Методический семинар "Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы"
материал по технологии на тему
Конкурс "Учитель года России-2016" задание "Методический семинар" учитель технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология, методический семинар | 2.92 МБ |
Пояснительная записка к презентации "Методический семинар" | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С.Н. Худеков . Ерлинская основная школа. Кабинет технологии. День музеев.
«Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа». М.Е.Салтыков - Щедрин
Народные куклы сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания. Они являются частью традиционной культуры, несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве . За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Наступил кризис отношений в современной семье. Обращение к истокам – один из способов сохранения нравственных ценностей у молодого поколения . Проблема.
Главной целью работы является создание условий для становления личности человека и гражданина, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с самого раннего возраста. Цели и задачи. Я должна воспитать интерес и уважение к народным традициям, к русской игрушке; познакомить детей с русской народной культурой, с тряпичной куклой; развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость; совершенствовать навыки работы с тканью и нитками, развивать пальцевую моторику; совершенствовать коммуникативные способности детей .
Пути решения. Подбор и анализ информации. Составление программы дополнительного образования. Работа творческого объединения. Модернизация рабочей программы. Проектная деятельность. Организация мини-музея.
Теоретическая основа. Бартрам Николай Дмитриевич Покровский Егор Арсеньевич Зимина Зинаида Ивановна
Урок. Работа в подгруппах. Работа с наставником. Глубокое погружение. Наши первые куклы
«Клубы по интересам»
Внеурочная деятельность. «Убор невесты» « Васильевский вечер» »
«Выкуп невесты» Перевертыш Барыня Кормилка Счастье Подорожница
Музейная педагогика. Поисково – исследовательское направление.
Экспозиционное направление.
Результаты нашей работы. Д ети, и их родители не только получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании, научились изготавливать народные куклы, но и сделали для себя определенные жизненные выводы. И конечно выставки детских работ, в которых мы активно участвуем на муниципальном и региональном уровне. Последнее наше достижение это – диплом лауреата 1 степени на конкурсе «Рождественская сказка» в Рязани.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к презентации «Методический семинар»
Тема моего опыта работы «Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы» (слайд 1). Работу над данной темой я проводила в старинном селе Ерлино (слайд 2). Наша школа, памятник архитектуры, одна из старейших в области, находится в центре усадебного комплекса 18 века С.Н.Худекова. Нас окружает история. История нашего народа, история нашей страны. И конечно логично, что в таком окружении родилась тема моей работы, связанная именно с традициями и обычаями наших предков. Социокультурное развитие ребенка по ФГОС должно осуществляться путем приобщения к нормам поведения, традициям семьи, общества и государства. (слайд 3) «Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа».
М.Е.Салтыков - Щедрин
Она являются частью традиционной культуры, несет в себе определенные образы ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.
(слайд 4) За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Наступил кризис отношений в современной семье. Обращение к истокам – один из способов сохранения нравственных ценностей у молодого поколения.
(слайд 5) Я поставила перед собой цель создать условия для становления личности человека и гражданина, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с самого раннего возраста. Формировать патриотические чувства; знакомить детей с русской народной культурой, народными традициями, с тряпичной куклой; развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость; совершенствовать навыки работы с тканью и нитками, развивать пальцевую моторику; совершенствовать коммуникативные способности детей. (слайд 6) Для решения этих целей и задач я выбрали пути решения: подбор и анализ информации, составление программы дополнительного образования, работа творческого объединения, модернизация рабочей программы, проектная деятельность, организация мини-музея
Работа над проблемой проходила в несколько этапов (слайд 6). На первом этапе становления опыта мною была изучена теоретическая база данной проблемы.
(слайд 7) Бартрам Николай Дмитриевич – художник, историк, коллекционер. Создатель первого музея куклы.
Покровский Егор Арсеньевич выдающийся представитель российской науки, известный московский врач-педиатр. « Куклы немало содействуют доброму направлению ума и фантазии ребенка и что еще драгоценнее, мало- помалу содействуя, таким образом, с малых лет развитию добрых семейно - нравственных понятий и правил». И конечно изучала работы современных ученых и народных мастериц.
На основе изученного материала была проведена исследовательская и проектная деятельность, создана программа, тогда просто кружка по изготовлению народной тряпичной куклы. Ученики с удовольствием изготавливали кукол, приобщались к народным обычаям и традициям. Я начала вводить в учебный процесс по технологии элементы изготовления народной куклы, изучения русского костюма, устройства крестьянской избы. Планировались уроки по тряпичной кукле в разделах материаловедение, ведение дома, кулинария, изготовление одежды, творческое проектирование.
