Рабочая программа по профессиональному самоопределению в 9 классе
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Данная рабочая программа разработана для того чтобы помочь разобраться 9-классникам в огромном мире профессий и подготовиться к выбору именно той професси которая подойдет данному учащемуся. Содержит в себе лекции, проф.тестирование, игры, презентации и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_samoopredeleniyu_9_klass.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новолялинского городского округа

«Павдинская средняя общеобразовательная школа»

   

        

Принята на ШМО гуман.цикла                                                                                                          Утверждена:

№ _____ от___________                                                                                                                     Директор ______М.П. Анкушин

                                                                                                                                                               «_____» ___________2014 г.                                            

                                                                                         Рабочая программа

по основам профессионального самоопределения

для учащихся

9-х классов

                                                                                                                                                 Составила: Воронцова Ю.Н.

           учитель истории, 1 кв. категория

п. Павда

2014-15 г.

Содержание

        

1. Пояснительная записка                                                                           3

2. Содержание                                                                                              5                                                                                                                                                                      

4. Учебно - тематическое планирование                                                   7                                                                                                                                    

5. Материально-техническое и информационно-техническое                      12

обеспечение программы                                                                            

10.Сведения об авторе                                                                                 12                                                                                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа курса «Основы профессионального самоопределения»  для учащихся 9 класса разработана на основе и соответствует требованиям:

-Закона РФ  «Об образовании»   от 10.07.1992 г. № 3266-1  (с изменениями и дополнениями);

-областного Закона от 16.07.1998 г № 26- ОЗ «Об образовании Свердловской области» (с изменениями и дополнениями)  и в соответствии

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189;

-Типового положения об ОУ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.01г.№196;

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

-приказа  Министерства образования  и науки РФ»   от 09.03.2004 г. № 1312(с изменениями от 03.06.2011г. №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа  Министерства образования  и науки РФ»   от 22.09.2011 г. № 2357  «О  внесении изменений в федеральный государственный -образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования  и науки РФ от 06.10.2009г. № 373»;

- информационного письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2011 г. №61-01/5898 «О внесении изменений в базисный учебный план»;

- Устава МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;

         Курс «Основы профессионального самоопределения» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяются 34 часа. При этом 70% учебного времени отводится на теоретические и 30% - на практические занятия. Изучения курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор»

           Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

           Задачи курса:

  1. Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
  2. Повышение профессиональной грамотности учащихся.
  3. Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
  4. Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
  5. Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Перечень формирующих знании и умении

        Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятие о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».

            Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного

Содержание курса.

Тема 1. Введение (1ч.).

 Цели и задачи курса. Содержание и специфика курса по основам выбора профессий. Профильное обучение в старшей школе. Правила приема в профильные классы. Предпрофильная подготовка.

Тема 2. Современный рынок труда и его требования к профессионализму (2ч.).

Виды предприятий и форм собственности. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица. Встреча с представителями центра занятости.

Упражнение «Составление резюме», ролевая игра «Интервью».

Тема 3. Правила выбора профессии (1ч.)

Принцип выбора: «хочу – могу - надо». «Хочу» - склонности, желания, интересы; «могу – человеческие возможности; «надо» - потребность рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Анкета «Я могу» и «Я хочу»

Тема 4. Отрасли общественного производства (1ч.)

Отрасли экономики. Классификация отраслей.

Тема 5. Классификация профессий  (2 ч.)

Классификация профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда. .

Практическое занятие  «Типы профессий»

Тема 6. Профессиограмма профессий (1 ч.)

Требования к составлению профессиограмм. Профессия, специальность, классификация.

Игра «Угадай         профессию»

Тема 7. Многообразие мира профессий (8 ч.)

Изучение профессиограмм различных профессий. Определение интереса и склонностей учащихся к определенным видам профессий. Пути получения изучаемых профессий. Образовательная карта района и области. Игра «Остров», опросник Дж.Холанда «Профессиональный тип личности», тест «Карта интресов»

Тема 8. Представление о себе и проблеме выбора профессии (2 ч.)

Образ «Я» как система представлений о себе. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

Практическая работа «Методика определения уровня самооценки».

Тема 9. Возможности личности в профессиональной деятельности (1 ч.)

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Самовоспитание.

Тема 10. Природные свойства нервной системы (2 ч.)

Темперамент, черты характера и особенности их проявление в учебной и профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента.

 Опросник Айзенка  

Практическое занятие   «Оценка свойств своего характера».

Тема 11. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч.)

Виды памяти и их роль в различных видах проф.деятельности. Общее представление о внимании. Наблюдательность. Условия развития внимания. Мышление. Восприятие. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти. Внимания, мышления, пространственных представлений.

Тема 12. Способности, условия их проявления и развития (2 ч.)

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка различных видов способностей.

Тест «Определение склонностей»

Тема 13. Мотивационная сфера (4 ч.)

Компоненты мотивационной сферы – потребности, мотивы, ценностная ориентация. Интерес. Знакомство с понятиями «интересы» и «склонности». Формирование потребности адекватно оценивать свои интересы и склонности при выборе профессии. Сущность понятий«мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.

Анкета «Мотивы выбора профессии». Игра «Пять шагов».

Тема 14. Пути получения профессии (2 ч.)

Система профессионально-технического образования. Типы учебных заведений, условия приёма и обучения. Возможности квалификационного роста.

Экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения. Образовательная карта региона.

Тема 15. Моя профессиональная карьера (1 ч.)

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная деятельность и карьера. Практическая работа. Составление плана «Моя профессиональная карьера»

Практическая работа «Проведение профессиональной пробы».

 Тема 16. Оценка способности школьников к выбору профессии (3 ч.)

Зачет. Выявление готовности к обоснованному выбору профиля обучения, профессии и дальнейшего образовательного направления.

Тематический план курса «Профессиональное само определение»        

Наименование темы

Количество часов

Форма контроля

Требования к уровню подготовки

Предметно-информационная

Деятельно-коммуникативная

Ценностно-ориентировочная

1.

Введение. Цели и задачи курса.

1

Урок-лекция

Знать что включает в себя основы проф.самоопределения

Характеризовать основные темы курса, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать.

Владеть понятиями по теме.   Уметь применять информацию на практике

вооружить подростков системой понятий и представлений,  необходимых для анализа своей личности;

Тема 2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2

2.

Виды предприятий и форм собственности.

1

Урок-лекция

Знать что такое современный рынок труда

Характеризовать основные требования к профессионалу, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме.   Уметь информировать учащихся о мире профессий и запросах рынка труда

обеспечить подростков приёмами самосовершенствования

3.

Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица. Составление резюме.

1

Урок-лекция

Знать что такое кадровое планирование

Характеризовать основные признаки безработицы, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме.   Уметь составлять резюме

вооружить подростков системой понятий и представлений,  необходимых для анализа своей личности;

Тема 3.Правила выбора профессии.

1

4.

Правила выбора профессии.

1

Урок-лекция

Знать какие существуют правила выбора профессии

Характеризовать основные требования к профессионалу, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме.   Уметь применять информацию на практике

обеспечить подростков приёмами самосовершенствования

Тема 4. Отрасли общественного производства.

1

5.

Отрасли экономики. Классификация отраслей.

1

Урок-лекция

Знать основные отрасли экономики

Характеризовать каждую отрасль, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме.   Уметь применять информацию на практике

обеспечить подростков приёмами самосовершенствования

Тема 5. Классификация профессий.

2

6.

Классификация профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда.

1

Урок-лекция

Знать классификацию профессий

Характеризовать цели,средства,условия труда, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме.   Уметь применять информацию на практике

вооружить подростков системой понятий и представлений,  необходимых для анализа своей личности

7.

Классы профессий. Пр.р-та «Типы профессий»

1

Урок-практикум

Уметь применять информацию на практике

Тема 6. Профессиограмма профессий.

1

8.

Понятие о профессиограмме. Профессиограммы наиболее распространённых профессий.

Игра «Угадай профессию»

1

Урок-лекция

Знать что такое профессиограмма

Характеризовать основные требования к профессиограмме, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме.   Уметь применять информацию на практике

обеспечить подростков приёмами самосовершенствования

Тема 7. Многообразие мира профессий.

8

9 – 11.

Общее знакомство с миром профессий.

Игра «Остров»,  опросник Дж.Холанда «Профессиональный тип личности» -

3

Урок-практикум

Уметь применять информацию на практике

12.

Знакомство со схемой анализа профессий

1

Урок-лекция

Знать что такое анализ профессий

Характеризовать основные пункты, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме.   Уметь применять информацию на практике

обеспечить подростков приёмами самосовершенствования

13.

Знакомство с типичными и специфическими особенностями той или иной профессиональной деятельности. Тест «Профессиональный тип личности»

1

Урок-лекция-практикум

Уметь применять информацию на практике

14.

Проблема престижных и не престижных профессий

Игра «Остров»

1

Урок-практикум

Знать что такое престижные и не престижные профессии

Характеризовать основные требования к ним, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь применять информацию на практике

обеспечить подростков приёмами самосовершенствования

15.

Творческие специальности. Тест «Карта интересов».

1

Урок-практикум

Уметь применять информацию на практике

16.

Зачет за первое полугодие.

1

Тема 8. Представление о себе и проблеме выбора профессии

2

учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности

17.

Образ «Я» как система представлений о себе.

1

Урок-лекция

Характеризовать основные требования к себе, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь применять информацию на практике

учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности

18.

Пр.работа «Методика определения уровня самооценки».

1

Урок-практикум

Уметь применять информацию на практике

Тема 9. Возможности личности к профессиональной деятельности.

1

19.

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества

1

Урок-лекция

Знать что такое понятие профпригодности

Характеризовать основные требования к профессионалу, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь выделять профессионально важные качества

способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки

Тема 10. Природные свойства нервной системы.

2

20.

Темперамент. Тест Айзенка.

1

Урок-лекция

Знать что такое темперамент

Характеризовать основные его проявления, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь характеризовать виды темперамента

способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки

21.

Что такое характер. Пр.р-та «Оценка свойств своего характера».

1

Урок-лекция-практикум

Знать что такое характер

Характеризовать основные его черты, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь характеризовать и оценивать свойства своего характера

учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности

Тема 11. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.

2

22.

Память и внимание.  Наблюдательность. Особенности мышления.

Урок-лекция

Знать что такое память и внимание, наблюдательность и мышление

Характеризовать основные их качества, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь характеризовать и оценивать их признаки

способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки

Тема 12. Способности, условия их проявления и развития.

2

25.

Понятие о задатках и способностях личности.

1

Урок-лекция

Знать что такое задатки и способности личности

Характеризовать основные их качества, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь характеризовать и оценивать их признаки

анализировать сильные и слабые стороны своей личности

26.

Выявление и оценка различных видов способностей. Тест «Определение склонностей».

1

Урок-практикум

Тема 13. Мотивационная сфера.

3

27 – 28.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Анкета «Мотивы выбора профессии»

2

Урок-лекция

Знать что такое мотивы, ценностные ориентации

Характеризовать их проявления, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь выделять мотивы и ценностные ориентации у себя

анализировать сильные и слабые стороны своей личности

29.

Осознание жизненных и профессиональных перспектив, формирование способности выстраивать

ЛПП. Игра «Пять шагов».

1

Урок-практикум

Знать что такое жизненные и проф.перспективы

Характеризовать основные их качества, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь характеризовать и оценивать их признаки

анализировать сильные и слабые стороны своей личности

Тема 14. Пути получения профессии.

2

30.

Система профессионального образования в России

1

Урок-лекция

Знать ступени проф.образования в России

Характеризовать основные их характеристики, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь выделять профессионально важные качества для проф.образования

способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки

31.

Онлайн - экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения

1

Урок-практикум

Уметь применять информацию на практике

Тема 15. Моя профессиональная карьера.

2

32.

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная деятельность и карьера.

Составление плана «Моя профессиональная карьера»

1

Урок-лекция-практикум

Знать что такое проф.деятельность и карьера

Характеризовать основные к ним требования, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь строить карьеру , реализовать жизненные планы,

анализировать сильные и слабые стороны своей личности

33.

Профессиональная пригодность. Пр.р-та «Проведение профессиональной пробы»

1

Урок-практикум

Уметь применять информацию на практике

Тема 16. Оценка способности школьников к выбору профессии.

3

34.

Я и мой выбор (подготовка творческих проектов и зачет)

3

Практикумы

Уметь применять информацию на практике

Итого: 35 часов

Практические занятия:

1. Упражнение «Составление резюме», ролевая игра «Интервью».

2.Анкета «Я могу» и «Я хочу»

3. Типы профессий.

4.Игра «Угадай профессию»

5.Игра «Остров»

6. Опросник Дж.Холанда «Профессиональный тип личности»

7.Тест «Карта интересов»

8. Методика определения уровня самооценки.

8. Опросник Айзенка.

10. Оценка свойств своего характера.

11. Выявление индексов здоровья

12. Тест «Определение склонностей»

13.Анкета «Мотивы выбора профессии»

14. Игра «Пять шагов».

15.Проведение профессиональной пробы.

Учебно-методические средства обучения.

1.Айзенка Г. Проверьте свои способности. – М.; Мир. 1972.

2.Пряжников Н.С. Игровые профориентационные  упражнения: методическое пособие. – Воронеж, 1977.

3.Прошицкая Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность. – Шк. И пр-во. -1994. № 3.

4.Технология: учебник для учащихся 9 классов общеобразовательной школы/ под редакцией В.Д.Симоненко. – М., Вентана-Граф, 2001.

5.Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы. Программа общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение. 2000.

6. Методические рекомендации Бел РИПКППС « Методы и приемы профессиональной ориентации учащихся». –    Белгород, 2004

        Сведения об авторе

1.Воронцова Юлия Николаевна

2.учитель истории МКОУ Павдинская СОШ, 1 кв.категория

3.образование: Екатеринбургский УРГПУ

 4.стаж работы: 8 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по профессиональному самоопределению и самопознанию подростков (8-9 классы) детского дома:«Первые шаги к правильному выбору»

Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей...

Рабочая программа по профессиональному самоопределению учащихся 7-9 классов «Мой жизненный выбор»

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по дополнительному образованию «Мой жизненный выбор» Слоновой А.В., 2010 г....

Рабочая программа "Твоя профессиональная карьера» 9 класс

Содержание: учебной программы «Твоя профессиональная карьера» 9 класс 1.  Пояснительная записка2. Требования к уровню подготовки обучающихся3. Тематическое  планирование4. Содержан...

Рабочая программа "Основы профессионального самоопределения"

Рабочая программа для 9 класса "Основы профессионального самоопределения"...

Программа по профессиональному самоопределению «След на земле»

Для воспитанников, обучающихся в 9-11х классах, выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путе...

Рабочая программа курса "Профессиональное самоопределение. Потребности рынка труда НСО" 9 класс

Предлагаю рабочую программу курса "Профессиональное самоопределение" для обучающихся 9х классов....

Рабочая программа "Основы профессионального самоопределения"

Курс "Основы профессионального самоопределения" является составной частью образовательной области "Технология".Цель: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопреде...