Конспект урока по технологии 5 класс " Виды вышивки"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Конспект к уроку технология в 5 классе расчитан на 2 учебных часа, при изучении раздела "Декоративно-прикладного творчества". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tehnologii_5_klass.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Аттестуемый педагог Сушицкая Светлана Николаевна

Предмет технология             Класс 5

Тема урока: Виды вышивки

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о видах вышивки.

Основные термины, понятия: Вышивка,  швы « вперед иголку»,  « шнурок», стебельчатый, тамбурный, «петля в прикреп », « узелки», петельный.

Планируемый результат:

Предметные умения

- иметь представление о понятиях "вышивка", "свободные швы";

- уметь заправлять нитку в иголку;

- уметь подбирать цветовую гамму для вышивки;

- уметь выполнять «свободные швы»;

- знать названия швов в вышивке;

- уметь переводить рисунок на ткань;

- уметь выполнять «свободные швы»

Личностные УУД:

 - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить классификацию;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть речью.

Организация пространства

Формы работы:

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный

Метапредметные (УУД): регулятивные:

 -осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других;

Контроль за готовностью к уроку

Проверка количества присутствующих учащихся

Доклад дежурного, подготовка к уроку.

2.Актуализация знаний

3.Постановка учебной проблемы

Предметные:

 - правильно называть виды швов;

- правильно называть понятия цветового круга

Метапредметные (УУД): познавательные:

  - обосновывать основание для классификации;

 - выполнять анализ;

регулятивные:

 - осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением анализировать;

коммуникативные:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть речью.

Предметные: - определять вид шва, переводить рисунок на ткань, подбирать гамму цветов.

Метапредметные (УУД): познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.

Личностные:

 - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).

Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем изучение технологии выполнения вышивки. Вышивка дает нам возможность украсить свой наряд, свой дом, развивать свое творчество.

фронтальный опрос по вопросам:

1. Скажите, что вы знаете еще о вышивке?

2. С какими вышивальными швами мы с вами познакомились?

 3. Что вы можете сказать о цветовом круге?

4. Какие же цвета называют теплыми, а какие холодными?

 5.Какие пары цветов можно назвать контрастными?

Показ цветового круга.

 

«Между прочим, Макиавелли как-то сказал, что искусство дипломатии похоже на искусство вышивания»,— говорит в известном мхатовском спектакле «Чрезвычайный посол» король одной из скандинавских стран, бывший, по утверждению авторов пьесы, не только‘ мудрым политиком, но и искусным вышивальщиком. Давайте попробуем все же предположить, что, встав на путь освоения вышивальных премудростей, мы тоже можем приобщиться к дипломатии. Как вы думаете, какие черты характера человека можно выработать, занимаясь вышиванием? Да и поэтому вышивание всегда привлекало людей не только тех, кто стремился вышивать, но и тех, кто использовал вышивку в украшении своего дома, своего наряда. Даже художники не смогли не затронуть этот вопрос, многие из них выполняют рисунки для вышивания, изображают на своих полотнах изделия с вышивкой, людей занимающихся таким искусством, вот перед вами знаменитое полотно – картина В. А. Тропинина Золотошвейка. Государственная Третьяковская галерея. Посмотрите, как изобразил художник девушку вышивальщицу. Как вы думаете, почему картина называется «Золотошвейка», и какие чувства она у вас вызывает? Да, раньше, как и сейчас золотное шитье остается востребованным, оно очень красиво, но и очень дорогое и сложное в выполнении. Поэтому вышивальщицы должны быть очень умелыми.

Слушают,  анализируют, осмысливают и делают выводы.

Выводят суждения на речевой уровень.

Ставят цели и задачи урока.

Думают, отвечают на вопросы, заслушивают ответы друг друга.

(Предполагаемые ответы:

 1) Вышивка это древнее искусство и сейчас оно в моде и т.п.

 2) Это швы «вперед иголку», «шнурок», стебельчатый, «за иголку», тамбурный, «петля вприкреп», «узелки», петельный;

3) Цветовой круг показывает цвета (состоит из цветов замкнутого спектрального ряда), в нем есть холодные и теплые цвета. По нему можно проще подобрать подходящие друг к другу цвета. Хорошо подходят цвета расположенные вблизи друг друга в пределах ¼ части цветового круга (гармония родственных цветов) или на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг;

 4) теплые - красный, желтый, оранжевый (выступают); холодные – зеленый, синий, голубой, фиолетовый, пурпурный (отступают);

 5) зелёный-красный; синий –оранжевый; фиолетовый – жёлтый.

ответ:

 Мы можем стать терпеливее, аккуратнее, развить в себе вкус, стремление к красоте, уюту в доме, хорошо развивается глазомер.

5.Открытие нового знания

Метапредметные (УУД) регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

 - определять последовательность действий на уроке.

Предметные:

 -знать отличительные особенности видов вышивки;

- владеть вышивальной иглой;

- знать понятия машинная и ручная вышивка;

- уметь подбирать рисунок для вышивки.

Личностные:

  - определять правила работы в группах;

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- владеть речью.

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить и выполнить? Золотое шитье является одним из видов вышивки. Сегодня тема нашего урока «Виды вышивки». В наше время существуют разные виды вышивки. Это вышивка ручная и машинная. Почему она так называется? Правильно. Из этих видов вышивки простейшей является ручная, она и считается основой вышивания. Видов ручной вышивки множество, вот только некоторые их названия. Свободные швы, счётные швы, гобеленовые швы  гладь, мережка, изонить, ришелье, хардангер и др. Для выполнения машинной вышивки конструкторы придумали швейные машины с функцией вышивки, а также современные специальные вышивальные машины, которые дают возможность выполнить вышивку очень быстро, одинаково на многих изделиях и даже часто без присутствия самого человека, по специальной компьютерной программе, по заданию с флеш - карты (показ видео).  Есть машины маленькие (индивидуальные или для мини -фабрик) и очень большие (фабричные). Вышивка на одежде не только украшение, но и эффективный рекламный ход, не теряющий со временем своей актуальности, прекрасное декоративное украшение и хороший подарок.  Для любой вышивки самое главное суметь правильно подобрать ее размер, цветовую гамму и выбрать технологию её выполнения (т.е. подобрать виды швов для ее выполнения). Поэтому мы сегодня обязательно этому научимся. А для этого проведем две практических работы:

 Первая практическая работа: «Подбор цвета и технологии выполнения вышивки» Вводный инструктаж. Проведение инструктажей в группах, во время выполнения работы. - Выбрать рисунок, подобрать цвета, виды швов.

- записывают тему урока

 - зарисовывают схему «Виды вышивки»

ответ: ручную выполняют руками, а машинную на машинке.

- запись названий ручной вышивки в тетради

- просмотр машин и их работы

Обучающиеся работают в парах, выбирают рисунок, виды швов, подбирают цвета. Определяют последовательность этапов работы.

6.Применение нового знания

7.Рефлексия учебной деятельности

Предметные:

- уметь увеличивать и уменьшать рисунок для вышивки. Метапредметные (УУД) регулятивные:

- осуществлять самоконтроль.

 познавательные:

 - осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД): регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

 - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные:

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Иногда подбирая рисунок для вышивки мы сталкиваемся с проблемой- рисунок, который нам понравился либо очень маленький, либо большой по размеру. Подумайте, как можно решить такую проблему? Конечно, если мы умеем хорошо перерисовывать рисунки, то мы можем это сделать, но ведь не все из нас умеют хорошо рисовать. И поэтому мы можем использовать растровую бумагу или растровую сетку. Что это такое? (Растровая бумага — это бумага, на которую нанесена сетка из квадратов размером 1x1 см.) Для изменения размера рисунка используют растровую бумагу или, если ее нет, вычерчивают лист с клеточками.

 - вводный инструктаж с демонстрацией приемов работы; - рисунок на доске

Вторая практическая работа «Уменьшение и увеличение рисунка вышивки»

Физкультминутка Упражнения выполняют стоя, для мышц рук и спины. Гимнастика для глаз.

- Итак, каким образом нам необходимо действовать, если необходимо увеличить наш рисунок в 1,4 раза? - А если уменьшить в 2 раза.

В наше время, время высоких технологий для этой операции можно воспользоваться компьютером, и ту работу, которую выполняли вы можно выполнить намного быстрее. Учитель помогает справиться учащимся по работе с программой тестов.

 - выставление оценок по тестированию; Просмотр ошибок учащихся и подведение итогов урока:

-Что вы узнали сегодня на уроке? Д/з. учебник: стр. 101-102 – прочитать Дополнительно (по желанию) найти информацию об одном из видов ручной вышивки. Принести: рабочую форму, рисунок для своей вышивки, инструменты и материалы для вышивания (пяльцы, х/б ткань или канву, нитки для вышивания, иглы, ножницы, наперсток)

ответ: надо ее перерисовать.

- просмотр работы учителя

- выполнение практической работы индивидуально.

ответ: надо нарисовать растровую сетку со стороной в 1 см. на рисунке и для выполнения нового рисунка сетку со стороной 1 см, 4 мм.

ответ: нарисовать растровую сетку со стороной в 1 см. на рисунке и для выполнения нового рисунка сетку со стороной 0,5 см., т.е. в 2 раза меньше - выполнение компьютерного тестирования.

ответ: мы узнали о видах вышивки, о том, как уменьшить или увеличить рисунок вышивки ручным способом и применяя компьютер.

Запись домашнего задания, уборка рабочих мест.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

Конспект урока в 8 классе: "Виды теплопередачи. Теплопроводность"

Конспект урока в 8 классе: "Виды теплопередачи. Теплопроводность"...

конспект урока по технологии. Вышивка крестом

Конспект урока. Вышивка крестом...

Конспект урока по технологии в 7 классе на тему: "Вышивка лентами"

На уроках технологии основная часть учебного времени  отводится на практические работы,поэтому тип урока комбинированный....

Конспект урока в 5 классе "Виды сложных предложений"

Тема: Виды сложных предложений (урок-обобщение)Цели: обобщить знания по теме «Виды СП»; развивать пунктуационные навыки, умение выполнять синтаксический разбор; развивать у учащихся умение высказывать...

План-конспект урока по технологии: "Основные виды петель при вязании крючком".

Раздел - "Вязание".Тема: "Основные виды петель при вязании крючком"....