«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»
статья по технологии

Скубак Вера Леонидовна

В условиях внедрения обновленных ФГОС учитель должен стремиться заменить обучение  познавательной  деятельностью. Образование должно стать личностно-ориентированным, а учитель организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, их консультантом и помощником. Профессиональные умения учителя должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении этих знаний в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя политехническая школа №33»

 «Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»

                      Подготовила: Скубак Вера Леонидовна,

                                   учитель технологии

                        

Не для кого не секрет, что в настоящее время  Российское образование терпит  кардинальные изменения. Приняты и поэтапно внедряются новые стандарты – ФГОС второго поколения. Особенность новых стандартов заключена в системно-деятельностным подходе. Основная идея, которого заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.  В этой связи следует отметить, что  образовательная отрасль образования «Технология» была и остается единственной практико-ориентированной отраслью, осуществляющей подготовку учащихся к самостоятельной деятельности, жизни и труду в современном обществе.

Технологическое  образование существенно отличается от традиционных подходов к обучению в школе. Здесь прослеживается прямая связь с необходимостью гуманизации образования. Ключевым вопросом трудовой, а в дальнейшем и профессиональной, подготовки является вопрос о том, какую личность мы хотим получить в конечном итоге, какими качествами должен обладать человек, находящийся на пороге, или уже вступающий в мир труда и профессий.

В условиях внедрения обновленных ФГОС учитель должен стремиться заменить обучение  познавательной  деятельностью. Образование должно стать личностно-ориентированным, а учитель организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, их консультантом и помощником. Профессиональные умения учителя должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении этих знаний в практической деятельности.

Нельзя успешно обучать школьника, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без проявления интереса. Поэтому интересы учащихся необходимо формировать и развивать.

Познавательная деятельность человека, это  взаимодействие внешних и внутренних условий, которое представляет собой весьма сложный процесс. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности всё большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания, совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.

Познавательная деятельность личности всегда целенаправленна на какой либо объект, в первую очередь на объекты, которые имеют жизненное значение и интересны личности. Нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира.

Необходимо признать, что познавательный интерес являтся одним из самых значимых факторов учебного процесса, его влияние неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и в целом на интенсивность познавательной деятельности учащихся.

         Одной из важнейших задач обучение «Технологии» в основной школе является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся  учатся самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни.

         Меняются цели и содержание образования, появляются новые

средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным.

Поиск новых форм и приемов обучения – явление весьма закономерное. В современной школе каждый должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности, для формирования личности ученика, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.

         Современный урок технологии  отличается использованием таких методов и приемов обучения, как учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, выполнение проектов с элементами творчества и т.д. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Несмотря на высокую степень эффективности нетрадиционных форм занятий в процессе обучения, их не следует полностью абсолютизировать. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Критерием такой сбалансированности является принцип оптимизации процесса обучения. То есть, должно быть гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Точно также как нельзя отказываться от традиционного обучения, точно также нельзя отвергать нетрадиционную.

Нетрадиционные формы помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподаёт, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность

           Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Учитель, его отношение к  учебному предмету, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".

     В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...

Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС

Современный подход  разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности(грамотности) учащихся,  инвариантной...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....

«Современный урок химии в рамках реализации ФГОС»

Принятие нового ФГОС - признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. В основе стандарта лежит система деяте...

Сообщение по теме: «Дискуссия как одна из современных воспитательных технологии в рамках реализации ФГОС»

Сообщение на педсовет по теме Дискуссия как одна из  современных воспитательных технологии в рамках реализации ФГОС., где воспитатели подделились опытом работы по данной технологии....

Доклад ШМО«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»

Не для кого не секрет, что в настоящее время  Российское образование терпит  кардинальные изменения. Приняты и поэтапно внедряются новые стандарты – ФГОС второго поколения. Особенность...

Доклад на педагогическую конференцию на тему Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО

Доклад на педагогическую конференцию на тему Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО...