Доклад на педагогическую конференцию на тему Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО
методическая разработка

Максимов Иван Владимирович

Доклад на педагогическую конференцию на тему Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_maksimov_iv.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Нижнесаянтуйская СОШ»

Доклад на педагогическую конференцию

на тему

Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО

Автор: учитель технологии  

Максимов Иван Владимирович

         Нижний Саянтуй, 2023

С 1 сентября 2023 вступят в силу изменения ФГОС. Новые стандарты учитывают современные требования, ставя перед учебными заведениями задачу обеспечить качественное образование и подготовку учащихся к жизни и труду. Вместе с обновленными ФГОС появляются новые рабочие программы, которые помогут педагогам эффективно организовать образовательный процесс в соответствии с новыми стандартами.

 В новых ФГОС максимально четко сформулированы требования ко всем предметам школьной программы, окончательным знаниям учеников, а также сделан упор на практическое применение этих навыков. В новых ФГОС также прописаны конкретные требования к условиям обучения для того, чтобы обеспечить равные возможности получения качественного образования всеми ученикам, независимо от места жительства и доходов семьи.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Одной из важнейших задач технологического образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

На уроках технологии широко применяется проектный метод. Овладение ИКТ является наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети лучше узнают друг друга, обмениваются информацией. Учителя должны всячески стимулировать обучающихся к этой работе.

Интегрированный подход к обучению технологии предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке технологии при выполнении различных проектов необходимы знания, полученные на уроках биологии, физики, геометрии, истории, ИЗО и др. В результате такой деятельности приобретается опыт, необходимый и полезный в повседневной жизни.

Четких инструкций по поводу уроков технологии в обновленных ФГОС нет, однако прописаны навыки, которые должны усвоить ученики на каждом этапе обучения. Среди них: изучение современных высокотехнологичных систем, способность ориентироваться в текущей повестке научной сферы. Разработка ФГОС производилась с учетом научно-технологического развития России. Как и для всех других общеобразовательных программ, у технологии появилась модульность программы. ФГОС представили следующие модули:

Инвариантные модули:

  • Модуль «Производство и технология»
  • Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»

Вариативные модули:

  • Модуль «Робототехника»
  • Модуль «3D-моделирование, макетирование»
  • Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
  • Модуль «Автоматизированные системы»
  • Модули «Животноводство» и «Растениеводство»

Примерная рабочая программа ООО «Технология», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,

протокол 3/21 от 27.09.2021 г. [1], констатирует, что модули, входящие в

инвариантный блок, осваиваются в обязательном порядке. Инвариантные модули выбираются исходя из возможностей образовательной организации. Хотя программа предусматривает принцип «двойного вхождения» — когда вопросы, выделенные в отдельный вариативный модуль, фрагментарно присутствуют и в инвариантных модулях.

Так же программа предусматривает несколько содержательных линий:

  • Линия «Технология»
  • Линия «Моделирование»
  • Линия «Проектирование»
  • Линия «Профессиональная ориентация».

Приведённые содержательные линии в рамках модульного курса могут быть раскрыты с различной полнотой и направленностью, в зависимости от состояния материально-технической базы общеобразовательной организации. Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнёрах, в том числе на базе учебнопроизводственных комбинатов и технопарков.

На начальном этапе внедрения модульного курса технологии, когда школы не имеют возможностей реализовать ту или иную вариативную составляющую, предполагается возможным использование инвариантных модулей, содержащих только модули «Производство и технология», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», без включения вариативных модулей. Что фактически соответствует традиционному курсу технологии с добавлением нового содержания.

В стандарте большое внимание уделяется развитию цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.

Поэтому рабочие программы учебных предметов, учебных курсов должны включать: тематическое планирование с указанием количества академических часов и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемые для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству РФ [2].

В то же время, каких-либо новых учебников для преподавания дисциплины

«Технология» не предусмотрено, поэтому могут быть использованы любые учебнометодические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников [3].

    В рабочую программу по технологии в 5-11 классах рекомендуется включать работу с оборудованием «Точки Роста», включающим следующие разделы: 3D-моделирование, полигональное моделирование,  системы автоматизированного проектирования,  прототипирование, 3D-печать, создание эскизов,  создание трёхмерных моделей в программе Blender, подготовка трёхмерной модели к печати, слайсер, устройство 3D-принтера, печать, постобработка, компьютерная графика,виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR), полигональное моделирование, робототехника.

3D моделирование

3D моделирование может быть использовано на уроках технологии для создания визуальных моделей различных объектов и конструкций. Это может помочь ученикам лучше понимать принципы работы и конструкцию объектов, а также помочь им развивать навыки проектирования и моделирования.

Для использования 3D моделирования на уроках технологии можно использовать специальное программное обеспечение, такое как КОМПАС-3D, Blender  и другие. Учитель может проводить уроки, на которых ученики будут создавать свои собственные 3D модели объектов, используя эти программы.

Прототипирование

Изготовление прототипов: 3D-принтер может быть использован для изготовления прототипов различных изделий, например, игрушек, моделей автомобилей, деталей для роботов и т.д. Это поможет ученикам лучше понимать процесс создания продукта и развивать свои навыки инженерии.

Робототехника

Для использования робототехники на уроках технологии можно использовать специальные наборы для создания роботов, такие как LEGO Mindstorms или VEX Robotics. Учитель может проводить уроки, на которых ученики будут собирать и программировать своих собственных роботов, используя эти наборы. Также можно использовать уже готовые роботы для демонстрации на уроках. Например, можно показать робота-манипулятора, чтобы ученики лучше поняли его принцип работы и возможности.

Использование 3D принтеров

Ученики могут использовать 3D-принтер для создания моделей различных объектов, таких как здания, механизмы, технические устройства и т.д. Это поможет им лучше понять принцип работы этих объектов и развить свои навыки проектирования.

Использование 3D-принтера может стимулировать творческое мышление учеников и помочь им развивать свои навыки дизайна.

VR-технологии

Для использования VR-технологий на уроках можно использовать специальные устройства, такие как VR-очки или контроллеры. Учитель может проводить уроки, на которых ученики будут использовать эти устройства для взаимодействия с виртуальными объектами и средой. VR- проекты можно создавать,  используя программу Unity.

Дополненная реальность

AR-система открывает широкие возможности в преподавании любых предметов. С помощью программы Unity можно «оживить» иллюстрации на бумажных страницах учебника по технологии.
Яндекс-тесты 

Яндекс-тесты могут быть использованы на уроках для проверки знаний учеников и оценки их успеваемости.  Учителя могут использовать яндекс-тесты для проверки знаний учеников после изучения определенной темы или главы учебника. Яндекс-тесты могут быть использованы для оценки успеваемости учеников в течение учебного года или семестра. Можно создавать яндекс-тесты для подготовки учеников к экзаменам, чтобы помочь им закрепить материал и оценить свой уровень подготовки. Яндекс -тесты могут быть использованы для создания интерактивных уроков, где ученики могут проходить тесты в режиме реального времени и получать немедленную обратную связь.

Создание QR-кодов

Можно создать QR-коды и расклеить их на оборудование в мастерской. Например ученики «считывают» код, наклеенный на станок и им открывается информация о станке, его устройстве и правилах безопасной работы с ним.

Квадрокоптеры

Применение квадрокоптеров на уроках также может быть инновационным подходом к обучению, который поможет ученикам лучше понимать темы, связанные с технологиями и инженерией. Квадрокоптеры могут быть использованы для изучения физических законов, таких как закон сохранения энергии и закон Ньютона. Ученики могут экспериментировать с различными параметрами полета квадрокоптера и наблюдать, как это влияет на его движение. Ученики могут программировать квадрокоптеры для выполнения различных задач, таких как полет по определенной траектории или съемка видео. Это поможет им развивать свои навыки программирования и решения задач.

Станки с числовым программным управлением

На уроках технологии рекомендуется использовать фрезерные, лазерные станки с ЧПУ такие как «Юниор-Ф». Станками можно не только управлять в ручном режиме, но и задавать 3D модели готовых изделий. Ученики могут использовать станки с ЧПУ для изучения процессов производства, таких как фрезерование, сверление и токарная обработка. Это поможет им лучше понимать, как создаются различные детали и изделия.

Работа с такими станками  поможет ученикам  развивать свои навыки программирования и решения задач.

Работа на станках  поможет учащимся лучше понимать свойства и особенности каждого материала и выбирать наиболее подходящий для конкретной задачи.

Другие примеры использования современных технологий на уроках технологии:

-создание дизайна интерьера дома в программе Sweet Home 3D

-  работа с программой Scratch по программированию для детей. Для понимания алгоритмов в программировании.

-использование программы paint для черчения деталей и заготовок на уроке.

-создание 2D игр в программе Unity

-программирование квадракоптера на  языке python

- создание 3D моделей в воксельной графике (программа MagicaVoxel)

-групповая сборка роботов

-пайка схем для управления приборами

-создание проектов ”умный дом”

-покраска 3D  моделей акриловой краской

-паперкрафт (полиганальное моделирование из бумаги)

- работа в программе LEGO Digital Designer

-работа в программе cura

-создание 2D и 3D и анимаций, скульптинг в программе blender

-работа в программе Wing на языке програмирования Python

-работа в программе visual studio на языке C#

-создание инфографики

Использование оборудования "Точки Роста" на уроках технологии поможет школьникам развивать свои навыки и готовиться к будущей профессии. Это также поможет им лучше понимать современный мир и использовать современные технологии в своей жизни.

Источники информации

1.Примерная рабочая программа ООО «Технология» [Электронный ресурс] /

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – Режим доступа:https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Tehnologiya_proekt_.htm

2. ФГОС ООО [Электронный ресурс] / Институт стратегии развития

образования Российской Академии образования. – Режим доступа:

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshayashkola/obzh/fgos/o-fgos-poop-07-04-22.html

3.Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 № 03–1899

«Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)

обучающихся в 2022/23 учебном году. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс.–

Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72114.html/

4.  Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на окружной педагогической конференции на тему "Готовность сельской базовой школы к реализации ФГОС"

В данном докладе представлены техническая характеристика школы , кадровый состав , направления деятельности...

Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС

Современный подход  разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности(грамотности) учащихся,  инвариантной...

Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...

Сообщение по теме: «Дискуссия как одна из современных воспитательных технологии в рамках реализации ФГОС»

Сообщение на педсовет по теме Дискуссия как одна из  современных воспитательных технологии в рамках реализации ФГОС., где воспитатели подделились опытом работы по данной технологии....

План самообразования на тему: «Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Индивидуальный план самообразования преподавателя - это важный и нужный документ, в котором отражены деятельность педагога в течение учебного года, его перспективы развития и самосовершенствования, пл...

Доклад ШМО«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»

Не для кого не секрет, что в настоящее время  Российское образование терпит  кардинальные изменения. Приняты и поэтапно внедряются новые стандарты – ФГОС второго поколения. Особенность...

«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»

В условиях внедрения обновленных ФГОС учитель должен стремиться заменить обучение  познавательной  деятельностью. Образование должно стать личностно-ориентированным, а учитель организатором ...