информационные технологии на уроке технологии
презентация к уроку по технологии (6 класс) на тему

Черняева Светлана Анатольевна

Обозначение орнаментов вышивки

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационные технологии на уроках ттехнологи, построение орнамента.

Слайд 2

Обучающие : познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения, сформировать знания об особенностях и значении ремесел Развивающие: способствовать творческому подходу и исследованию народной обрядности и их отражению в узорах. развитие творческих способностей, художественного воображения; развитие эстетического вкуса; развитие зрительной памяти, представления, наблюдательности, глазомера. Воспитательные : формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков. Развитие эмоционально – нравственного отношения к произведениям декоративно – прикладного искусства. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

Слайд 3

«...Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это прежде всего мир особого отношения человека к своему труду, к своей деятельности вообще и к жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды. . Д.С. Лихачев

Слайд 4

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева, вышивка, резьба по дереву и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.

Слайд 5

Резьба по дереву

Слайд 6

Вышивание Хохломская роспись Городецкая роспись

Слайд 7

Мезенская роспись Вязание Ковроткачество

Слайд 8

Павлопасадская мануфактура Жестовская роспись Квилт.Печворк

Слайд 9

Гжель Изразцы

Слайд 10

Что же объедитняет все виды ремесел? Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно - прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий .

Слайд 11

Орнаменты всех … народов идут из глубокой древности… Орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений… Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране. Это связная речь, последовательная мелодия,.. не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств». Владимир Васильевич Стасов (1824 – 1906)

Слайд 12

Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. посуда украшения туес из бересты

Слайд 13

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает "украшение". Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно-образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.

Слайд 14

Орнамент имеет следующие особенности: 1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ. 2.Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате). 3.Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.

Слайд 15

Геометрический орнамент Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.

Слайд 16

Растительный орнамент Самый распространенный в народном искусстве после геометрического. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна - лилия и т.д.

Слайд 17

Антропоморфный Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Слайд 18

Животный орнамент. ( Зооморфный) Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем). Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным.

Слайд 19

Геральдический орнамент Его элементами могут быть гербы, атрибуты войны – оружие, доспехи, факелы, знамена и др.; атрибуты музыкального и театрального искусства – лиры, трубы, рожки, маски, складки занавеса и т.п. Выполнение этого орнамента – чрезвычайно кропотливое и ответственное дело.

Слайд 20

Каллиграфический орнамент Может состоять или из отдельных букв, или из целых предложений типа высказываний, пословиц, лозунгов и т.л.

Слайд 21

Фантастический орнамент В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в вышивке, в резьбе по дереву.

Слайд 22

Типы орнамента Первый тип - орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п. Бордюр – это вид орнамента, периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.

Слайд 23

Второй тип - замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

Слайд 24

Поворотная симметрия Параллельный перенос

Слайд 25

Центральная симметрия – поворот трафарета вокруг своей оси + параллельный перенос: Зеркальная симметрия

Слайд 26

Как видим, у нас появилось еще несколько видов бордюров за счет использования зеркальной симметрии вокруг вертикальной оси. Посмотрим, сколько бордюров удастся придумать, если сделать трафарет не симметричным своей оси. Для этого повернем нашего попугая на 45 градусов.

Слайд 27

Третий тип - сетчатый, или плоский орнамент. Мотив в нем повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях.

Слайд 28

Мотив — главная часть орнамента, может состоять из одной простой фигуры, или из нескольких. Рисунки мотивов могут быть самые разнообразные, но в композиции повторение орнамента обязательно. Раппорт — повторяющийся рисунок, состоящий из мотива и расстояния до соседнего мотива, лежит в основе построения орнаментальных полос и сетчатых орнаментов. Пропорция — соотношение нескольких элементов орнамента (рисунка и фона, размера и мотива). Ритм — повторение и чередование элементов орнамента (ритм соблюдается в наклоне, повороте элементов орнамента). Словарь

Слайд 29

Дети тоже любят всевозможные украшательства, в том числе и ритмические орнаменты. Малыши заполняют лист бумаги ритмическими штрихами или линиями, дети постарше выстраивают на бумаге леса и города, ритмично чередуя те или иные образы. Девочки с удовольствием вырисовывают цветочки и наряды принцесс, а у мальчиков техника и рыцари выстраиваются в определенном порядке. Рано или поздно все приходят к декоративному рисованию: пластичные линии, простые элементы, красивые цветосочетания. Мы погружаемся в сказочно-прекрасный мир. Но вместе с тем создавать орнаменты и декоративные образы не просто. Нужна уверенная рука, хорошая координация, развитая фантазия, чувство гармонии и цвета.

Слайд 30

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ. На Востоке существует древний способ диагностики заболеваний по движению глаз, не по радужной оболочке, а именно по движению глазных яблок. Оказывается, в зависимости от заболевания, глаза начинают где-то срезать углы, линия получается неровной. Это еще раз подтверждает, что все в нашем организме взаимосвязано и взаимозависимо. Выполняя упражнения для глаз правильно, мы не только тренируем мышцы, но и опосредствованно работаем с нездоровыми органами. Поэтому следите за тем, чтобы во время выполнения упражнений движения глаз четко «рисовали» указанные линии. Итак, расправьте плечи, выпрямите спину и улыбнитесь. Создайте внутри себя положительный настрой. Для снятия напряжения от выполняемых упражнений не забывайте моргать. Физкультминутка

Слайд 31

УПРАЖНЕНИЕ №1. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх (в потолок), а мысленно продолжаем движение глаз под череп на макушку, как будто Вы туда посмотрели. А теперь глаза вниз, а внимание в область щитовидной железы, как будто Вы взглянули туда, где наше горло. УПРАЖНЕНИЕ №2. Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо. Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за правое ухо. Почему важно при выполнении этих, казалось бы, давно известных упражнений продолжать движение глаз на мысленном уровне? Еще в древние времена на Востоке было известно, что в области макушки находится огромный пучок энергетических каналов, а у внешнего края глаз – центры, связанные с желчными протоками. Поэтому, мысленно продолжая движение глаз, например за ухо, мы тем самым влияем на желчные протоки и печень. Глаза – это окна печени.

Слайд 32

Создать в программе Paint рисунок орнамента применяя : Трафареты Свободное рисование (программа «Планшет») Практическая часть «Сами мы его составим Наш орнамент сочиним Краски, кисти мы достанем Красоту мы сотворим»

Слайд 33

Алгоритм выполнения программы Зайти в «Пуск» Найти программу « Paint » Открыть программу Выполнение работы По окончании работы сохранить выполненную работу Файл Сохранить как Имя файла (своя фамилия) Справа «Сохранить»

Слайд 34

Раздаточный материал

Слайд 38

Домовая резьба

Слайд 39

Большое спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках технологии

Использование информационных технологий на уроках технологии...

Применение информационных технологий на уроках технологии

Презентация на тему "Применение информационных технологий на уроках технологии"Рассказываем о новейших средствах обучения на уроках технологии....

Применение информационных технологий на уроках технологии

В данной статье я делюсь опытом использования информационных технологий на уроке. Уроки технологии являются благоприятным содержательным полем для применения информационно-компьютерных технологий. Как...

Повышение качества проведения учебных занятий через внедрение информационных технологий на уроках технологии

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....

Использование современных информационных технологий на уроках «Технология»

Использование современных информационных технологийна уроках «Технология»...

«Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема с...