Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"
рабочая программа по технологии (5 класс)

Хонгорова Цыцыгма Дугаровна

 

Рабочая программа 5 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

 

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
  • Учебный  план ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»  на 2016-2017 учебный год.

 

Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
  3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
  4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
  5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

     Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

 

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

  • коррекционно – обучающую;
  • коррекционно – развивающую;
  • коррекционно – воспитательную;
  • воспитание положительных качеств личности;
  • развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

 

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_sbo_rab_pr_2016.docx67.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

          Обсуждено и принято                                                                                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

         на  МО трудового обучения                                                                                                                                                  Директор школы:

         Руководитель МО:

         ____________________                                                                                                                                                                 __________________

          Ц. Д. Хонгорова                                                                                                                                                                            Д.А.Апханова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

              Протокол №1                                                                                                                                                                              Приказ № 97    

        от «01» сентября 2016г.                                                                                                                                                         от « 01 »  сентября 2016г.                                          

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Социально-бытовая ориентировка»

(предмет)

5 специальный (коррекционный) класс VIII вида

(класс, вид)

    Количество часов:

всего 34  часа; в неделю 1 час

Учебный год:  2016 – 2017

Хонгорова Цыцыгма Дугаровна, учитель СБО

(ФИО учителя, должность)

ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.

под редакцией В.В.Воронковой. Авторы коррекционного курса «СБО» В.И.Романина, Н.П.Павлова.

с. Можайка, 2016 г.

Рабочая программа для 5 специального (коррекционного) общеобразовательного класса ГБОУ «ЭС(К)ОШИ VIII вида»  разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по социально-бытовой ориентировке С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.

Структура рабочей программы по СБО

предусматривает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка
  2. Основное содержание предмета, практические работы
  3. Требования к уровню подготовки обучающихся
  4. Контрольно-измерительные материалы
  5. Приложение
  6. Календарно-тематический план реализации рабочей программы по СБО

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по социально - бытовой ориентировке

Рабочая программа 5 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
  • Учебный  план ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»  на 2016-2017 учебный год.

Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
  3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
  4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
  5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметными результатами изучения курса являются:

-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

     Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

  • коррекционно – обучающую;
  • коррекционно – развивающую;
  • коррекционно – воспитательную;
  • воспитание положительных качеств личности;
  • развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний  и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться  с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

           На уроках СБО учитывается дифференциация учащихся.

I группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.

II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.

III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.

Межпредметные связи:

  • СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
  • СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
  • СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.

      Рабочая программа  по СБО составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.

Учебно-тематический план 5 специального (коррекционного) класса по СБО

предусматривает следующее распределение по часам:

  • По школьному учебному плану  в  5 классе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год.
  • Количество часов по рабочей программе  в 5 классе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год.

№ п/п

Название раздела

Количество    

часов

1

«Личная гигиена»

2

 «Одежда и обувь»

3

 «Семья»

4

«Питание»

5

«Культура поведения»

6

«Жилище»

7

«Транспорт»

8

«Торговля»

ИТОГО:

34 часа

Реализация практической части рабочей программы 5 специального (коррекционного) класса по СБО.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках СБО значительное внимание отводится

- экскурсиям (на промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения)

- практическим работам по разделам «Питание», «Одежда и обувь», Жилище»,

- проведению сюжетно-ролевых игр по разделам «Торговля», «Семья», «Жилище»,

- демонстрации видеофильмов, презентаций.

в 5 классе:

         формы включения НРК:

        - элементы урока (5 мин.)

Распределение НРК по крупным темам в 5 классе:

№ урока

Тема

Количество уроков

1

«Личная гигиена»

2

2

 «Одежда и обувь»

1

3

 «Семья»

-

4

«Питание»

1

5

«Культура поведения»

1

6

«Жилище»

3

7

«Транспорт»

3

8

«Торговля»

3

ИТОГО:

14

Реализация коррекционной работы по крупным темам предмета СБО:

Планирование коррекционной работы СБО в 5 специальном (коррекционном) классе

п/п

Крупные темы

Кол-во

часов

Коррекционная работа

1

«Личная гигиена»

5

Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними.

2

 «Одежда и обувь»

2

Развивать логическое восприятие при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению.

3

 «Семья»

2

Активизировать процессы припоминания при восстановлении родственных отношений в семье и записывании фамилии, имени, отчества своих близких родственников.

4

«Питание»

7

Развивать мелкую моторику рук и эстетическое восприятие при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке кухонного стола.

5

«Культура поведения»

3

Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками.

6

«Жилище»

5

Развивать пространственную ориентировку при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением.

7

«Транспорт»

4

Развивать осознанное восприятие в процессе знакомства с городским транспортом и правилами поведения в нем.

8

«Торговля»

6

Развивать пространственную ориентировку и зрительное внимание при знакомстве с видами торговых предприятий и правилами приобретения товаров.


II. Основное содержание предмета, практические работы по СБО

Краткое содержание рабочей программы по СБО (по крупным разделам программы)

5 класс

п/п

Темы

Краткое содержание тем

1

«Личная гигиена»

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению. пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. Воспитание силы воли.

2

«Одежда и обувь»

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.

3

«Семья»

Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.

4

«Питание»

Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовление пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.

5

«Культура поведения»

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Правила поведения за столом.

6

«Жилище»

Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес дома, школы.

7

«Транспорт»

Виды транспортных средств. Проезд в школу и домой. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

8

«Торговля»

Виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные магазины. Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров. Срок годности и стоимость, хранение.

В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:

  • Беседы
  • Практические работы
  • Экскурсии
  • Сюжетно-ролевые игры

III. Требования к уровню подготовки обучающихся 5 специального (коррекционного) класса.

1. Обучающиеся должны знать:

  • Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.
  • Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.
  • Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)
  • Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.
  • Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.
  • Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила организации рабочего места школьника.
  • Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.
  • Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.

2. Обучающиеся должны уметь:

  • Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами
  • Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.
  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
  • Различать виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
  • Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу и омлет, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.
  • Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.
  • Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,
  • Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.
  • Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте  и во всем жилом помещении.
  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
  • Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.

IV. Контрольно – измерительные материалы.

        Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:

  • Тестов
  • Кроссвордов
  • Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
  • Практических работ.

В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.

Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическими особенностями обучающегося.

В конце года проводится итоговый контроль по изученному материалу в виде теста.

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающегося, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
  • самостоятельность ответа;
  • умение переносить полученные знания на практику;
  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Календарно-тематическое планирование по СБО на 2016-2017 уч. год

5 специальный (коррекционный) класс VIII вида (68ч.)

№ урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата пров-я

подр.

тема

по пл.

пров.

I четверть-9 часов.

I

Личная гигиена

5

1

Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека.

1

02.09.15г.

2

Содержание в чистоте и порядке личных вещей

1

09.09

3

Гигиена зрения.

1

16.09

4

Значение зрения в жизни и деятельности человека.

1

23.09

5

Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье детского организма.

1

30.09

II

Одежда и обувь

2

6

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека.

1

07.10

7

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью

1

14.10

III

Семья

2

8

Семья, родственные отношения в семье.

1

21.10

9

Состав семьи учащихся. Взаимоотношения между членами семьи

1

28.10

II четверть-7 часов.

IV

Питание

7

10

Значение питания в жизни и деятельности людей.

1

11.11

11

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

1

18.11

12

Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье.

1

25.11

13

Место приготовления пищи и оборудование его.

1

02.12

14

Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Бутерброды

1

09.12

15

Горячие напитки. Приготовление овощного салата

1

16.12

16

Сервировка стола

1

23.12

III четверть- 10 часов.

V

Культура поведения

3

17

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.

1

13.01.16г.

18

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании

1

20.01

19

Правила поведения за столом

1

27.01

VI

Жилище

5

20

Виды жилых помещений в городе и селе.

1

03.02

21

Разновидности жилья: частное и государственное.

1

10.02

22

Виды отопления в городе и селе.

1

17.02

23

Организация рабочего места школьника.

1

24.02

24

Почтовый адрес дома и школы.

1

02.03

VII

Транспорт

4

25

Виды транспортных средств

1

09.03

26

Проезд до школы. Правила поведения в транспорте и на улицах

1

16.03

IV четверть- 8 часов.

27

Правила и знаки дорожного движения.  

1

06.04

28

Правила и знаки дорожного движения.  

1

13.04

VIII

Торговля

6

29

Виды торговых предприятий. Их назначение для обеспечения жизни и деятельности человека.

1

20.04

30

Продуктовые магазины и их отделы.

1

27.04

31

Продуктовые специализированные магазины.

1

04.05

32

Виды товаров, отпускаемых в продуктовых магазинах

1

11.05

33

Порядок приобретения товаров в продуктовых магазинах.

1

18.05

34

Хранение продуктов питания. Срок годности продовольственных товаров.

1

25.05

                                                                     Итого:

34 ч.

Тематическое планирование по курсу «Социально – бытовая ориентировка»

 5 специальный (коррекционный) класс.

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные понятия,

словарь

Выполнение практической части программы

Национально– региональный компонент

Примечание

I четверть – 9 часов.

I

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА – 5 часов

1

Личная гигиена, её значение для жизни и здоровья человека.  

 Утренний и вечерний туалет.

1

02.09.15

  • Понятие «Личная гигиена»
  • Значение
  • Последовательность выполнения утреннего туалета
  • Последовательность выполнения вечернего туалета.

-выполнение утреннего и вечернего туалета:

- чистка зубов, мытьё рук, лица, ушей, шеи, ног; расчёсывание волос, подмывание на ночь.

- стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя детский крем;

-стирка носового платочка, трусиков, носок;

2

Содержание в чистоте вещей личного пользо-вания. Здоровье и красота прически.

1

09.09

  • Предметы личной гигиены
  • Их назначение
  • Способы ухода.
  • Формирование прически, значение.

Зарисовка предметов личной гигиены.

3

    4

Гигиена зрения, пра-вила бережного отно-шения при чтении и просмотре телевизора.

Значение зрения в жизни человека.  

Правила бережного отношения к зрению

1

1

16.09

     

     23.09

  • Значение зрения
  • Правила бережного отношения
  • Способы расслабления зрения после чтения и просмотра телевизора.

Врачи - окулисты больниц района, города

Запись гимнастики для глаз.

5

Пагубное влияние алкоголя и курения на детский организм.

1

30.10

  • Вред алкоголя на растущий организм
  • Вред курения
  • Воспитание силы воли.

Наркологические центры города Улан-Удэ

II

ОДЕЖДА И ОБУВЬ –

2 часа.

6

Значение одежды, головных уборов и обуви для человека.

1

07.10

  • Значение
  • Разновидности одежды
  • Разновидности обуви
  • Разновидности головных уборов.

-различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;

-подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;

Климатические условия Бурятии, Еравнинского района

Зарисовки одежды, обуви и головных уборов.

7

Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью

1

14.10

  • Поддержание одежды и обуви в порядке
  • Правила ухода (сушка, чистка)
  • Воспитание полезной привычки.

-сушить и чистить одежду

Демонстрация чистки обуви.

Зарисовки обуви

III

СЕМЬЯ – 2 часа.

8

Семья, родственные отношения в семье.

1

21.10

  • Понятие «Семья»
  • Родственные отношения в семье
  • Составление родового дерева.

Беседа о своей семье, составление родового дерева.

9

Состав семьи учащих-ся. Взаимоотношения между членами семьи. ПР

1

28.10

  • Взаимоотношения между членами семьи
  • Запись фамилии, имени, отчества каждого члена семьи

Запись ФИО членов семьи.

II четверть – 7 часов.

IV

ПИТАНИЕ – 7 часов

10

11

Значение питания в жизни и деятельности человека.

Разнообразие продуктов питания.

