Выступление на МО по теме " Деятельность учителя по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков самооценки и потребности к труду"
учебно-методический материал по технологии на тему

В выступлении даны критерии деятельности учителя по формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение – специальная (коррекционная) школа № 9

Выступление на МО

«Деятельность учителя по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  навыков самооценки и потребности к труду».

     

Автор – составитель:

Коваленко М.Ф.,

Учитель трудового обучения

Мысковский городской округ

2017 год

Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой и себе подобными.

На современном этапе работы школы, когда главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала воспитанников. Естественно, выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил ребенка.

Появляется необходимость в учителе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда.

На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимания ученых и педагогов-практиков  на эту проблему.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Но очевидным выглядит тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учет мнения самых обучаемых, делает затруднительным переход к системе развивающего         обучения.

Проблемы, с которыми нам приходится постоянно сталкиваться в работе – это отсутствие устойчивой мотивации к учению у значительной части учащихся, устаревшая оценочная система и необходимость разработки компетентностного подхода в обучении. Как сделать оценку деятельности учащегося максимально объективной, понятной ему, способствующей включению внутренних мотивов учебной деятельности. Что нужно сделать, чтобы оценка из барьера, отделяющего ученика от учителя, семью от школы превратилась в союзника учителя, смогла объединить оба субъекта обучения.     Главными в оценочной деятельности являются три вопроса: что оценивать, как оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки; умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др.  

Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки?

ü  обучающийся должен иметь четкое представление о цели учебной деятельности.

ü  обучающийся должен иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности.

ü  обучающийся должен четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе.

ü  обучающийся должен понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а, следовательно, более эффективным.

Работу по формированию навыков самооценки надо начинать как можно раньше, лучше с первых дней обучения. Что следует делать учителю для развития навыков самооценки. Во-первых, следует посвятить учащихся в механизм оценивания, объяснить им критерии оценивания различных видов учебной деятельности, можно выработать целую систему параметров и критериев:

·       познавательная деятельность на уроке в момент проверки домашнего задания;

·       познавательная деятельность на уроке в момент изучения нового материала;

·       работа в тетради;

·       развернутый ответ у доски или с места;

·       выполнение практического задания;

 Стремление человека к активной самостоятельной деятельности – одна из фундаментальных потребностей личности. Она проявляется уже у маленького ребенка, который все хочет делать сам. Такое стремление к самостоятельности лежит в основе формирования способностей обучаемого к самоуправлению учениям. Этот процесс предполагает, прежде всего освоение им управляющих функций учителя и обращения их на самого себя. Это приводит к тому, что выступая в роле учителя по отношению к себе, обучаемый начинает осуществлять и его функции - мотивирует, регулирует, контролирует и оценивает свою учебную деятельность на всех ее этапах (анализа, проектирования, реализации).

 “Учебная деятельность является по своей природе познавательной. В этой связи ее организационно-психологоческая структура включает в себя мотивацию; проблему (учебную ситуацию или учебную задачу в форме задания); исполнение (реализацию в форме учебных действий); контроль и оценку, переходящие в самоконтроль и в самооценку. (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер)” [4].

Управлять учебной деятельностью – это значит организовывать учение обучающихся, то есть направить их на решение системы учебных задач. Специфика деятельности учителя состоит в том, что он ставит обучающегося в позицию человека, активно усваивающего знания.

Для этого учитель:

● Стремиться к тому, чтобы поставленные им учебные задачи были приняты учащимися;

● Прилагает усилия к тому, чтобы ими были освоены способы решения учебных задач;

● Формирует у учащихся способность к оценке результатов учения;

● Создает условия для проявления активности и самостоятельности в учебной деятельности.

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля является необходимым компонентом учебной деятельности. Работу по формированию самоконтроля важно начинать с начальных классов, чтобы выработать правильный подход к организации учебной деятельности. Наблюдения показывают, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья самоконтролем владеют слабо, хотя к обучению относятся с интересом. На начальных этапах формирования самоконтроля учителю необходимо позаботиться о создании у детей положительных мотивов, побуждающих овладеть этой операцией и систематически ее выполнять. У школьников в качестве таких мотивов могут выступать требования учителя, желание ученика найти и исправить ошибку, убедиться в правильности выполненной работы, получить хорошую отметку, похвалу учителя, одобрение.

 Одним из средств формирования у обучающихся самооценки и самоконтроля на уроках трудового обучения является обучение детей существующим способом проверки правильности выполнения специфических для этого предмета заданий. Полезно приучать детей осуществлять проверку каждого этапа работы . Для закрепления навыка самоконтроля полезно использовать специально подобранные игры, такие как: “Сделай так же”, “Кто быстрее. Дидактическая игра представляет простор и для организации групповой работы детей, что весьма благоприятно для формирования самоконтроля. Это связано с тем, что дети охотнее выполняют взаимоконтроль, чем самоконтроль. Поэтому обучение данному умению целесообразно строить через взаимоконтроль в совместной деятельности. Проверяя работу товарищей, выполняя функции контролера, ребенок учится контролировать и себя. Перед ним всегда должны стоять такие вопросы: “Для чего я что- то делаю?”, “Что получится в результате моих действий?”, “Какое влияние они окажут на меня и окружающих?” Ответить на них можно только тогда, когда пытаешься понять себя, превращать свои эмоции, чувства, мысли, поступки в важнейший предмет познания.

Обобщая выше сказанное, выделяю основные общие для формирования у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду. Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы показать обучающимся значимость навыков самооценки и потребности к труду, раскрыть на доступном материале их содержательную сторону. Методическое решение этой задачи может быть самым разнообразным, но итогом ее должно быть четкое осознание обучающимися взаимосвязи трех элементов познания: цель-средство (приемы работы) – результат.

 Условия, которые способствуют эффективному формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду на уроках трудового обучения:

● Трудовые умения вырабатывались при условии многочисленных упражнений.

● Творческий характер задания.

● Планирование учебной деятельности.

● Создание ситуации успеха.

● Создание условия чтобы каждый ребенок осознал значимость выполняемой работы.

● Сочетание различных форм работы.

                                           

 

Список литературы.

  1. Обучение детей с отклонениями в развитии (текст).

Отв. ред. Т.А.Власова – м.: Просвещение, 117с.

  1. Психология памяти (текст). Отв. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер – м.: Черо, 2000 – 816с.
  2. Учить самостоятельности: кн. для учителя. П.В.Жарова – м.: Просвещение,  205с.

4. Школа и производство научно-методический журнал, 2007, №2,7    

    (И.В.Зотова, Н.В.Усова).

5. Психология эмоций, чувств, воли. В.В.Дружинин, М. Владос 2003-185.

6. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных)

    образовательных учреждениях VIII вида, В.Г. Патракеев, М. Владос,

     2003-191.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.

В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу....

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы

В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотнос...