Конспект урока . Тема : Лоскутная техника (пэчворк) - вчера и сегодня.
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Сибирцева Татьяна Анатольевна

                           Урок посвящен одному из древнейших  видов народных ремесел - мастерству создания различных изделий из остатков тканей.  Лоскутная техника  применялась  рукодельницами  

            многих народов мира, а сегодня это мастерство переживает второе рождение.  Научить девочек любить  и развивать старинное ремесло,  обогатив его своей фантазией   -  вот основная 

            цель моего урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       ШКОЛА № 467.

                                          Преподаватель : Сибирцева Т.А.

   Урок :  Лоскутная техника ( пэчворк) – вчера и сегодня.

   Возраст учащихся :            для девушек 7-го класса .

   Цель :   -  ознакомить учащихся с историей возникновения мастерства лоскутной      

        техники, этапами ее развития ;

Задачи : -   дать понятие о цветовой гармонии, цветовом круге;

             -   освоить приемы подбора тканей по цвету и фактуре ;

             -   закрепить навыки швейного мастерства в процессе изготовления

                конкретных изделий ( прихватки дл я кухни ) .

Тип урока :   комбинированный урок .

Формы и методы работы :   историческая справка, беседа, объяснение  в процессе игры, моделирование, коллективное обсуждение .

Средства обучения :  Пособие «Лоскутное шитье, стежка и аппликация», иллюстрации и фото по истории  лоскутной техники ,  образцы детских работ ,

карточки с цветовым кругом , образцы сочетаний контрастных и родственных цветов, комплекты деталей кроя , технологические карты.

Контроль : индивидуальный, фронтальный, взаимоконтроль, групповой контроль, самоконтроль.

Межпредметные связи :  история, изобразительное искусство, геометрия.

Ожидаемый результат :  раскрытие творческого потенциала учащихся и совершенствование навыков швейного мастерства в процессе изготовления изделий в технике пэчворк.

План урока :

I .   Организационный этап.

II.  Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению

      нового материала.

III. Этап усвоения новых знаний.

  1. Историческая справка (развитие лоскутной техники в различных странах мира)
  2. Понятие о цветовом круге и цветовой гармонии.
  3. Практический подбор тканей для изделия.
  4. Изучение техпроцесса изготовления изделия.

IV. Этап закрепления изученного материала.

      Практическая работа : изготовление прихватки для кухни.

V.  Этап подведения итогов .

      1. Коллективная оценка работ, выбор лучшей работы.

      2. Рефлексия.

I.  Организационный этап .

     Сегодня мы с вами поговорим об одном из замечательных видов декоративно-

прикладного   искусства   ,   дошедшего   до  нас   с   самых  древних  времен   -  о

мастерстве   лоскутной   техники   или   иначе  ,  пэчворке   ( от  английских  слов

patch – кусочек, лоскут и work – работа ).

 

II.  Этап подготовки учащихся к к активному и созидательному усвоению

      нового материала.

Лоскутная  техника  –  это  соединение  фрагментов  тканей , подобранных  по

цвету и фактуре в определенном порядке , для создания мозаичных геометричес-

ких узоров.  Самые первые лоскутные изделия были  сугубо  функциональными –

одеяла и покрывала из остатков толстых тканей, набитые шерстью или  соломой,

были одними из  самых необходимых вещей в доме.  Нехватка  и  высокая  стои –

мость  одежды  приводили  к  тому , что к   любым  тканям  и   лоскутам  хозяйки

относились очень бережно, применяя  их  для  вторичного использования.

      Сегодня мы живем в совсем другом мире. Все можно найти и купить в магази-

не. Но … когда  видишь  изготовленные  из  , казалось  бы , ненужных  лоскутков

вещи ,  становится  теплее  на душе ! Давайте и мы сегодня прикоснемся к  этому

искусству и , кто знает, быть может , вы достигнете в этом  высокого мастерства !

     III.  Этап усвоения новых знаний .

     1.    Историческая справка (развитие лоскутной техники  в  различных  странах

            мира).

      А сейчас мы с вами немного поиграем и совершим историко- географическую экскурсию. Я буду рассказывать интересные факты о пэчворке и показывать вам фотографии, а вы должны отгадать, о какой стране мира я говорю.

     Итак,

-    в Каире, в Музее «Булат» посетителям показывают образец орнамента , выпол -

     ненный из кожи газели . Датируется образец  примерно 980 годом до н.э.

     Столицей какого государства является Каир ? (ответ : Египет).

-   в одном из Тибетских монастырей в 1920 году был обнаружен ковер , сохранив-

    шийся с IV века н.э. Его создали монахи из  лоскутков одежды  паломников , со-

    вершавших восхождения к храму.

    В какой стране находятся Тибетские монастыри ? (ответ : Китай).

-  в Токийском Музее костюмов экспонатами являются кимоно , украшенные узо –

   рами из кусочков тканей . Кимоно сохранились с XVI в. н. э.

   Столицей  какого   государства   является  Токио ?  Где  носят  кимоно ?  ( ответ :

   Япония).

-  в Европе особенно популярен пэчворк стал на Британских островах. Из колони –

   альной  Индии  ,  наряду  с драгоценностями  и  пряностями  корабли  привозили

   богатые  и  дорогие  ткани,  используемые потом хозяйками в лоскутной технике

   долгие годы .

   Какая страна находится  на Британских  островах ? Колонией какой страны явля-

   лась Индия ? (ответ : Великобритания).

-  первые переселенцы из Старого Света вынуждены были беречь одежду и белье,

   так как им еще только предстояло построить города и фабрики на новых терри-

   ториях. А красить ткани они научились у коренных жителей – индейцев.

   О каких переселенцах идет речь ? В какой стране коренными жителями являют-

   ся индейцы ? ( ответ :  Соединенные Штаты Америки ).

   Молодцы ! Наше путешествие по Земному шару закончено .  Теперь мы  отпра-

   вимся  дальше – в мир цветовой гармонии .

2. Понятие о цветовом круге и цветовой гармонии .

   Особое внимание в лоскутной технике уделяется цвету материалов. Задача под-

   бора  тканей  для  красивого  изделия может оказаться сложной,  если  не  знать  

   определенных правил, о которых мы с вами сейчас и поговорим.

   За  основу  гармоничного  подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из  

   цветов, которые вы все хорошо знаете с детства. Давайте вспомним их :

   (девочки раскладывают на рабочих местах карточки с цветами )

   К -  каждый

   О – охотник

   Ж – желает

    З  - знать

    Г – где

    С – сидит

    Ф – фазан  

    Правильно, молодцы.  Это  цвета  видимого  спектра  ,  которые   мы  называем

    радугой. Цветовой круг можно разделить пополам. Цвета красно-желтой поло –

    вины будут называться теплыми. Эти цвета более яркие, они как-бы выступают

    на  передний  план . Какие ассоциации возникают у вас при виде этой цветовой

    гаммы ? ( девочки  озвучивают свои примеры ). Правильно, это солнце , огонь,

    раскаленный металл.

    Сине-фиолетовая гамма спектра составлена из холодных цветов. Какие образы вы видите, глядя, на эти краски ?  ( слушаем ассоциации учащихся)  .  Да ,  это

    цвета голубой дали, воды, льда.

   Любой цвет характеризуется яркостью и насыщенностью.

   Яркость – это степень близости к белому цвету.

   Насыщенность – это степень густоты цвета.

   Помимо теплых и холодных, цвета делятся на хроматические и ахроматические.

   К хроматическим относятся все цвета нашего спектра и их оттенки.

   К ахроматическим относят белый, серый, черный цвета.

   Давайте теперь посмотрим , как сочетаются различные цвета друг с другом.

   (работа с карточками цветов)

   Выводы :

   - хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета ;

   - ахроматические цвета хорошо гармонируют с любым  другим  хроматическим

      цветом;

   - красиво выглядит комбинация оттенков одного и того же  цвета ;

   - оригинальны сочетания, образуемые равнобедренным треугольником,  вписан-

     ным в цветовой круг.

  1. Практический подбор тканей для изделия.

Сейчас мы с вами приступим к практической работе  по подбору  тканей , учи-

тывая ваш вкус и полученные вами сегодня знания .

( Девочки по очереди выбирают  ткани-компаньоны из  заранее  заготовленных комплектов с выкройками . Процесс происходит с коллективным обсуждением

различных вариантов, объяснением мотивации при выборе .)

  1. Изучение техпроцесса изготовления изделия.

 

    Следующий наш шаг  –  это изучение технологического процесса ,  т.е. порядка

    технологических операций, для изготовления кухонной прихватки.

    Давайте рассмотрим , какие детали необходимы нам для начала работы.

    Итак в ваших комплектах тканей находятся :

    ( учащиеся раскладывают на столе детали кроя )

    Квадраты цвета А – 8 дет.

    Квадраты цвета В -  8 дет.

    Подкладка – 1 дет.

    Прокладочный материал – 1 дет.

    Полосы А для окантовки -  2 дет.

    Полосы В для окантовки – 2 дет.

    Далее происходит коллективная работа с технологической картой, обсуждение

   порядка  и  содержания  технологических операций . Особое внимание  уделить

   вопросу аккуратности в работе .

IV. Этап закрепления изученного материала.

     Практическая работа : изготовление кухонной прихватки .

  1. Составление рисунка лицевой поверхности :

- сметать парами квадраты А и В на расстоянии 1 см от среза ;

- стачать детали , удалить нитки временного назначения ;

- разутюжить припуски шва ;

- сметать пары квадратов для образования полос ;

- стачать полосы , удалить нитки временного назначения ;

- разутюжить припуски ;

- собрать 4 полосы вместе , образуя рисунок прихватки ;

- сметать, стачать, разутюжить .

  1. Соединение деталей и окончательная обработка изделия :

- сложить вместе лицевую поверхность, прокладку и подкладку, совместить

  срезы, сметать ;

- обработать верхний и нижний срезы окантовочными полосами А ;

- обработать правый и левый срезы окантовочными полосами В ;

- удалить все нити сметывания ;

- выполнить воздушную петлю в уголке прихватки .

  1. Этап подведения итогов.

     1. Коллективная оценка работ, выбор лучшей работы.

     На  заключительном  этапе  провести  обсуждение  качества  и  внешнего вида

     детских  работ .  Учитывая  мнение  каждого  учащегося   определить  лучшую

     работу.  

  1. Рефлексия.

Дать возможность девочкам проанализировать свою творческую деятельность в процессе работы на уроке, рассказать о том, что больше всего понравилось , за-

помнилось, что показалось сложным .

Закончить урок притчей  :

Однажды к старому мудрецу пришла женщина и сказала :

- Все у меня в жизни сложилось -  хороший муж, хорошая семья, дом -   полная

чаша, но стала я думать – зачем все это ? И  жизнь  моя  развалилась , все  не   в радость…

Выслушал ее мудрец и посоветовал сшить свою жизнь . Ушла женщина от него в сомнении   . Но   решила   попробовать  .   Взяла   лоскуток  своих сомнений и пришила  его   к   клочку   голубого   неба, которое видела из окна. Засмеялся ее маленький внук  – и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло Запоет птица   –   еще  один  лоскуток прибавляется, обидят до слез – еще  один.

И   получались   из   оскутного полотна одеяла, наволочки, подушки ,  салфетки, сумочки  …   И   те ,  к   кому они  попадали , чувствовали ,  как  частички тепла согревают их душу, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной …

   

       

                                            ТЕМА УРОКА :

          ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА  (ПЭЧВОРК) -                              

                           ВЧЕРА  И СЕГОДНЯ.

ШКОЛА № 467, класс 7 «Б»

                                                                        11.02.2015

Учитель : Сибирцева Татьяна Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока тема: "Изготовление открытки в технике Айрис-фолдинг"

Цель: Расширить кругозор детей. Продолжить работу с цветной бумагой. Изучить технику радужного складывания в технике айрис - фолдинг.Метод обучения:1.словесный (устное изложение, анализ задания);2.наг...

Разработка урока по лоскутной технике "елочка".

Разработка урока по лоскутной технике "елочка" состоит из двух частей: теоретической и практической. Разработка может быть использована при подготовке уроков по технологии в 8 классе, а так же при под...

Методразработка на тему "Лоскутная техника"

Система уроков по лоскутной технике...

План - конспект урока по теме «Лоскутная техника».

План конспект урока технологии с использованием функциональной грамотности в 5 классе по ФГОС...

Урок технологии по теме "Лоскутные техники".

Цель урока:Образовательная: создание условий для знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем, получившегораспространение у многих народов мира и нашего Севе...