Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии
статья по технологии ( класс) на тему

Уляшева Юлия Михайловна

        Аннотация к работе:  Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии

Актуальность: Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе.

Новизна: По новому выстраивается алгоритм проектирования исследовательской деятельности, методика исследования, сбор материала и принципы работы с ним, особое внимание уделяется оформлению результатов исследования, используется ИКТ технологии.  В исследовательской  деятельности по новому рассматривается формирование учебных умений и навыков.

Практическая значимость: Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В ходе выполнения исследовательского проекта происходит соединение теоретических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии

Автор: Уляшева Юлия Михайловна

Единственный путь, ведущий

к знанию, - это деятельность.

 Бернард Шоу

В своей работе каждый учитель стоит перед проблемой: как сделать так, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать, читать, считать, но и понимать картину мира, умели логически мыслить. Основой обучения должно быть не запоминание информации, а активное участие в процессе приобретения этой информации самих школьников, их самостоятельное мышление, последовательное формирование умения самостоятельно приобретать знания, способности самообучаться. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе.

Если раньше обучение предполагало получение учащимися от педагога готовых знаний и наработку на их основе умений и навыков, то в современных условиях необходимо научить школьников самостоятельно добывать знания и обрабатывать информацию, презентовать её.

Я учитель технологии. В своей педагогической деятельности я использую разнообразные приёмы и способы работы, применяю проектную технологию, технологию личностно-ориентированного обучения, технологию создания проблемных ситуаций, технология развивающего обучения, а также технологию организации исследовательской деятельности.

Особое место в моей работе занимает творческая деятельность. Стараюсь помочь осознать девочкам, что умение многое делать  (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких – залог уверенности в себе. Человек, владеющий каким-то мастерством, не спасует перед любой другой проблемой: он знает, что может постичь и любое другое дело, если в нём окажется потребность. Закрепить эту уверенность помогает выполнение проектов. Изготовление проекта по предмету технология включает в себя не только исследование интересующего материала, но и изготовление творческого проекта.

В начале работы необходимо  выбрать тему исследовательского проекта, а также изделие, которое будет конечным продуктом в работе, то есть результатом работы.  Для этого я рекомендую учащимся собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или в интернете.  На выбор темы влияет: знания учащихся из различных областей практической деятельности; цели и  задачи, которые ставят перед собой учащиеся при выполнении данной работы; практическая значимость результата проекта. В современных условиях необходимо научить школьников мыслить, находить и решать проблемы, используя при этом знания из разных областей.

Успех работы зависит от того, насколько ясно сформулированы цель и задачи: для чего будет выполнена работа, какие задачи решаются с выполнением проекта. Цель работы должна быть конкретной, доступной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. После того, как сформулирована тема,  обсуждены и приняты цель и задачи приступаем к  следующему шагу в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.

Исследовательская  деятельность осуществляется самостоятельно учащимися: девочки работают с литературными источниками, опрашивают выбранную категорию людей (например, опрос учащихся какую школьную форму они предпочитают, какие подарки любят получать и т. д.), обрабатывают данные.  Необходимо понимать: чем больше людей участвует в опросе, тем точнее результат.  Действия, выполняемые учащимися на данном этапе: поисковая и исследовательская работа, сбор информации, решение промежуточных задач, анализ собранной информации. После того, как исследовательский материал собран необходимо оформить результаты исследования. Особое внимание уделяю  оформлению работы. Работа должна быть напечатана на компьютере. Титульный лист содержать следующие сведения: название темы работы, дата и место её проведения, фамилия и имя автора, Ф.И.О. руководителя.

После того, как выполнена исследовательская часть, я предлагаю каждой ученице самостоятельно выполнить творческую работу своими руками. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет ученицам проделать серьезную практическую работу. Результатом работы над исследованием, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы.

После того, как работа оформлена, изделие изготовлено, необходимо выполнить презентацию. Презентация готовится в виде слайд-шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. Обычно презентация включает 10-12 слайдов. В ней представляются результаты исследования, могут быть различные варианты образцов изделий, также могут быть фотографии выполненного изделия на разных стадиях изготовления работы (процесс работы), выводы по работе. В итоге демонстрируется готовое изделие. Защита исследовательского проекта   соответствует  уровню экзамена. 

При применении  исследовательской деятельности в учебном процессе у учащихся формируются  общеучебные умения и навыки: рефлексивные,  поисковые (исследовательские), умения и навыки работы в сотрудничестве,   менеджерские,  коммуникативные,   презентационные,  умение отвечать на незапланированные вопросы

  Значительное место в моей деятельности занимает работа по исследованию регионального компонента, изучению культуры русского и коми народа. Мы с ребятами посещаем музеи, выставки нашего района и соседних . Собираем информацию об  интерьере коми избы, коми национальной кухни, орнамента в одежде коми народа: всё  это  способствует формированию у детей чувства гордости, уважения к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремлению сохранить то ценное, что живет в нашей памяти. У учащихся появляется интерес к поиску дополнительной информации о культуре края. В процессе изготовления исследовательских проектов в этом направлении учащиеся приобретают знания по национальной культуре; повышается интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору, активизируется познавательная деятельность; выявляется интерес к художественно-прикладной деятельности, воспитывается  толерантность.

 По итогам года, в конце полугодия, представляются лучшие проекты по предмету.   Со своими работами школьники участвуют в конкурсах, конференциях, фестивалях.   Изделия школьников экспонируются на выставках и конкурсах в ЦДТ, Доме культуры нашего посёлка, в школах  и в музее нашего района.

Так, например, мы с ребятами из 7 класса исследовали технологию изготовления изделий в технике декупаж. На выставке ребят заинтересовала работа сделанная в этой технике. Ученикам было интересно попробовать сделать самим такую же работу, узнать историю этой техники, технологию изготовления изделий. Составили план выполнения проекта (алгоритм проектирования исследовательской деятельности). Ребята определили интересующие вопросы. Каждый исследовал свой вопрос, необходимый для выполнения общего проекта.  В процессе выполнения работы учащиеся сделали самостоятельно изделие в технике декупаж. Подвели итоги.  Были проанализированы сильные и слабые стороны работы над проектом. Ребята получили удовольствие от проектной деятельности. Со своими работами ребята участвовали в выставках и конкурсах различного уровня.

        Такая совместная работа даёт возможность учащимся раскрыть свои творческие способности, найти себя, попробовать свои силы в исследованиях разного уровня. Способствует формированию у моих учеников новых компетенций: саморазвитие личности; повышение уверенности  каждого ученика, его самореализации и рефлексии; развитие исследовательских умений; развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничество  для получения результатов  в процессе выполнения исследовательских и творческих заданий.

       Стараюсь, чтобы каждый из ребят при выполнении проекта смог проявить  инициативу; самостоятельно,  мог поставить цель и достигнуть её; самостоятельно подойти  к решению личных и общественных проблем; умел нести ответственность за себя, за других.

        Активизируя    стремление   ребенка   к  исследовательской     деятельности,  создаётся  основа  для   развития   природных   качеств, которые в дальнейшем   совершенствуются;   ребята учатся самостоятельно проектировать пути  реализации поставленных целей, контролировать и оценивать свои достижения, учатся учиться.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что несомненно будет способствовать успешному обучению в вузах и других учебных заведениях. Исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

Таким образом, как показывает практика, исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным исследованием, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача учителя состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.Много...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории

Статья на тему "Организация исследовательской деятельности на уроках истории"(из опыта работы)....

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии

Исследовательская деятельность учащихся на уроках технологии. Оформление исследовательской работы...

Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству

Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования.  С каждым годом всё большее число...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....