1

     1

11.11

18.11

  • Понятие «Питание»
  • Значение питания
  • Содержание полезных веществ в продуктах (витамины)
  • Группы продуктов по происхождению (растительная, животная)

-прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его приготовления;

-

Овощи, хлеб, выращенные на полях Бурятии

Зарисовка продуктов растительного и животного происхождения.

        II четверть - 7 часов.

12

Влияние правильного режима и рациональ-ного питания на здоровье детей.

1

25.11

  • Понятие «Режим питания»
  • Значение правильного режима питания
  • Распределение приемов пищи по часам.

Зарисовка часов  с определением времени для приёма пищи.

13

Место приготовления пищи и его оборудование. Правила  и приёмы ухода за посудой.

1

02.12

  • Назначение кухни
  • Оборудование кухни
  • Разновидности посуды
  • Правила ухода за посудой.

Зарисовка посуды.

14

Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Бутерброды.

ПР

1

09.12

  • Понятие «Бутерброд»
  • Виды бутербродов
  • Последовательность приготовления
  • Соблюдение техники безопасности при работе с режущими приборами.

Приготовление простых бутербродов.

нарезать хлеб. Сырые и вареные овощи;

-строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.

15

Горячие напитки.

Приготовление овощного салата. ПР

1

16.12

  • Разновидности салатов
  • Порядок приготовления
  • Подготовка и нарезка овощей.
  • Заправка салата,
  • Подача к столу.

Приготовление чая и овощного салата.

Подбор рецептов салатов.

16

Сервировка стола. ПР

1

23.12

  • Понятие «сервировка стола»
  • Назначение
  • Правила расположения посуды и столовых приборов на столе.

Демонстрация сервировки стола.

Зарисовка расположения столовых приборов, относительно тарелки.

III четверть –10 час.

V

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ – 3 часа.

17

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего состояния здоровья. ПР

1

13.01.16

  • Значение осанки
  • Правила предупреждения искривления осанки.
  • Способы исправления в домашних условиях.

Демонстрация упражнений для укрепления осанки.

Запись упражнений и их выполнение.

18

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расста-вании.

1

20.01

  • Вежливое обращение к взрослым
  • Правила обращения к сверстникам
  • Способы обращения с просьбой и вопросами.

19

Правила поведения за столом.

1

27.01

  • Поведение дежурного
  • Поведение во время приемы пищи.
  • Действия после приёма пищи.

Кафе, рестораны города, поселка

VI

ЖИЛИЩЕ –

5 часов.

20

Виды жилых поме-щений в городе и селе. Виды отопления в городе и селе.

1

03.02

  • Виды жилых помещений (по материалу)
  • Виды жилых помещений (по способы проживания людей)
  • Отличия городских домов от сельских

Жилые помещения города, села

Зарисовка собственного дома.

21

Разновидности жилья: частное и государ-

ственное.

1

10.02

  • Частное жилье, его особенности
  • Государственное жилье, его особенности.

22

Варианты квартир и подсобных помещений.

1

17.02

  • Отдельные комнаты
  • Смежные комнаты
  • Комнаты по назначению
  • Подсобка, кладовка.

Архитектурный отдел города Улан-Удэ

23

Организация рабочего места школьника.

1

24.02

  • Особенности организа-ции рабочего места
  • Назначение
  • Соблюдение распорядка дня.

24

Почтовый адрес дома и школы.  ПР

1

02.03

  • Что входит в почтовый адрес
  • Написание почтового адреса дома
  • Адрес школы.

Запись почтового адреса дома и школы.

Почтовые отделения города, района, села

Уточнить и запи-сать адрес по плану

VII

ТРАНСПОРТ – 4 часа.

25

Виды транспортных средств города.

1

09.03

  • Понятие «Транспорт»
  • Разновидности транспорта (по способу передвижения)
  • Транспорт города Улан-Удэ

-соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

-соблюдать  правила дорожного движения;

Городской пассажирский транспорт.

Зарисовки разных видов транспорта.

26

Проезд до школы. Правила поведения в транспорте и на улицах города.

