Доклад на тему: "Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС"
учебно-методический материал по технологии на тему

"Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fgos.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:  

"Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС"

 

Выполнила учитель технологии

МОУ-СОШ №1 г. Красный Кут

 Ан Лилия Григорьевна

26.09.2015г.

 В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Какова роль  учителя на современном этапе обучения?

- Научить ребенка учиться.

      В наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным,   а главное – успешным.

     Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

 Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

 Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

 Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

 Главной целью образования – развитие личности обучающихся.

 Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

 Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

 Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;

 Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один 1десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

 Важнейшей задачей каждого учителя нашей школы при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода. С целью освоения педагогами новых требований к уроку в школе организованы обучающие семинары, педагогические советы и консультации.

Основополагающие принципы проектирования современного урока

1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.

 2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки:

- изучения(объяснения) нового материала

 - закрепления знаний и формирования умений и навыков

 - повторительно-обобщающего характера

- коррекции знаний, умений и навыков

 - Комбинированный

- Контроля знаний, умений и навыков,

То с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:

- «открытия» нового знания

-рефлексии

- общеметодологической направленности

 - развивающего контроля.

  ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика

 С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в образовательном процессе.

Что делает учитель? - Спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает.

Что делает ученик? Записывает, слушает, читает, решает, исследует, делает выводы.

 Так преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Таким образом, в ходе проектирования современного урока раскрываются именно те компетенции, о которых ранее сказал мой коллега, а именно:

- компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Теперь учитель – это навигатор, тьютор, помощник, который должен чаще отвечать на вопрос учащегося «Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй сам».

Способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта.

 Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.

 Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

ТК - это Проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

 Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями- практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Однако, можно выделить основные блоки:

1. блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

2. инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

3. организационно-деятельностный

 Вывод:

Многие учителя, познакомившись с такой структурой урока, считают, что организовать урок «открытия нового знания» на основе системно - деятельностного подхода – очень трудно. Да, нелегко.  Этому надо учиться самому. Но при таком подходе мы сможем научить ребенка думать, действовать, а не просто сидеть и брать готовые истины. И если учитель понимает, что он должен формировать у детей, зачем он это делает, и как организовать урок, чтобы дети учились учиться, то они научатся ставить цель и формулировать учебные задачи.

Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного о...

Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС

Современный подход  разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности(грамотности) учащихся,  инвариантной...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  р...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Использование технологической карты в современном уроке по технологии в рамках реализации ФГОС

В статье представлен опыт работы учителей технологии по составлению плана-конспекта современного урока с технологической картой в условиях внедрения ФГОС основного общего образования....

Доклад ШМО«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»

Не для кого не секрет, что в настоящее время  Российское образование терпит  кардинальные изменения. Приняты и поэтапно внедряются новые стандарты – ФГОС второго поколения. Особенность...

Доклад на педагогическую конференцию на тему Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО

Доклад на педагогическую конференцию на тему Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО...