Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессии и здоровье.
план-конспект урока по технологии (9 класс)

Бебешина Наталья Михайловна

Цели урока: 

- показать взаимозависимость между выбором профессии и здоровьем человека;

- соотнести свое состояние здоровья с требованиями конкретной профессии;

- научить пользоваться материалом, дающим  сведения о путях и условиях получения профессии;

- закрепить представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii_i_zdorove._9_klass.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»)

Тема урока: Профессии и здоровье. 9 класс.

Учитель: Бебешина Н.М.

Цели урока:  

- показать взаимозависимость между выбором профессии и здоровьем человека;

- соотнести свое состояние здоровья с требованиями конкретной профессии;

- научить пользоваться материалом, дающим  сведения о путях и условиях получения профессии;

- закрепить представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Технологии и методы обучения:

- здоровьесберегающие технологии,

- технология проблемного обучения,

- информационно-компьютерная технология,

- технология дифференцированного обучения,

- технология интегрированного обучения,

- коммуникативный метод обучения.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Обмен впечатлениями о собственном настроении. (Здоровьесберегающие технологии, коммуникативный метод установления диалога.)

  1. Введение в тему урока. (Технология интегрированного обучения.)

 Прежде чем перейти непосредственно к теме урока, послушайте, пожалуйста, притчу.

      После смерти души нескольких людей попали в Рай.  В этом месте все их желания мгновенно исполнялись. Стоило им о чем-нибудь подумать, чего-то захотеть - и в тот же миг желаемое появлялось перед ними. Вот это жизнь!!! То, на что многие люди на земле тратили годы, а некоторые даже всю жизнь - здесь случалось в мгновение ока. Стоило только захотеть. Они чувствовали себя Богами и были безмерно счастливы. 

       Так продолжалось какое-то время, их желания становились все изощреннее, но, тем не менее, исполнялись с той же точностью и в то же мгновение. Они попробовали все, что можно было вообразить и даже, то, чего вообразить нельзя - все, даже самые смутные желания, мгновенно исполнялись. И вот настал день, когда их разум не смог придумать ничего нового. Ощущение пустоты, вселенской скуки поселилось внутри. И взмолились они: «О, Господи, покажи нам Землю». И раздвинулись облака и увидели они Землю. А на Земле миллиарды людей придумывали себе ничтожные и великие цели, чего-то желали, тратя на осуществление своих желаний всю свою короткую жизнь. Посмотрев на все это и от души, посмеявшись, они снова стали жить беззаботно и счастливо. 

        Но прошло всего три дня, и все это им ужасно наскучило. И взмолились они тогда: «О, Господи, мы хотим снова посмотреть на Землю». И вновь раздвинулись облака, и Земля предстала перед ними. Но на этот раз вид человеческого муравейника не помог, и они в ужасе  подумали о Вечности, которая словно  гигантская пропасть чернела впереди.  Тогда взмолились они: «О, Господи, покажи нам Ад». 

3. Открытие темы урока. (Технология проблемного обучения.)

  - Как вы думаете, в чем смысл данной притчи?

        Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для человека, как избыток или дефицит сна и пищи.

Эпиграфом нашего урока сегодня будут слова Дж. Рескина: (Технология интегрированного обучения.)

     «Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимо три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех».

- Подумайте и скажите,  о чем пойдет разговор на нашем уроке сегодня?  Какой будет тема урока?

4. Работа над темой урока.

 4.1. Итак, «Профессия и здоровье». (Технология проблемного обучения, технология интегрированного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-компьютерная технология.)

- В каких взаимосвязях могут находиться эти два понятия?  (Технология проблемного обучения, коммуникативный метод диалога.)

Начнем с первой: о влиянии профессии на  здоровье человека.

      Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний у взрослого населения: расстройства сердечнососудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально-обусловлены.

     Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно эти требования можно разделить на группы (слайд №1): (Информационно-компьютерная технология обучения.)

-двигательные (слайд №2): координация движений, сила и мышечная выносливость;

-анализаторные (слайд №3): зрение слух, обоняние, осязание, вкус;

-нервно-психические (слайд №4): сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов;

-интеллектуальные (слайд №5): свойства мышления, внимания и памяти.

      Эти требования часто приводят к хроническим заболеваниям, которые, чаще всего усугубляются условиями труда, к которым относятся бытовые условия, тяжелые и вредные условия труда и одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов.

4.2. Практическая работа. (Информационно-компьютерная технология, деятельностный метод обучения.)

        Сейчас мы выполним практическую работу (слайд №6), в которой проверим свои знания об условиях работы некоторых профессий и соотнесем их с типами профессиональных заболеваний, которые можно приобрести в ходе профессиональной деятельности (ученикам раздаются бланки для выполнения работы).

Время на выполнение работы-5 минут.

 4.3. Рефлексия результатов. (Здоровьесберегающие технологии, метод самоконтроля.)

Сейчас мы проведем анализ выполнения работы методом самопроверки и затем методом взаимопроверки. Сначала проверьте свои работу сами, поставьте себе отметку. Затем поменяйтесь с соседом по парте своими листочками. С помощью подсказки  на слайде № 7 проверьте правильность выполнения работы. Неправильно вписанные профессии зачеркните.

Оцените работу по критериям, расположенным на слайде №8.

Верните работы. Поднимите руку, кто выполнил работу на «5», «4», «3»?

 4.4. Проверка домашнего задания. (Технология интегрированного обучения, технология дифференцированного обучения.)

         Вам  нужно было из различных источников или собственного жизненного опыта привести примеры людей, которые добились профессионального успеха вопреки жизненным обстоятельствам, в том числе и какого-либо недуга или заболевания.

                    ( Слайды №9, №10, №11, №12).

         Если человек не может отказаться от своей мечты, то в его силах развить необходимые качества или компенсировать их отсутствие эффективными приемами организации труда.

       Социологические исследования показали, что 20% старшеклассников подмосковных школ собрались избрать профессию, которая, как оказалась, совершенно не подходила им по состоянию здоровья. Лишь 7% опрошенных при выборе профессии принимали во внимание состояние своего здоровья. Между тем, наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека, в то время, как профессия, не  соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

   4.5. Влияние здоровья на выбор профессии.

- Теперь мы подошли ко второй составляющей нашего урока:   влияние здоровья на выбор профессии.

       На ваших столах лежат буклеты с рекламой учебных заведений. Просмотрите их и найдите соответствующую информацию, которая непосредственно относится к теме нашего урока. Сделайте вывод о значимости  владения информацией при выборе учебного заведения в  зависимости от состояния здоровья (слайд №13).

     Большинство учебных заведений в разделе «Перечень необходимых документов» указывает на  необходимость предоставления справки о состоянии здоровья № 086У.

     Некоторые профессии (особенно военные, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб)  требуют специального отбора.

    Профотбор определение годности кандидата по состоянию здоровья на  основе    социально-психологического и психофизиологического и психо-физиологического изучения личности кандидата (слайд №14).

    Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострения имеющихся хронических заболеваний и возникновения новых.

     Многие ученые отмечают связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остаток здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавиться от тех, которые будут мешать  всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.

  4.6. Диагностическая работа. (Исследовательский метод обучения.)

Методика « Моё здоровье» (приложение №2)

Анализ результатов анкетирования.

    Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины ответов «да» - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

      Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Наше здоровье – один из факторов успешной профессиональной карьеры.

      4.7. Итог урока. (Технология проблемного обучения.)   

Урок хотелось бы закончить арабской пословицей: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть  надежда – есть всё». Объясните смысл пословицы. Сделайте основной вывод для себя и для своих друзей.

 5. Рефлексия занятия.

- Что полезного и нужного для себя вы унесете с урока?

 6. Домашнее задание: Как вы понимаете слова? (слайд №15) (Дифференцированная технология обучения, творческий метод коммуникации.)

     «Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты.» И. Мюллер.

Приложение №1.

Практическая  работа.

          Из перечня профессий выберите и впишите в бланк по две профессии по семи предложенным типам заболеваний, которые могут быть приобретены  в ходе профессиональной деятельности .

      Телемастер, токарь, шахтер, водитель, мастер литейного производства,  учитель, официант, ткач, водолаз, аппаратчик химического производства, врач, монтажник-высотник, каменщик,  летчик,  сталевар, сборщик часов, продавец, парикмахер, ювелир, горнорудный мастер,  экскурсовод.

Типы заболевания

Примеры профессий

Органы дыхания.

Органы слуха.

Органы зрения.

Сердечно-сосудистая система.

Нервная система.

Опорно-двигательная система.

Органы пищеварения.

Приложение №2

                          Методика « Моё здоровье»

Прочитайте утверждение и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.

1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

5. Я часто мёрзну.

6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

9. У меня часто бывают головные боли.

10. Когда мне надо сосредоточится, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.

11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

12. При публичном выступлении у меня учащается  сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

14. Я знаю, что такое « покраснеть до корней волос».

15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Актуальность программы Технология (курс «Твоя профессиональная карьера»)

Назначение программы определяют задачи предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации выпускников основной общей школы....

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Мы в мире профессий.

Цели урока:-формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению;- закрепление знаний  о профессиях;- формирование социально значимые знаний, умений, навыков и жизненно важных кач...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.

Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и             стремлений к профессиональному становлению,...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Человеческие ресурсы.

Цель: формирование адекватного представления о себе и своих возможностях на основе самодиагностики и знания условий развития личностного потенциала....

Элективный курс «Твоя профессиональная карьера» 1 урок

КонспектЭлективный курс «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 9 классовУрок 1Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной орган...