, в каждой группе координатором будет тот, у кого ниточка цвета вашей карточки на столе.

- Дать название группе (ниточка, травушка)

II. Вхождение или погружение в тему. Сообщение темы и целей урока. (5 мин).

У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового «Сундучок с сокровищами».

– Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока.

- Узнать о них вы сможете, выполнив задание. (Раздать каждой команде листы с заданием.)

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)

3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

5.НОТА-ОТА+АПТЕКА-ТЕКА+ЁРШ-Ш+СТОЛ-Л+К=(напёрсток)

(Проверить выполнение задания каждой командой, цветной стикер (сами выбирают цвет.)

Зная, какие предметы лежат в сундучке, попробуйте, назовите тему сегодняшнего урока. (Простейшие виды швов)

III. Формирование ожиданий учащихся..2 мин (растение ожиданий)

На каждом столе стоит дерево, и 8 ниток по 4 белого и чёрного цвета.

Зная тему урока, вы наверно задаёте себе вопрос, интересно вам будет, получится ли то что запланировано на уроке ,а может наоборот ,будет неинтересно ,потому, что опасаетесь, что не справитесь с работой. Часто мы не добиваемся поставленных целей из-за страха перед тем, что у нас что-то не получится. Встречаясь с чем-то новым пасуем и в результате к финишу приходит другой. Подумайте какая мысль у вас возникла, когда вы увидели тему и возьмите ниточку чёрную или белую, привяжите её к дереву.

IV .Интерактивная лекция. Мотивация учащихся.

У вас ребята в руках ниточка, сама по себе она ничего не представляет, но в умелых руках нитка с помощью иголки превращается в неповторимые орнаменты ,настоящие письмена от наших предков.

Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и эскизов работ учащихся

Вышитые орнаменты на Руси использовали для украшения одежды.

- А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла?

- Посмотрите одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

- Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную

роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества

- В народе русский костюм описывают так

Заговор-заклятье.

Пойду ль я во чисто поле –

Под красное солнце,

Под светел месяц,

Под полетные облака,

Стану я во чистом поле

На ровное место,

Облаками облачусь,

Небесами покроются,

На главу свою кладу

Красное солнце,

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами –

От всякого злого недуга.

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой

- Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Какие орнаменты вам знакомы? (обращается внимание на эскизы)

Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта, как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

- Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т.д.

- Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке и мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары.

- И вы сегодня сами создадите неповторимые авторские работы

V. Разминка. "Путаница" Текущий инструктаж (5 мин) (отработка правил техники безопасности в игровой форме)

Но качество и безопасность работы во многом зависит от умения использовать приспособления и инструменты. В качестве разминки, вы вспомните правила безопасной работы с сокровищами из сундучка.

На карточках написаны предложения с неправильно расставленными словами, поэтому пока бессмысленные. Командам необходимо уловить смысл этого предложения и правильно расставить слова. И самим встать по порядку расставленных слов. И показать без слов правило, которое вы распутали.

1. ножницы концами должны себе стороны, с сомкнутыми с правой кольцами к всегда лежать

2. игольнице иголки хранить и в булавки

3. кольцами ножницы, сомкнув вперед, их лезвия передавай.

4. вкалывать в работы не время и булавки в иголки одежду.

Приклеить стикеры на доске каждой команде.

Повторение техники безопасности при выполнении ручных работ.

VI. Отработка материалов лекции. (20 мин). «Дело мастера боится"

- А теперь, как говорится "дело мастера боится", мы, с вами выполнив всего один ручной шов «вперед иголку», создадим авторский орнамент, который вы представите на общее обозрение

Актуализация прошлых знаний

- Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

- Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

- Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

- Шов – это ниточное соединение деталей.

- Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

1 .Инструкция по выполнению вышивки (раздаточный материал на рабочих столах:

ткань, нитки мулине разного цвета вдеты в иголки). Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует.

- Необходимо создать единый орнамент, сделав всего 10 стежков швом «вперёд иголка» каждый выбирает нить своего цвета.

- Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками. Это самый простой шов, применяемый в вышивке. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. стежки располагают в направлении справа налево. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Вы будете вышивать швом «вперед иголку» по рисованному контуру, применяя нитки различных цветов, можно найти множество интересных исполнений этого шва

  1. Практическая работа

Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная

песня. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой.

VII. Итоги урока (5 мин)

Презентация работ.

Каждая группа презентует свои работы и комментирует орнамент, который хотели вышить

Из отдельных стежков ручным швом «вперед иголку» получился индивидуальный народный орнамент, ребята объясняют значение орнамента.

Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.

VIII. Рефлексия

Посмотрите на своё дерево и решите для себя оправдались ли ваши опасения, которые были в начале урока, если да, то поменяйте ниточку на дереве

Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток.

Всем спасибо! Удачи! Длинной вам ниточки во всех ваших делах....






Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия кружка «Алтайский сувенир»

Дата проведения: 31.01.2019г.

Педагог:  Тенгерекова Татьяна Альбертовна

Тема занятия:

Тип занятие: усвоение новых знаний.

Цель занятия: Изучить особенности алтайских оберегов, узнать что такое кулья  и изготовить.

Задача: 1. Расширить знаниня о данном виде украшений – выделить особенности

               2. Изготовить изделие.

Планируемые результаты:

Личностные: Понимание культуры алтайского народа в развитии творческих и эстетических способностей.

Метапредметные:

(Компоненты культурно –этнического опыта/преобретенная компетентность): систематизация материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате практической работы.

Предметные:

Умение пользоваться инструментами, знать технику безопасности, применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Основные понятия: Кулдья

Оборудование и материалы: Презентация , проектор, ноутбук, интерактивная доска. Войлок, бусы, нитки мулине, иголки, ножницы.


Структура урока

Этап занятия

Время

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

Технология

1.Организационный этап

Мотивация

 мин.

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Посмотрели на гостей

Улыбнулись поскорей.

Пожелали друг другу удачи.

- Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия.

Приветствие друг друга.

Организация рабочего места.

Регулятивные УУД: Самостоятельно организовать свое рабочее место

Метод: словесный

Форма

организации деятельности учащихся: фронтальная работа.

Целеполагания.

 мин.

- Ребята,  прежде чем начать наше занятие  я хочу вам продемонстрировать работы детей прошлого года, фотографии, которые связаны с нашим занятием

- Посмотрите пожалуйста внимательно

- Вот мы и посмотрели работы учащихся, фотографии , как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься ?

- Какова наша тема?

Чем мы сегодня будем заниматься ?

- Какую цель и задачи вы перед собой ставите?

Внимательно разглядывают поделки,

смотрят фотогрфии

Слушают, отвечают на вопросы педагога.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, рассказывать и формировать мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

Определить цель занятия.

Метод: словесный

Форма

организации деятельности учащихся: фронтальная работа.

Выявление места и причины затруднения

мин.

Что Вы знаете об этих украшениях?

 Смысл этих украшений?

Слушают педагога,

Затрудняются отвечать на вопросы

УДД:Познавательные, коммуникативные(участие в диалоге, рассказывать и формировать мысли в устной речи)

Коммуникативные,личностные

Метод: словесный

Форма

организации деятельности учащихся: фронтальная работа.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

      Мин.

Сообщение учителя

Презентация

Слушают педагога

4.Практическое усвоение умений

Физкультминутка

мин.

Предлагаю Вам поделиться на 2 группы и выполнить практическую работу.

Каждой группе нужно выполнить оберег (украшение для интерьера)

 Группы работают над изготовлением  оберега, различной формы.

Прежде чем начать работу, обсудите в группе как будет выглядеть украшение и кто что будет делать.

И только затем приступайте к изготовлению., а также вы должны выбрать выступающего и  рассказать о его значначении и где он применяется.

А теперь выполним зарядку для рук, чтобы наши пальчики были гибкими и ловкими.

-сжимаем и разжимаем кулачки;

-сжимаем и разжимаем пальцы;

-растираем ладони друг об друга;

-растираем руки клубочком;

-руки сжимаем в кулачки и делаем ими круговые движения;

-похлопаем в ладоши.

Выявить как понятен материал занятия.

Проведение опросника, задавая наводящие вопросы, Помощь при в формулировке ответов обучающимися.

1. Где мы можем наблюдать украшения?

2. Какое значения имеют наши обереги?

3. Демонстрация выполненных работ

Ребята предлагаю, каждой группе представить свои работы

Выполняют задания, следуя поэтапным указаниям педагога.

Слушают, отвечают на вопросы педагога

Представляют свои работы.

Познавательные, личностные, предметные.

Коммуникативные,

познавательные личностные

Метод: продуктивный ,наглядный

Форма:

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Форма

организации деятельности учащихся: фронтальная работа

6. Рефлексия

Подведение итогов

мин.

Оценивание занятия,  что понравилось, какие были сложности.

Что для вас было новым в этом занятии?

Какие сложности у вас появились?

Какие бы еще работы Вы хотели бы выполнить.

Оценивают занятие, отвечая на вопросы.

Коммуникативные, личностные

Метод: словесный

Форма

организации деятельности учащихся: коллективная фронтальная работа.




Предварительный просмотр:

Урок по технологии в 5 классе

Тема урока:Традиционная народная кукла  «Кубышка - травница».

Цель урока: Познакомить учащихся с обереговой куклой «Кубышкой-Травницей», научить изготавливать её.

Задачи:

Образовательные:  Формировать представление о значении народной куклы, как образа    духовной культуры русского народа. Обеспечить усвоение навыков создания обереговой куклы по традиционной технологии.

Развивающие:  Способствовать развитию познавательных способностей учащихся. Создавать условия для формирования первичных навыков рукоделия и развития мелкой моторики. Способствовать развитию творческой активности и коммуникативных способностей.

Воспитательные:  Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; Формировать аккуратность, бережливость, культуру труда с учётом здоровьесберегающих технологий. Стимулировать позитивный эмоциональный настрой.

Тип урока: комбинированный, мастер- класс.

Форма организации урока: интегрированный урок технологии и литературы, биологии.

Методы, приемы и средства обучения: театрализованная лекция, самостоятельная работа учащихся с технологическими картами и схемами, раздаточный материал в виде карт технологической последовательности изготовления, демонстрационные слайды по теме.

Оборудование:Компьютер, проектор, классная доска, технологические карты, схемы изготовления, образцы работ, комплект необходимых материалов на каждого учащегося, образцы ткани, аудиозаписи русских народных песен, презентация пошагового изготовления куклы-травницы, набор трав, ножницы, иглы.

Ход занятия:

1 этап. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие  ребята, гости! Народная мудрость гласит: Ты скажешь человеку. Здравствуй! – Улыбнется он в ответ и наверно, не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет.

В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живёте?

Дети,  послушайте и отгадайте загадку:

«Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять?»  (кукла)

- О какой игрушке говорится в загадке?

Волосы льняные

В них ленточки цветные

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она?  (Правильно тряпичная кукла)

2 этап. Актуализация знаний и умений.

- Давным – давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках у детей не было столько игрушек, как у вас сейчас, дети придумывали и делали себе игрушки сами, а  иногда им помогали и родители (сравнение современной куклы с тряпичной).

- У меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть что в нём? Но его так просто его не открыть. Нужно ласково попросить «Сундучок мой сундучок. Приоткрой нам свой бочок».(Показ куклы) что это за кукла я попросила знакомую рассказать о ней (сценическая часть - сказка про Кубышку – травницу).  

Сказка про Кубышку– травницу

Давным – давно это было. В деревеньке одной семья жила – муж Кузьма да жена Пелагея, было у них семеро детушек, мал мала меньше.  Жили  они не тужили,  друг друга любили, деток растили, с соседями дружили.

Вдруг  пришла к ним беда. Прибежал как – то самый младший сынок – Ванятка  да и говорит:- Что – то мне не хорошо, матушка.

Пелагеюшка его спать уложила.

- Поспи немного, - говорит, - отдохни.

Ближе к вечеру Пелагея сыночка глянула, а он лежит – еле дышит, огнём горит. Стала она его растирать да отпаивать, только ничего ему не помогает. А к утру уж вся семья с жаром полегла: и Кузьма, и другие детушки, и сама Пелагеюшка, даже кошка  Кулёма с котятами.

Благо зашла к ним соседка, увидала всё это, да скорее побежала за лекарем. Лекарь пришёл, руками развёл, мол, не знаю, что такое и помочь не могу, а соседям всем сказал:

- Подальше от них держитесь, не ровен час  вся деревня  поляжет.

Люди испугались, стали избу их стороной обходить.

Мало ли много ли времени прошло, кто – то в дверь к ним стучиться:

- Не заперто, - отвечают, - только делать вам у нас нечего. Все мы больные, лежачие, говорят ещё и заразные.

Распахнулась дверь, видят хозяева, стоит на пороге старушка древняя – предревняя:

- Мне, - говорит, - терять нечего. Вчера в обед исполнилось 100 лет и так помирать скоро. Пустите поночевать.

- Ночуй, - хозяева в ответ – Только не обессудь, покормить тебя не можем, что найдёшь в печи, то и ешь.Старушка из печи котелок достала, остатки щей похлебала. Водички принесла, окошки открыла:

- Я, - говорит, - ветерок пущу, пусть по избе полетает, может хворь вашу прихватит, да в чистом поле развеет.

- Делай что хочешь, бабушка, - хозяева ей, - нам уж всё равно.

 - Рано сдаёшься, хозяин, - старуха ворчит. – Тебе ещё детишек растить, уму – разуму учить.

Ворчит – ворчит, а сама между тем, лоскутки достаёт да нитки, кружева да ленточки.

- Бабушка, - Пелагея шепчет, - ты никак шить собралась? Делать тебе нечего. Ложись лучше спать, поздно уже. А на зорьке уходи, не ровен час заболеешь.

-  Я своё дело знаю. На зорьке и уйду, только останется вам от меня подарочек.

Проснулись хозяева на зорьке ранёхонько, видят, старушки и след простыл, а на столе стоит куколка, яркая, красивая, юбочка на ней пышная, передник вышивкой да кружевом отделан, в руках у куколки по мешочку маленькому.

- Гляньте, что нам старушка оставила, - говорит Пелагея. – Вот чудная бабушка. На что нам эта куколка?

А дочурка их Настенька, куколку увидала, так сразу ручки к ней потянула:

- Куколку хочу, шепчет, - куколку.

Плакала она так, плакала, ручки тянула – тянула, да и встала с постели, потихоньку – потихоньку, держась за стеночки до стола дошла. Взяла куколку в руки, в тот же миг поплыл по комнате травяной аромат. Настенька куколку давай в руках крутить – вертеть, аромат сильнее делается. Всю комнату заполнил.

Чувствует Кузьма, силы к нему вернулись, голова болеть перестала. Встал он с постели, а за ним и Пелагеюшка:-Ну, надо же - говорит,- Не болит ничего.

А за Пелагеюшкой, вскочили на ножки все детушки. Прыгают по комнате, скачут, радуются.

На радостях каши наварили, пирогов напекли, соседей в гости позвали, стали их про старушку расспрашивать. Соседи плечами пожимают, ничего о старушке той не слышали, никогда её не видели.

А куколку ту с той поры люди узнали, кубышкой – травницей прозвали. В летний день её хозяюшки мотали, мешочками целебными травами наполняли. Возьмёшь  бывало такую куклу в руки, тут же аромат травяной учуешь, тут же тебе здоровья прибавится, а хвори всякие стороной пройдут, в избу с кубышкой – травницей никогда не войдут.

(Опрос ДЗ слово «Кубышка»)

3 этап. Усвоение новых знаний. Демонстрация  презентации «Народная кукла – оберегКубышка – травница» (Пусть наши глазки всё видят, голова запоминает, а ротик ей не мешает)

4 этап: Физминутка. Давайте немного отдохнём. Повторяем за мной движения.

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (наклоны вправо, влево)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (наклоны вперёд)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

5 этап. Практическая часть.  

Но, прежде, чем приступить к выполнению задания, мы должны вспомнить правила безопасности. Что мы должны соблюдать, какие правила, чтоб занятие прошло без чрезвычайных происшествий?

Учащиеся: Содержать рабочее место в чистоте. Не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время, во время работы быть внимательным. Не отвлекаться и не отвлекать других, передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя. Располагать их на столе острым концом от себя. Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, нельзя брать иглу в рот. Хранить иголки и булавки нужно в игольнице. Сломанную иглу следует отдать педагогу. Нельзя перекусывать нитку зубами.

Создание куклы по этапам, объяснение  значения элементов куклы: Почему на них лица нет? Зачем Кубышке-Травнице рожки? Почему у неё  такая большая грудь? Значение фартука, почему используем нить красную? Сопровождает практическую часть аудиозаписи русских народных песен.

Обережная кукла «Кубышка-Травница» готова!

6 этап. Подведение итогов занятия.

- Люди добрые! Наш русский народ! Веки вечные водил хоровод! Заведём хоровод как в старину, куклу новую покажем свою!

Давайте внимательно посмотрим на наших кукол и вспомним, как мы их делали. Какие травы вы в них положили?

Какой основной смысл заложен народом в куклу-травницу?

Какие материалы нужны чтоб еёизготовить?

Пригодятся ли вам полученные сегодня знания и умения?

Рефлексия

Если вам понравился урок предлагаю наклеить цветы на доску (наклеивают цветы)

Домашняя работа: сообщение кукла «Кувадка»

Такую куклу вы можете всегда сделать сами и подарить, своей маме, бабушке. И так, мы легко с вами справились с поставленной целью. Познакомились  с традициями  русской культурой. Научились делать обереговую куклу «Кубышку-травницу». Теперь она, как добрая и заботливая хозяйка, будет следить за здоровьем всех членов вашей семьи, и защищать от болезни.

Здоровья вам!

Спасибо за ваше внимание,  старание, хорошую работу!

До свидания!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока искусство 8 класс

Дата проведения 28.04.2018

Тема: «Преобразующая сила искусства»

Цель: - формирование ценностного представления о роли искусства как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщения знаний

Форма урока: нестандартная, урок-викторина

Продолжительность занятия: 45 минут


Технологическая карта

Этап

Ресурсы урока

(музыкальный и художественный материал)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организацион-ный момент и мотивация.

2 мин

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит ответить на вопросы викторины “В мире искусства”. Для этого нам необходимо разбиться на команды. У меня в руках коробка с разноцветными жетонами. Прошу каждого взять один жетон. Обмениваться жетонами нельзя. (Учитель раздаёт жетоны).

Разделение учащихся на группы.

Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность.


Образование команд.

Настрой на соревнование

Приветствуют учителя. Выполняют задания мотивационной работы.

Личностные. Мотивируются на активную деятельность, заинтересовываются. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

2. Постановка учебной задачи

2минуты

Разъяснение правил проведения викторины

Команды готовы? Вам предстоит ответить на вопросы трёх степеней сложности. Вопросы достоинством 1 балл – лёгкие, достоинством 2 балла – чуть сложнее, а вопросы достоинством в 3 балла сложные. Вопросы каждой команде задаются поочереди. Если группа не отвечает на вопрос или отвечает не правильно, вопрос передаётся другой команде. Выкрикивать ответы запрещено!

Активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.

Восприятие разъяснений учителя

Ученики ставят перед собой задачу.

Регулятивные

Целепологание;

Коммуникативные

- постановка и обсуждение вопросов;

Познавательные

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

3. Основная часть

-викторина
11 минут

-кроссворд

10 минут

- игра ассоциации

3 минуты

-творческая работа

15 минут

Вопросы викторины на мультимедийном проекторе
Уважаемые команды приготовьтесь отвечать на вопросы стоимостью в 1 балл. 
(слайд 2)

Вопрос 1 (слайд 3) Кто изображён на знаменитой картине В.М. Васнецова?

А. Три богатыря
Б. Три поросёнка
В. Три мушкетёра
Г. Три толстяка
(слайд 4)
(После каждого ответа учитель фиксирует в таблице правильные ответы)

Вопрос 2 (слайд 5) Как называется картина И. Репина?

А. “Бурлаки на Жигулях”
Б. “Бурлаки на Волге”
В. “Бурлаки на Запорожце”
Г. “Запорожцы на Оке”
(слайд 6)

Вопрос 3 (слайд 7) Как называется известный во всём мире российский академический хореографический ансамбль?

А. “Тополёк”
Б. “Берёзка”
В. “Рябинушка”
Г. “Ивушка”
(слайд 8)

Вопрос 4 (слайд 9) В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Шишкина? (слайд 10)

Вопрос 5 (слайд 11)Какой европейский город считается родиной вальса? Вопрос 6 (слайд 12) Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (треугольник)

Вопрос 7 (слайд 13) Назовите главного “натурщика”

Вопрос 8 (слайд 14) Название какого инструмента содержит два термина “громко” и “тихо”? (слайд 15)

Вопрос 9 (слайд 16) Название, какого музыкального инструмента в переводе с французского означает “королевский”, “царственный”? (слайд 17)

Вопрос 10 (слайд 18)Танец с криками “Асса!” – это... Какой?

Учитель: Подведём небольшой итог. (Команды с учителем подсчитывают баллы. (слайд 19)) А теперь приготовьтесь отвечать на вопросы стоимостью 2 балл.

Вопрос 11 (слайд 20) Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?

Вопрос 12 (слайд 21) Какая школьная отметка “проживает” в Третьяковской галерее? (слайд 22

Вопрос 13 (слайд 23) Как в 20-х годах называли американскую танцовщицу Айседору Дункан? задаются

А. Великая босоножка
Б. Великая сандалия
В. Великая туфелька
Г. Великий пуант

Вопрос 14 (слайд 24) Какой композитор написал музыку к балетам “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”? (слайд 25)

Вопрос 15 (слайд 26) Как называлась знаменитая ливерпульская четвёрка, навсегда вписавшая своё имя в историю мировой рок-музыки? (слайд 27)

Вопрос 16 (слайд 28) Какие животные помогли Юрию Никулину стать не только популярным актёром, но и эстрадным певцом? (слайд 29)

Вопрос 17 (слайд 30) Какой народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? (слайд 31) (ложки)

Вопрос 18 (слайд 32) какой рок-группы напрямую связано с именем известной английской писательницы, автора детективных романов? (слайд 33)

Вопрос 19 (слайд 34) Как называется жанр русской народной песни, популярный в народе, основанный на многократном повторении небольшого куплета?

Учитель: Подведём небольшой итог. (Команды с учителем подсчитывают баллы.) (слайд 35) А теперь приготовьтесь отвечать на вопросы стоимостью 3 балл. Эти вопросы повышенной сложности.

Вопрос 20 (слайд 36) В Бразилии для обучения детей её искусству выделяются и государственные субсидии, и общественные гранты. Назовите этот танец. (слайд 37)

Вопрос 21 (слайд 38) Фокстрот, самба, пасодобль, румба, тарантелла, квикстэп. Среди этих танцев только один не является бальным. Какой же? (слайд 39)

Вопрос 22 (слайд 40) Почему геологи и географы очень любят картину К. Малевича “Чёрный квадрат”?

Вопрос 23 (слайд 41) На каком музыкальном инструменте играла Наташа Ростова, героиня романа Л.Толстого “Война и мир”? (слайд 42)

Вопрос 24 (слайд 43)Назовите фамилию балетмейстера первого создателя ансамбля народного танца. (слайд 44)

Вопрос 25 (слайд 45)Назовите фамилию итальянского музыканта, вошедшего в историю музыки как самый выдающийся скрипач всех времён и народов. (слайд 46Вопрос 26 (слайд 47)Назовите фамилию итальянского мальчика, обладателя уникального высокого голоса, который был известен всему миру в 60-е годы прошлого века (слайд 48)

Вопрос 27 (слайд 49)Назовите фамилию талантливого музыканта, скрипача, руководителя ансамбля “Виртуозы Москвы”. (слайд 50)

Вопрос 28 (слайд 51) Чьи стихи использовал М. Таривердиев в романсе, исполненном А.Пугачёвой и начинающемся словами: “Мне нравится, что вы больны не мной...” (слайд 52)

Вопрос 29 (слайд 53) Какой оперный певец из Красноярска завоевал мировую славу, был удостоен титула “Лучший голос года”, когда ему было всего 27 лет? (слайд 54)

Каждой команде раздаются кроссворды 

Учитель раздает задания

На столах бумага формат А3, клей, маркеры, набор для создания плаката , цветные карандаши, ластик.

Ученик “вспоминает”, что ему известно и обсуждает это в группе. Отвечают на вопросы викторины.

(пейзаж)

(Вена, отсюда название венский вальс)

Айвазовского (море)

(фортепиано)

(рояль)

(Лезгинка)

(мороз)

(Ф.П. Решетников “Опять двойка”).

(Петр Ильич Чайковский)

(Битлз)

(зайцы)

(Агата Кристи)

(частушки)

(Самба)

(Тарантелла – это итальянский народный танец)

(Потому что чёрный квадрат на географических картах означает залежи каменного угля)

(арфа)

(Игорь Моисеев)

(Н. Паганини)

(Робертино Лоретти)

(В. Спиваков)

(М. Цветаева)

(Дмитрий Хворостовский)

Читают задание к кроссворду и разгадывают его в группах .

Раскрыть понятие «Искусство».

Создают плакат «Поклонимся великим тем годам»

Обучающиеся эмоционально настроены.

Работа в группах

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Подведение под понятие Постановка и решение проблем Целеполагание Общение и взаимодействие в группах Самоопределение 







Учащиеся смотрят, изучают иллюстрации. Выявляют важные, значимые жизненные проблемы в произведениях искусства.














Рассуждают, приводят примеры, обобщают, делают выводы.

Отвечают, аргументируя свое мнение.

Обучающиеся выражают свои предположения о значении искусства в жизни человека.

С помощью слов-ассоциаций раскрывают суть понятия «Искусство» (работают в группах)

И-
С-
К-
У-
С-
С-
Т-
В-
О-

Учащиеся объясняют значение своих слов-ассоциаций.

Выполняют творческую работу


Личностные

Развитие эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства

Предметные

Умение определять характер произведения, различать жанры.

Закрепят умение воспринимать изобразительные произведения и выражать своё отношение.

Метапредметные

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.


Личностные Развитие образно-ассоциативного мышления.

Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.

Коммуникативные

Обсуждать и анализировать вопросы и ответы одноклассников.

Умение слушать, вести диалог.

Рефлексия (итог урока)

2 минуты

Организует рефлексию

Раздаются карточки каждой группе

Заканчивают фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю…
-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

Участвуют в рефлексии. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Делают выводы.

Личностные Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной деятельности.

Удовлетворённость, эмоциональный отклик.

Регулятивные Осознание качества и уровня усвоения учебного материал.

Предметные Закрепление основных понятий

-искусство;

-музыкальная культура;

-увертюра.

6. Домашнее задание

1 минута

Изобразительное искусство (И.Билибин,

Н. Рерих,

К. Коровин,

М. Врубель,

В. Васнецов)

Музыка. (Опера Н.А.Римского-Крсакова «Снегурочка»),

(П.И. Чайковский. Музыка к спектаклю «Снегурочка»).

Литература(А.Островский «Снегурочка»,

«Снегурочка»(р.н.с.)

Экранные искусства

(Фильм-сказка и мультфильм «Снегурочка»)

Предлагает начать работу над исследовательским проектом «Полна чудес могучая природа» (Весенняя сказка «Снегурочка») ,средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

Участвуют в создании проекта «Полна чудес могучая природа» (Весенняя сказка «Снегурочка»).

Литература

  1. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».

Мастер – класс был дан для воспитателей детского дома с целью выработать единые требования для маркировки одежды воспитанников, расширения кругозора, повышения интереса к работе кружка «Умелые руки»....

Мастер – класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».

Мастер – класс был дан для воспитателей детского дома с целью выработать единые требования для маркировки одежды воспитанников, расширения кругозора, повышения интереса к работе кружка «Умелые руки»....

урок 5класс «Выполнение простейших ручных швов»

Раздел: «Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов».Тема урока:  «Выполнение простейших ручных швов».Тип урока: урок открытия нового знания.урок  построен в соо...

Технология выполнения простейших ручных швов

Способствовать формированию и развитию умений и навыков по выполнению ручных швов по вышивке....

Выполнение простейших ручных швов

Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку» , сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении т...

Конспект открытого урока на тему: «Выполнение простейших ручных швов».

Цели: ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки; сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к ...