1

16.03

  • Составление рационального маршрута до школы
  • Правила поведения в транспорте
  • Правила поведения на улицах города, села

ГИБДД города, контролёры.

Зарисовка маршрута

IV четверть – 8 часов.

27-28

Правила и знаки дорожного движения.  

2

06.04

13.04

  • Элементарные правила дорожного движения
  • Знаки дорожного движения, встречающиеся по  пути
  • Назначение знаков дорожного движения

-различать знаки дорожного движения

ГИБДД города.

 Зарисовка знаков дорожного движе-ния.

VIII

ТОРГОВЛЯ – 7 часов.

29

Виды торговых пред-приятий. Их назначение для обеспечения жизни и деятельности чело-века.

1

20.04

  • Торговые предприятия
  • Назначение
  • Характерные различия.

Торговые предприятия города.

30

Продуктовые магазины и их отделы.

1

27.04

  • Назначение продуктовых магазинов
  • Разновидности продуктовых магазинов
  • Отделы, их назначение

Продуктовые магазины города и района.

Зарисовка продуктов по отделам.

31

Продуктовые специализированные магазины.

1

04.05

  • Специализированные магазины
  • «булочная», «кулинария», «Овощи и фрукты»

-округлённо подсчитать сумму на приобретённые продукты;

-оплатить, проверить чек и сдачу;

-культурно вести себя с работниками торговли.

Подбор загадок.

32

Виды товаров, отпус-каемых в продуктовых магазинах

1

11.05

  • фасованный товар
  • товар на розлив
  • товар на разновес.

33

Порядок приобретения товаров в продуктовых магазинах.

1

18.05

  • рассмотреть, выбрать
  • занять очередь
  • подсчитать сумму и сдачу
  • оплатить и побла-годарить
  • сохранить чек.

Запись правил покупки товара

34

Хранение продуктов питания. Срок годности продовольственных товаров.

Экскурсия в продуктовый магазин. ПР

1

25.05

  • хранение фасованных продуктов
  • хранение продуктов на розлив
  • хранение продуктов на разновес.
  • скоропортящиеся продукты
  • определение срока годности (по запаху, по виду, по вкусу)
  • местонахождение продуктового магазина
  • наблюдение за приобретением товара
  • правила поведения.

 

-выбрать необходимые продукты питания с учётом срока годности;

Экскурсия в продуктовый магазин

 

Продуктовые магазины района, села

Зарисовка холодильника и загадка.

Отчет по плану.


Список литературы для подготовки проведения учебных занятий по предмету СБО

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
  2. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
  4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
  6. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для умственно отсталых детей. Практическое пособие. Ярославль: Академия холдинг,2003.
    Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)
  7. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  8. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с. – (Коррекционная школа).
  9. Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 576с.: ил.
  10. Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВЕЧЕ, 2004.- 400с.: ил.
  11. Энциклопедия этикета для детей. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с.
  12. Популярный медицинский справочник. Под ред. Проф. В.А. Василенко, - М.: Вече, 2007. – 400с.
  13. Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.
  14. Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Рисунки Бартова А. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство; Уральское издательство, 2000. – 320с.: ил.
  15. Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по социально-бытовой ориентировке в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Формы приветствия и расставания со старшими и сверстниками»

В ходе  урока изучаются краткие сведения о происхождении форм приветствия, о применении фразеологизмов (например, «скатертью дорога»), о  допустимых формах приветствия старших и сверстников....

Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке по образовательной программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Рабочая программа включает все необходимые разделы. Также предлагается календарно-тематическое планирование по предмету....

Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе специального (коррекционного) класса VIII вида

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физическо...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке в 5 - 10 классах коррекционной школы VIII вида

Рабоча программа предмета " Социально бытовая ориентировка" разработана на основе программы для коррекционных школ VIII вида , под редакцией С. А. Казаковой и В.В. Воронковой. Занятия направлены на пр...

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 6 специального (коррекционного) класса VIII вида"

Рабочая программа 6 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекц...