Урок по технологии(швейное дело) в коррекционной школе. 5 класс.Тема урока: " Швейная машинка. Заправка верхней нитки"
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

Усынина Евгения Валерьевна

Урок по технологии (швейное дело) в коррекционной школе. 5 класс. Тема урока: "Швейная машинка. Заправка верхней нитки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии.

Предмет: Технология.

Учитель: Усынина Е.В.

Тема урока:  Швейная машина. Заправка верхней нитки.

Цель: Развитие творческого мышления и воображения через усвоение новых знаний по заправке верхней нити в швейную машинку.

 Задачи: 

Образовательные: ознакомление учащихся с последовательностью заправки верхней нити в швейную машинку.

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, ответственность и взаимовыручку.

Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

научатся анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия.

участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении   проблем связанных с технологией.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: швейные машины, таблица «Бытовая швейная машина», инструкции к швейным машинам, нитки , инструкции по ТБ.

Источники информации:

Для учителя

инструкции к швейным машинам, инструкции по ТБ.

Метод литература, сайты интернета

Учебник  для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Швейное дело»

Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая , М. «Просвящение» 2007

Описание этапов урока:

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД( универсальные  учебные    действия)

I. Организационный

Цель:

Создать условия для  вовлечения учащихся на личностно значимом уровне.

  • Приветствие
  • Добрый день!

Вот и прозвенел звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Садитесь.

  • проверка явки обучающихся
  • проверка готовности обучающихся  к уроку
  • настрой обучающихся  на работу

-приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку

( наличие тетради, ручки и дневника0

-рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

II. . Повторение пройденного материала.  

Цель:

Подвести к осознанию своего знания и незнания необходимого для освоения нового материала.

Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.

- Послушайте загадку:

В комнате у бабушки – верная лошадка.

Сколько б ни пахала, а на пашне – гладко.

Как бы не спешила, а стоит как башня.

Но зато под нею быстро едет пашня.

Это швейная машина. Молодцы!  (слайд №1)

-Какую большую тему мы с вами изучаем уже вторую неделю?                          ( Слайд №2)

- Кто предложил первый проект швейной машинки?                                   (Слайд №3)

                Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»

-А давайте вспомним, из каких основных деталей состоит головка швейной  машинки?

 -Давайте вместе соберём швейную машинку. (слайд №4)

- Отгадывают загадку:

Швейная машина.

-Отвечают на вопросы:

Швейная машина;

- Леонардо да Винчи.

Рукав и платформа

 

Повторяют устройство швейной машины.

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем  группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.  

 Физкультминутка  

для  глаз.

Девочки, пожалуйста спокойно откиньтесь на спинку стула. Потрите ладошки друг о друга, пока они не станут горячими, а потом приложите к закрытым глазам. Пусть глазки немного отдохнут, а вы послушайте музыку.

 

 

Давайте продолжим работать на уроке

- Девочки, а что же ещё необходимо для  того чтобы машинка могла выполнять строчки?

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик... (Иголка)  (слайд № 6)

Работа на компьютерном тренажёре тест№3

- Девочки, а как же  машинка работает, с помощью чего она приводится в движение?

(слайд № 5)

Работа на компьютерном тренажёре.

-Давайте проверим какие виды приводов вы знаете.

(работа на электронном тренажёре)тест №2

- Машинная игла.

- С помощью привода..

Привод – это устройство с помощью которого машинка начинает работать.

-Ручной, ножной, электрический)

III. Постановка учебной задачи

Цель:

Подвести учащихся к собственному затруднению и    пути их преодоления.

 

- Девочки, вы много уже знаете о швейных машинках, и устройство, и как машины приводятся в движение, и о таких важных деталях, как игла и винт- раъединитель. Но, поверьте мне, что ещё я много могу вам рассказать о этом удивительном технологическом оборудовании.

- Давайте вместе предположим: а чём я должна вам рассказать?

- Что вы должны узнать?

- Без чего вы не сможете даже на машинках сшить такие вот изделия?  

( слайд №7)

- Конечно, нам нужны ниточки.

А сколько же ниток на швейной машине помогают создавать изделия?

- И сегодня я вам расскажу как заправить одну из ниток.

-Без ниток не сошьём мы изделия.

- Две нитки.

Личностные: построение логических рассуждений

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные: планирование последовательных действий

IV. Изучение нового материала

Цель:

Вовлечение учащихся к  самостоятельную исследовательскую деятельность по овладению нового опыта.

Тема нашего урока сегодня

 « Заправка верхней нитки»

На эту тему нам отведено 4 занятия, сегодня первое.

Последовательность заправки верхней нитки необходимо строго соблюдать, нарушение последовательности отразится на качестве строчки или строчка совсем не получится.

На машинках с ручным приводом заправка верхней нитки осуществляется в следующей последовательности:

  1. катушечный стержень.
  2. Верхний нитенаправитель
  3. Регулятор натяжения верхней нитки.
  4. Пружина
  5. Нитепритягиватель
  6. Нитенаправитель на фронтовой доске.
  7. Нитенаправитель на игловодителе
  8. Игла

Записывают в тетрадь тему урока

« Заправка верхней нитки»

Изучают инструкционную карту по заправке верхней нитки.

Познавательные: учатся выявлять особенности заправки нитки, формулировать выводы

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя,  , задают вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять задачу урока, ориентируются в учебнике; умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу, уважительно относятся к чужому труду, контролируют друг друга.

Физкультминутка.

А давайте немного подвигаемся,   сделаем разминку вместе с « Капельками»

(Видеофильм о физкультминутке.)

V.-Практическая  работа

Цель:

Выявить первоначальный уровень освоения нового материала

Самостоятельная работа в группах.

Выявить насколько обучающие могут применить знания на практике.

И так,  переходим к практической работе.

-Прежде чем начать работать, давайте вспомним о правилах ТБ.

 ( Инструкция по Безопасной работе на швейной машине)

Теперь смело можно приступить к практической работе.

формирование безопасной работы;

-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей    деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях,.  

 Коммуникативные взаимодействовать  с учителем,  группой.

VI.Итог урока

Молодцы! Вижу, все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы.  (Работа в парах).

-проводят самооценку и взаимооценку работ;

-определяют качество выполненной работы;

-рассказывают, слушают;

-выставляют отметки в дневники.

 

Личностные: формироваие эстетического вкуса.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работе

   VII.Закрепление материала

-Какие правила ТБ нужно соблюдать при работе на швейной машине? .

- Как правильно заправить верхнюю нитку в швейную машинку.

рассуждают, отвечают на вопросы, дают самооценку результатам своей работы.

VIII.  Рефлексия

Подвести учащихся к самооценеванию, степени своего продвижения

А, теперь поделитесь мнениями об уроке.

  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я могу…
  • я научилась…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

IX. Домашнее задание

На этом урок закончим и запишем домашнее задание:

Обучающиеся

слушают и записывают домашнее задание  в дневниках.

Личностные:  развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

машинка 1



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока по технологии.

Класс 5.

Тема: «Швейная машина. Заправка верхней нитки».

Тип урока: комбинированый..

Цель урока: способствовать организации деятельности учащихся по формированию знаний об истории создания швейной машины, названии и назначении ее узлов и деталей, развитию конструкторского мышления, воспитывать технологическую культуру, практичность.

Место урока в программе: урок по теме «Швейная машина. Заправка верхней нитки.» входит в большой самостоятельный раздел «Швейная машина».

Структура урока выдержана в соответствии выбранным типом урока и поставленными целями: организационный момент, проверка домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний,  этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала, этап усвоения новых знаний, этап закрепления знаний, этап информации учащихся о домашнем задании.

Характеристика класса: класс в основном успевающий, стараются  всегда вовремя выполнять требования и просьбы учителя.  Могут быстро самоорганизоваться, увлекшись общей творческой задачей. Умеют работать в парах, в группах. Уважительно относятся к результатам труда других учеников, могут проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Основная часть класса стараются быть в числе лидеров, есть и аутсайдеры. Отношения между собой достаточно ровные. К учителю относятся доверительно. Это было учтено при выборе класса для подготовки к открытому уроку.

В процессе выстраивания работы с учащимися по этой теме я планировала сформировать следующие УДД:

Предметные:

Систематизация опорных знаний по машиноведению, осознание роли техники для прогрессивного развития общества, формирование знаний об устройстве швейной машины, истории ее создания .

Метапредметные.

Регулятивные:

умение анализировать познавательные объекты; определять учебные задачи каждого этапа урока;  выполнять сравнения, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала.

Познавательные:

выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и преобразования информации, умение проводить сравнительный анализ.

Коммуникативные:

умение работать в группе, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации уважительно относится к сверстникам в ходе совместной работы.

Личностные:

оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:

  1. Принцип наглядности. Предполагает непосредственное восприятие изучаемых объектов (швейные машины, материалы, учебно-наглядные пособия, инструкционые карты).
  2. Принцип системности и последовательности, соблюдения логики в обучении (связь с предыдущей темой « Устройство швейной машины»).
  3. Принцип доступности и посильности (тема отличается от предыдущих своей технической направленностью, но вполне доступная для 5 класса).
  4. Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессеобучения    ( частично самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока.).
  5. Принцип связи теории с практикой, жизнью (швейные машины имеют более 70% семей).
  6. Принцип научности (учащиеся овладевают общепринятой технической терминологией и общетехническими категориями).

В ходе проведения урока я использовала как традиционные методы обучения, так и новейшие технологии, а именно:

- репродуктивный метод;

- демонстрационный метод;

- методы активизации учебной деятельности;

- проблемный метод;

- технологии использования КТ;

- здоровьесберегающие технологии.

Для положительного настроя обучения я начала урок с обоюдного приветствия, что создало доверительные отношения между учителем и учениками. В целях быстрого включения обучающихся в ход урока я вовлекла их в беседу по теме домашнего задания «Устройство швейной машинки».

На следующем этапе урока ставилась задача актуализировать опорные знания, представить их необходимыми в данных условиях, придать им особую значимость и психологическую окраску. Групповая форма работы («Соберём швейную машинку сами.») возбудила интерес уроку, способствовала активизации учебной деятельности. Были обобщены известные факты, опорные знания связаны с новыми условиями, личным опытом учащихся.

В целях дальнейшей активизации познавательной деятельности и мотивации, развития мышления с помощью загадок и высказываний я подвела учащихся к самостоятельному формулированию темы урока, что соответствует технологии проблемного изложения. На этом этапе шло формирование предметных УУД (систематизация опорных знаний), регулятивных (анализ и переработка информации), а также личностных УУД. Перед этапом практической работы с целью поддержки здоровья я применила здоровьесберегающие технологии – видеофильм о физкультминутке, а также  во время этапа повторения пройденного материала расслабляющая физминутка для газ.

На этапе повторения пройденного материала  использовала работу с компьютером            ( электронные тренажёры)

На этапе усвоения новых знаний стимулирование интереса к уроку происходило через использование интерактивных средств обучения (презентации). Материал презентации был направлен на формирование предметных УУД: (осознание роли техники для прогрессивного развития общества, формирование знаний об истории создания, устройстве швейных машин).  

Во время практической работы ученики исследовали части механического устройства, то есть, их действия были направлены на непосредственное познание действительности, с которой они никогда не сталкивались – это первые шаги  к исследовательской деятельности. Одновременно я старалась побуждать учеников к комментированию своих действий для развития коммуникативных компетенций. Материал для запоминания в практической части урока был не столько объемный, сколько технически довольно сложный для этого возраста  , поэтому руководство учителя было пооперационным. Установка на запоминание нового материала формировалась при помощи учебной наглядности: учебника, информационных карточек, таблиц, слайда «Узлы и детали швейной машины». Использован был принцип научности: ученики овладевали общетехнической терминологией. Наряду с предметными, формировались также УУД:

- регулятивные (ученики анализировали познавательный объект, выбирали наиболее рациональные способы трудовых действий);

- познавательные (практическое освоение основ исследовательской деятельности, проведение сравнительного анализа устройства швейных машин разных марок);

-коммуникативные (умение работать в группе, вести сотрудничество с учителем).

Главным методом этапа закрепления полученных знаний был метод проверки знаний в форме самоконтроля, взаимоконтроля.

  Форма контроля объединяла несколько задач: повторить и закрепить изученную тему и способствовать развитию как личностных, так и регулятивных УУД (умение сравнивать, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала).

На рефлексивно-оценочном этапе я подвела учащихся к осмыслению результата учебной деятельности на уроке. Ученики оценивали степень достижения поставленных ими целей, аргументировали ответы, отвечали на вопросы синквейна. На этом этапе происходило формирование личностных УУД: (умение оценивать свою учебную деятельность, деятельность своих одноклассников).

В ходе занятия были проведены вводный и текущий инструктажи по технике безопасности, динамическая пауза и физкультминутка.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая формы обучения.

Также во время урока  была связь с другими предметами ( межпредметные связи):

  • История  ( история создания швейной машинки. Сведения о учёном Леонардо да Винчи)
  • Чтение
  • Развитие речи
  • Работа с компьютером.

Темп урока был средний. Обстановка на уроке была доброжелательная, доверительная. Цели урока были достигнуты, задачи реализованы.

Домашнее задание несложное, небольшого объема, соответствовало силам и способностям класса. Надеюсь, что ученикам урок понравился.

Перспективы на будущее:

1. Продолжать учить ребят работать в парах, группе.

2.Учить выражать свои мысли, высказывать предположения.

3.Воспитывать технологическую грамотность.

4. Способствовать формированию навыков работы на швейной машине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Отделка швейных изделий. Рюши". 7 класс.

Разработка открытого урока по технологии швейного дела в коррекционной шокле VIII вида.Тема: "Отделака швейных изделий".Тема урока: " Рюши". 7 класс...

Конспект и презентация к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида.Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс.

КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс....

Методическая разработка урока по технологии (швейному делу) в 5 классе.Тема: "Полотняное переплетение. Сведения о нитках"

Характеристика  учащихся класса, для которого проектируется урок:• предметные УУД:-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества; -умеют определять свойства матер...

Урок по технологии (швейное дело) в коррекционной школе, в виде творческого занятия. 9 класс.Тема урока: "Массажный коврик"

Урок построен в виде творческого занятия, на котором учащиеся создают массажный коврик для дополнительных занятий в начальных классах....

Урок по технологии (швейное дело) в коррекционной школе. 5 класс.Тема урока: "Ручные стежки"

Урок по технологии (швейное дело) в коррекционной школе. 5 класс.Тема урока: "Ручные стежки"...

Урок по технологии (швейное дело) в коррекционной школе. 5 класс.Тема урока: "Моталка. Намотка нитки на шпульку"

Урок по технологии (швейное дело) в коррекционной школе. 5 класс.Тема урока: "Моталка. Намотка нитки на шпульку"...