(слайд 8) Ко мне на уроки приходят разные дети. Есть и такие, для которых технология оказалась единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность (особенно учащиеся из СНГ). У них возрождается познавательный интерес, появляется самостоятельность и уверенность в своих силах. Исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно, красиво. Все это говорит о личностном росте, трудовом и нравственном становлении школьников. (ФГОС, стандарт «Педагог» раздел 4 часть 1; 3. Педагог должен использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. Должен быть готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.) Уроки: подгруппы, с наставником, глубокое погружение.
Все это учитывается при выборе объектов труда, при постановке целей и задач. Классы делю на подгруппы (слайд 9). Первая группа - сильные ученики, способные самостоятельно выполнять сложные задания. « Семейный клуб» (задача: самостоятельно подобрать материал в сети интернет, проанализировать ее, использовать личный опыт мастера – мамы, бабушки и изготовить куклу). Вторая тоже вполне справляется самостоятельно. « Интернет-клуб» (задача: использовать предложенные ресурсы Сети Интернет, готовые презентации с технологией изготовления куклы и изготовить куклу по своему выбору). А третья группа нуждается в помощи и коррекции. Им требуется больше внимания. «Библиотека» (задача: использовать подготовленную мною информацию, готовые инструкционные карты и изготовить куклу под руководством учителя или старшего по группе, наставника).
(слайд 10) В начале нашей работы внеурочная деятельность по данной теме отражалась всего в нескольких занятиях по изготовлению кукол. Сейчас в школе работает творческое объединение «Параскева Пятнца». В рамках объединения мы не только изучаем и изготавливаем тряпичную куклу, но и собираем материал в мини-музей, шьем народные костюмы и восстанавливаем народные обряды связанные с куклой, которые мы показываем на родительских собраниях, для экскурсантов в музее С.Н. Худекова. Это фольклорные обряды «Убор невесты», «Васильев вечер», (слайд 11) «Выкуп невесты», сейчас готовим обряд «Первая борозда» совместно с сельским поселением.
(слайд 12) И, наверное, наша работа не была бы так востребована, так интересна и красочна, если бы мы не организовали мини-музей «Бабий угол». Я применяю элементы музейной педагогики (стандарт «Педагог» раздел 4 часть 2. Педагог должен владеть методами музейной педагогики. Поисково-исследовательское, экскурсионное направления). (слайд 13) Основными источниками новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в действии. Уроки, проведенные на базе школьного музея, способствуют формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитательных, познавательных интересов и способностей, бережного отношения к памятникам истории и культуры. Да и сбор экспонатов для музея сближает детей и родителей.
(слайд 14) Результаты. Через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения конкурсов, праздников и дети, и их родители не только получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании, научились изготавливать народные куклы, но и сделали для себя определенные жизненные выводы.
Если мы сегодня научимся чувствовать себя частью великого целого - своего народа, уважать, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, то человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.
Одна из форм результативности – это выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом учитывается мнение ребят. Данная форма работы помогает развивать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей. Творческие работы учащихся участвовали в городских, областных конкурсах и выставках декоративно-
прикладного искусства.
Буду рада, если мой опыт работы пригодится учителям истории, МХК, ИЗО, при подготовке уроков связанных с традициями нашего народа и при организации внеурочной деятельности.
Учителя технологии не должны ждать того момента, когда все классы будут обучаться по программе ФГОС, а уже сейчас им необходимо опробировать элементы данной программы. Необходимо искать недочеты, ошибки и сразу исправлять их, набираться опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конспекта урока с презентацией по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) по теме: "Народная тряпичная кукла. Кукла оберег Зернушка".
Материал предназначен для учащихся 6-7 классов коррекционных школ (8 вид)....
Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»
Мастер класс рассчитан на детей пятого класса, педагогов, родителей....
"Народная тряпичная кукла" презентация к занятию кружка "Умелые руки"
Презентация подготовлена для занятия по внеурочной деятельности (кружок "Умелые руки" 4 - 5 класс)....
Мастер-класс Народная тряпичная кукла Барыня (столбушка)
В настоящее время интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её зап...
Обобщение педагогического опыта "Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы"
Обобщение педагогического опыта учителя технологии на конкурс "Учитель года России - 2016"....
Презентация к уроку "Народная тряпичная кукла на выхвалку"
Презентация знакомит учениц с девичьими народными тряпичными куклами....
Открытый урок по технологии: «Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы «Выхвалка»» (5 класс).
Урок направлен на то, чтобы дать ученикам краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «...