Доклад. "Разработка и реализация допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся основной и старшей школы совместно с предприятиями и организациями".
статья по технологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ситников Виталий Михайлович

Последние два года были достаточно сложными для нашей страны. Антироссийские санкции и ответные защитные меры с российской стороны как никогда остро поставили проблему высокой зависимости российской экономики от импорта товаров и технологий. Российская экономика оказалась перед необходимостью за очень короткий срок совершить рывок в повышении конкурентоспособности своей продукции и импортозамещении, на который ранее потребовались бы многие годы. 

В докладе говорится о том, с какими трудностями сталкивается современная школа в вопросах профориентации детей, как преодолеть эти трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sitnikov_avgust.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка и реализация допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся основной и  старшей школы совместно с предприятиями и организациями.

Последние два года были достаточно сложными для нашей страны. Антироссийские санкции и ответные защитные меры с российской стороны как никогда остро поставили проблему высокой зависимости российской экономики от импорта товаров и технологий. Российская экономика оказалась перед необходимостью за очень короткий срок совершить рывок в повышении конкурентоспособности своей продукции и импортозамещении, на который ранее потребовались бы многие годы. 
         Все это должно подстегнуть предпринимателей к расширению и модернизации производства, ведь главной и давней причиной сдержанного роста экономики Российской Федерации остаётся низкий уровень технического и технологического обновления и недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках.  И одним из важнейших вопросов является подготовка кадров, способных работать с новыми современными технологиями на передовом оборудовании.
        Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – надо помочь старшекласснику  сделать правильный выбор, соответствующий его интересам и способностям.

В своем послании Федеральному собранию В.В.Путин одной из задач определил направленность на развитие промышленности, обучение инженерно-технических кадров и способствование развитию рабочих профессий.

Д.А.Медведев на заседаниях правительства по вопросам образования не раз акцентировал внимание на реформирование системы общего среднего образования, а именно в вопросах подготовки школьников к трудовой деятельности с целью успешной социализации после окончания школы. Технологическое обучение в региональных общеобразовательных учреждениях должно способствовать обеспечению соцзаказа данного региона на ряд «дефицитных» профессий, нехватка кадров которых сдерживает развитие промышленного комплекса региона.

Обучение школьников в образовательной области «Технология», как и вся система образования, направлено на расширение задач адаптации и социализации подрастающего поколения и теснейшим образом связано с процессами социально-экономических изменений в обществе. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху, к самореализации и материальному благополучию в будущем.

 Членами кабинета министров в средствах массовой информации озвучивается мысль, что только 35% выпускников школ должны получать высшее образование.

Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что к технологическому обучению в школе должно быть в свете нынешних событий особое отношение. Оно  должно занимать одно из приоритетных направлений современного образования.

В базисном учебном плане по новым ФГОС происходит сокращение количества часов на изучение предмета технология. Так в 7-х и 8-х классах вместо двух часов планируется ввести по одному. Учитывая ряд объективных причин, не всегда, возможно, учитель сможет выработать 35 часов (карантин, праздничные дни и т.д.), а модное ныне дистанционное обучение не всегда может быть достаточно эффективным.

Но допрофессиональная подготовка в стенах общеобразовательных учреждений в современных условиях просто жизненно необходима. В соответствии с возрастом, спецификой функциональных возможностей, психического развития детей и подростков допрофессиональная подготовка должна иметь многоаспектную направленность, предполагающую воспитание трудолюбия, формирования потребности в труде, развитие значимых для трудовой деятельности качеств личности, формирование политехнического кругозора и начального уровня профессиональной компетентности, накопление социального опыта в коллективном труде, воспитание культуры труда, нового экономического мышления, укрепления здоровья.

Для достижения положительного результата в этой работе нужно объединить усилия всех членов  педагогического коллектива и в первую очередь администрации школ, а не полагаться только на усилия учителей технологии.

 Несмотря на трудности и проблемы на областном уровне происходят положительные изменения. Проводятся региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» «WorldSkills» и региональные чемпионаты «JuniorSkills» в области современных строительных технологий, металлообработки, транспорта, информационных технологий, сферы обслуживания и общественного питания.

И самое главное, Администрацией Тамбовской области разработана и утверждена концепция развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года (постановление от 5 мая 2014 года №2014).

         Данная концепция разработана в  целях обеспечения межведомственного взаимодействия и рационального использования образовательно-производственных ресурсов региона в рамках организации профессионального самоопределения и становления молодежи с учетом приоритетных направлений модернизации региональной системы профессионального образования, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития области.

В концепции приводятся данные, что в  последнее время наибольшим спросом у работодателей пользуются представители рабочих профессий и специальностей технического профиля. По данным ежегодно формируемой региональной потребности наиболее востребованы такие направления подготовки как "Архитектура и строительство" (19,9%), "Металлургия, машиностроение и материалообработка" (17,3%), "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (17,3%), "Транспортные средства" (14,8%), "Сельское и рыбное хозяйство" (12,6%).

С учетом ежегодно формируемого прогноза рынка труда устанавливаются контрольные цифры приема в государственные профессиональные образовательные организации.
         В настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать в качестве одного из ключевых факторов, обеспечивающих формирование и развитие кадрового потенциала области в соответствии с потребностями регионального рынка труда.

Для системы общего образования особое значение приобретает интеграция с профессиональной школой, формирование востребованных компетенций и прикладных квалификаций как механизм профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение их выхода на реальное производство.
         Для предприятий участие в профессиональной ориентации дает возможность провести отбор мотивированных обучающихся, ориентировать их на конкретное рабочее место еще на уровне общеобразовательной организации.

  В связи с вышеизложенным,  моя задача, как педагога, обеспечить учащихся познаниями на основе проектно-познавательной деятельности действующей программы, с опорой на базисный план, имеющуюся материальную базу. Мною разработана программа, которая вместе с методом проектов позволяет учащимся овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, развивать творческие способности и абстрактное мышление учеников. Для большей эффективности в области допрофессиональной подготовки обучающихся общеобразовательным учреждениям нужно налаживать контакт с действующими предприятиями города.

Сейчас каждый год появляются новые  материалы, технологии. Поэтому нам, учителям, необходимо ориентироваться в современном технологическом мире, повышать свой профессиональный уровень, идти в ногу со временем.

Невозможно останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно развиваться. Так как наша работа – это один из уровней допрофессиональной подготовки школьников.
        
А формирование многоуровневой системы профессиональной ориентации способствует социально-экономическому развитию области, поскольку обеспечивает реализацию свободы индивидуального профессионального выбора с учетом потребностей регионального рынка труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация новых ФГОС по математике в основной и старшей школе

Выступление по МО для учителей математики....

Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы

Доклад на тему "Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы", основанный на проводимой работе в данном направлении в МБОУ "СОШ №42" города Братска Иркутской области....

Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы

Презентационный материал по теме "Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы"...

Реализация ФГОС на уроках математики в основной и старшей школе (2021 г.)

          Главным  направлением повышения качества образования в основной и средней школе является реализация ФГОС ООО. Для этого, предмет математика наделён огром...

успешные педагогические практики Организация проектной деятельности школьников на уроках математикив основной и старшей школе

​Доклад форума «Повышение качества образования: эффективные управленческие и педагогические практики» на тему "Организация проектной деятельности школьников  на уроках матем...

Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня.        В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.

Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя....