Актуальность программы Технология (курс «Твоя профессиональная карьера»)
план-конспект урока по технологии
Назначение программы определяют задачи предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации выпускников основной общей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_programmy_tehnologiya._tvoya_professionalnaya_karera.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология (курс «Твоя профессиональная карьера»)
Назначение программы определяют задачи предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации выпускников основной общей школы.
Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана в школе решить задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.
Таким образом, личность, будучи объектом профориентационных воздействий, является одновременно субъектом профессионального самоопределения.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся. Общая концепция системы профориентации использована для организации профориентационной работы с учащимися 8-х, 9-х классов, у которых формируется представление о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Для формирования у учащихся способности к анализу профессиональной деятельности используются методические приемы:
- Обучение умению выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий.
- Сообщение сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб.
- Разработка специальных описаний профессий, раскрывающих специфику типа профессии. Краткая характеристика технологических, психологических параметров деятельности профессионала, формула профессии.
- Включение в практику индивидуальной консультации анализа характеристик профессиональной деятельности.
Программа развивающей психологической диагностики охватывает шесть сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности:
- психофизиологическую (поведенческие проявления основных свойств нервной системы);
- мотивационную (присущие личности склонности и интересы, связанные с выбором профессии);
- характерологическую (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности – к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);
- эмоционально-волевую (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);
- интеллектуальную (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности);
- социально-психологическую (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).
Программа курса осуществляется за счет часов, отводимых на изучение технологии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цели курса:
● Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
● Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
● Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
● Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
● Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
● Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессии. Практическая представляет собой предметно-ориентированные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. Учащиеся 8-х – 9-х классов пробуют свои возможности по всем типам профессий: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». В соответствии с рекомендациями примерной программы «Технология. Твоя профессиональная карьера» (с.20), но с учетом ограниченности условий (материально-техническое оснащение, производственное окружение, отсутствие муниципальных УПК, УПЦ) в раздел «Профессиональные пробы» внесена корректировка, позволяющая учащимся диагностировать собственные интересы, способности и склонности в каждой из сфер посредством комплексной профориентационной диагностики. Тематика учебных занятий практической части курса дает возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяет готовность успешно осваивать интересующий предмет на повышенном уровне; создает условия для самореализации ученика.
8 класс
Учебно-тематический план
Всего по программе | 34 часа | |
1. | Цели и задачи курса. | 1 час |
2. | Внутренний мир человека и возможности его познания. | 2 часа |
3. | Мир профессий. | 2 часа |
4. | Представление о себе и проблемы выбора профессии. | 6 часов |
5. | «Секреты» выбора профессии («хочу»-«могу»-«надо»). | 2 часа |
6. | Склонности и интересы в профессиональном выборе | 3 часа |
7. | Возможности личности в профессиональной деятельности. | 7 часов |
8. | Социально-психологический портрет современного профессионала. | 5 часов |
9. | Отраслевая структура общественного производства в РФ. | 6 часов |
9 класс
Учебно-тематический план
Всего по программе | 34 часа | |
1. | Социальный и структурный характер труда | 1 час |
2. | Неисчерпаемость человеческих возможностей | 4 часа |
3. | Психологические особенности личности и успешность профессионального труда | 5 часов |
4. | Мир профессий и труда | 5 часов |
5. | Человек в новых социально-экономических условиях | 3 часа |
6. | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 5 часов |
7. | Моя профессиональная карьера | 3 часа |
8. | Пути получения профессии | 1 час |
9. | Человек среди людей | 1 час |
10. | Профессиональная ориентация школьников. Экономика России | 6 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"
предпрофильная подготовка учащихся...
Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"
Программа разработана с учетом требований к вечерней школе и профессионального самоопределения учащихся....
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.
Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Мы в мире профессий.
Цели урока:-формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению;- закрепление знаний о профессиях;- формирование социально значимые знаний, умений, навыков и жизненно важных кач...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессии и здоровье.
Цели урока: - показать взаимозависимость между выбором профессии и здоровьем человека;- соотнести свое состояние здоровья с требованиями конкретной профессии;- научить пользоваться материалом, д...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.
Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и стремлений к профессиональному становлению,...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Человеческие ресурсы.
Цель: формирование адекватного представления о себе и своих возможностях на основе самодиагностики и знания условий развития личностного потенциала....